Внеклассное мероприятие на тему Покормите птиц зимой

ГБОУ ЛНР
«Ровеньковская общеобразовательная школа №9»








Из опыта педагогической деятельности
Внеклассное мероприятие
Тема: Покормите птиц зимой.















Шумакова Юлия Николаевна
учитель начальных классов
I категории
Адрес учебного заведения:
Кв. Гагарина, 26.












Учитель: Сберегите Землю! Люди, сберегите
От лесных пожаров, загрязненья рек!
Сохраните, люди, природу сохраните.
Чтобы на Земле не вымер человек!

Учитель: Ребята, мы не зря начали наше мероприятие с этого стихотворения.
Давайте прочитаем его внимательно еще раз и ответим на вопрос, может ли человек существовать без природы ? ( ответы детей)
- Как вы понимаете слово «природа», для чего она нужна человеку?
- Какое значение она имеет для вас?

Учитель: Иногда действия человека очень сильно влияют на природу. Мы часто своими действиями наносим ей вред, реже помогаем. Человек должен беречь землю, леса, животных.

Детям предлагается зарыть глаза. Звучит запись голосов птиц. Учитель: Что вы, ребята, представили сейчас? (выслушиваются мнения детей). - В какое время года можно услышать голоса птиц? - А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение? - Почему? - Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты).
Учитель: Голодно зимой в лесу и зверям и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам. Даже таким проворным и шустрым, как поползень, приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут. "Как птице перезимовать?" К. Мухаммади (читают ученики) Как птицам перезимовать? Известно, что у птах Нет ни халатов ватных, Ни байковых рубах. У многих даже нет гнезда: Они в грозу, и в град, И под дождём, и в холода На ветках сидя спят. Учитель: Вы, ребята, наверно, уже догадались, что наш классный час сегодня будет посвящён птицам: как помочь им пережить трудное зимнее время. Тысячами гибнут они в это время года, но не от холода, а от голода. Ученые подсчитали, что из 10 синиц весну встречают 1-2. Для того чтобы слушать песни птиц весной, нужно быть неравнодушными и помочь им пережить тяжелую пору.
Что же это за птицы?
Давайте послушаем выступление группы «Исследователей» с информацией по зимующим в наших краях птицах.


Презентация «Зимующие птицы», сопровождающаяся рассказами детей.

Ученик: Своей группой мы провели исследование, зпдачами которого были знакомство с разнообразием зимующих птиц нашего края, определение птиц, прилетающих к кормушкам, узнать какой корм предпочитают птицы. Для чего мы изучили материалы Большой энциклопедии, провели наблюдения. Провели опрос учителей и родителей. У нас получились такие результаты.
Зимуют в нашей местности: вороны, сороки, галки, голуби, синицы, совы, снегири, куропатки, свиристели, дятлы, воробьи.
Прилетают к кормушке свиристели, синицы, снегири, воробьи, голуби.
Сейчас мы представляем вашему вниманию небольшую презентацию, в которой расскажем о некоторых зимующих птицах.
Отгадайте, что это за птица?

Синяя косынка, темненькая спинка,
Маленькая птичка. Звать ее..(синичка)

Синичка: Меня можно увидеть не только в лесу, но и в городских парках, я маленькая, как воробышек. У меня черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный клюв. Я охотно поселяюсь в старых хвойных лесах. Место для гнезда я выбираю в гнилом пне или занимаю пустые дупла, сделанные лесным плотником дятлом. Зимой охотно поедаю семена ели, сосны и других растений.

Учитель: Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Летом она питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада. Зимой синицы перекочевывают ближе к селениям и городам. Синицы часто прилетают на балконы и расклевывают завернутые в бумагу продукты. Любят они несоленое сало. Зимой трудно найти синицам пищу, поэтому надо устраивать для них столовые. К кормушке. Куда насыпают сухой паек, можно привязывать и кусочки сала.

Синичка: Ребята, а как зовут эту птицу?

На ветвях, украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки по яблоне весело снуют.
Гусениц мороженых яблоки клюют. Снегири

Снегирь: Я снегирь. Я уверен, что вы меня сразу узнали по моей красной грудке. Я частый гость зимой в ваших лесах. Не случайно мое имя связано с первым снегом. Посмотрите, какой у меня толстый черный клюв. Им я вылущиваю семена ягод черемухи, можжевельника и рябины. Охотно поедаю я семена ольхи и березы. Голос у меня скрипучий «жи-ши», вместе стем я издаю и мягкие звуки «фю-фю», «фьи-фьи».

Учитель: А что это за стайка маленьких, сереньких птичек сидит на дереве и так жалобно чирикает, словно жалуется на голод : «чуть-жив, чуть-жив».?

Воробей. Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями. Вы думаете, воробьи ненужные птицы? Нет, мы главные защитники – сторожа городских парков и садов. Свое потомство мы выкармливаем насекомыми и их личинками, принося большую пользу человеку.



Дятел: Хоть я не молоток – по дереву стучу;
В нем каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный.
- Кто же это, ребята вы догадались? (это дятел)

Учитель: судя по окраске, вы большой пестрый дятел. Какое разнообразие красок в вашем костюме. Вряд ли у кого найдешь такое сочетание. Это о вас говорят : «Дятел – лучший друг леса», вас ласково зовут Тук Тукич , о вас складывают загадки, например: «Не дровосек, не плотник, а лучший в лесу работник».

Дятел: Да это обо мне. Вся жизнь моя проходит на деревьях. Здесь я добываю себе корм из-под коры деревьев, так как пищей мне служат личинки жуков и насекомых, живущие в коре и древесине. Достаю я их своим тонким языком, который может высовываться изо рта на 10-12 см. Язык у меня липкий и имеет на конце маленькие шипинки. Мелкие насекомые прилипают к языку, а большие прямо нанