Информационная поддержка уроков биологии.

Информационная поддержка уроков биологии.
Биология – предмет особый. Его преподавание должно раскрыть перед ребенком тайны живой природы. В границах кабинета и в рамках 40 мин школьного урока сделать это очень трудно. Поэтому с тех пор, как в нашей школе появился компьютерный центр, расширились возможности в обучении биологии за счет использования компьютерных технологий. Использование в процессе обучения компьютерных технологий: способствует эффективному усвоению учебного материала; помогает сделать процесс обучения более разнообразным и увлекательным, личностно - развивающим; позволяет принципиально расширить возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения; предоставляет большие возможности ученику для реализации творческих способностей. Преимущество компьютерных технологий позволяет использовать материал на различных этапах урока многократно, приостановить в нужный момент; детализировано изучить объекты и их части; воспринимать материала на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне. Уроки с использованием электронных изданий вызывают большой эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление. В учебном процессе компьютер может выполнять сразу несколько функций: информационную – служит источником информации; коммуникативную – является средством общения; развивающую – развивает мыслительную деятельность; образовательную – источник знаний; контролирующую – самоконтроль знаний. В своей практике применяю имеющиеся учебные электронные пособия на самых различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, выполнения лабораторных работ, получения дополнительной информации на уроке. В теме: «Корень. Виды корней и корневых систем» изучение происходит в виде проблемно-поисковой беседы. Для закрепления же можно использовать фрагменты электронного учебника. Это разнообразит методы, используемые на уроке, повысит самостоятельность, активность ребят, интерес к предмету. Часто использую электронные учебники с целью изучения нового материала по теме: «Клеточное строение корня. Зоны корня». В этом есть преимущества: хорошо видны особенности строения каждой зоны. Яркость и красочность, подробность материала. Использую тестовый контроль знаний. В конце каждой лабораторной работы есть итоговый контроль знаний, который и можно использовать в качестве тестового опроса. Результат: быстро, эффективно проверяю работу ребят. С максимальной возможностью стараюсь использовать все электронные учебники, которые имеются у нас в школе. Кроме того использую во внеурочной работе: для подготовки к экзаменам; проведения элективных занятий; подготовки рефератов, презентаций. Возможности компьютерных технологий помогают создавать свои версии мультимедийных разработок урока или фрагментов урока, презентаций.
Начиная, с 6-го класса ребята работают с электронными учебниками Биология 6-11. Лабораторный практикум , «Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия» ( «Уроки биологии. 6–7-й класс»; «Уроки биологии. 9-й класс»; «Уроки общей биологии. 10–11-й класс»). Это программное обеспечение имеет много положительных сторон. Прежде всего, электронные учебники составлены профессионально с точки зрения биологии, методики преподавания и возрастной психологии. Материал отобран в соответствии с учебным планом, точно дозирован (все, что предложено в блоке одного урока, соответствует возможностям среднего ученика данной возрастной группы ). Уроки сопровождаются удачно подобранными иллюстрациями, что также способствует лучшему запоминанию материала. По ходу урока неоднократно меняются формы деятельности учащихся: они , то слушают голос диктора, то читают текст, то рассматривают иллюстрации, то подыскивают правильные ответы по схемам. Это снимает утомление и обеспечивает активную работу в течение всего урока. На таких уроках работа учащихся облегчается инструктивной карточкой, составленной в соответствии с текстом электронного учебника. В ней обозначены вопросы, на которые надо найти ответы в электронном учебнике и записать их в рабочие тетради; указано, какие рисунки по теме урока надо сделать, какие данные нужно найти и занести в предложенные таблицы.
Инструктивная карточка.
Тема урока: «Строение и значение цветка»
Работая на уроке с электронным учебником, ты должен делать следующее.
1. Слушай и читай текст, рассматривай иллюстрации и пояснения к ним. 2. Сделай схематический рисунок строения цветка и укажи его основные части. 3. Выпиши в тетрадь особенности растений, опыляемых ветром и насекомыми (заполни таблицу в тетради).
Особенности растений, опыляемых ветром.
Особенности растений, опыляемых насекомыми.

1.
2.
3.
4.
5.


 4. Найди в тексте ответы на вопросы и запиши их в тетрадь: – Что такое соцветие? – Каково значение околоцветника? 5. Зарисуй схему строения простых и сложных соцветий (назови растение). 6. Сдай тетрадь учителю на проверку. 7. Выполни тестовое задание, предлагаемое электронным учебником, и результат покажи учителю.
 

Тема «Значение и стадии мейоза».
Слушай и читай текст, рассматривай иллюстрации и пояснения к ним.
Выпиши в тетрадь определение
мейоз
фазы мейоза
Профаза I. Кроме обычных процессов, происходит конъюгация (запиши определение) с образованием бивалентов (тетрад) и кроссинговер (обмен участками гомологичных хромосом, перекомбинация). 2n4с.
Метафаза I. Образуется метафазная пластинка из бивалентов. 2n4с.
Анафаза I. Гомологичные хромосомы расходятся к разным полюсам клетки, разделяются на 2 гаплоидных набора. Происходит перекомбинация хромосом, 2n4с.
Телофаза I. Происходит, как при митозе, 1n2с.
Интерфаза II. Короткая, нет S-периода, 1n2с.
Второе деление мейоза происходит идентично митозу.
Профаза II – 1n2с; метафаза II – 1n2c; анафаза II – 2n2с (перекомбинация), телофаза II – 1nс.
Когда происходит перекомбинация генетического материала? Отличия от митоза? (Запиши в тетрадь)


Учащиеся работают с электронным учебником, читая текст, рассматривая иллюстрации и слушая комментарии диктора к этим иллюстрациям. Выполнив все задания, сдают тетради на проверку и переходят к выполнению тестовой части урока, в которой предложены вопросы по изученному материалу. Часто вопросы сопровождаются иллюстрациями, помогающими учащимся дать правильный ответ. Кроме того, очень важно, что каждый ребенок может работать на уроке в соответствии со своими индивидуальными возможностями и в том ритме, который его устраивает. В любой момент ученик, прослушав материал и просмотрев иллюстрации еще раз, может вернуться к вопросу, который он не понял или не разобрал до конца. Все это повышает эффективность урока, а использование компьютерных технологий, несомненно, стимулирует интерес к предмету и активизирует познавательную деятельность учащихся. Впрочем, использование электронных учебников имеет и отрицательные моменты. Например, компьютер не может, как учитель на уроке, неоднократно обращать внимание учеников на наиболее сложные вопросы, пока не убедится, что ребята все поняли. В этом вопросе ведущая роль за учителем. Кроме того, на уроках с использованием электронных учебников мы лишены возможности работать над монологическими ответами учащихся. Чтобы научить ребят анализировать и высказываться в заключительной части такого урока я обязательно использую ряд слайдов, содержащих вопросы, позволяющие проконтролировать, как усвоен новый материал. Это и текстовые вопросы, и вопросы, сопровождающиеся фотографиями.
Тема: «Деление клетки. Мейоз».
I Обсудите в паре, составьте рассказ о хромосомах по данным вопросам
Уровень А
1Что такое митоз и амитоз? Каково их биологическое значение?
2 Что такое хромосома?
3 Из чего состоит хромосома? Хроматин?
4 Какие хромосомы называются гомологичными?
5 Диплоидный набор хромосом(2n)? (n?)
6 Как называется набор хромосом характерный для вида?
Уровень В
1Объясните схему:
Одна хромосома =Две хроматиды=Две молекулы ДНК=4 полинуклеотидные цепочки
2 Одинаков ли генетический состав двух хроматид одной и той же хромосомы. Обоснуйте ответ.



13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415


13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

По своему опыту могу сказать, что материал, предлагаемый учащимся в такой форме, запоминается намного лучше, чем на традиционных уроках в кабинете биологии. А правильно подобранная система уроков с использованием электронных учебников в конечном итоге приводит к более высокому уровню усвоения предмета. Имея минимум часов в учебном плане, учителю биологии необходимо выполнить текущие задачи обучения. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Я уверена, использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся.

Коллегам хочется сказать то, что мы знаем – ограничено, а то, что не знаем – бесконечно. Поэтому используйте ИКТ на уроках, идите в ногу со временем.










в



Root Entry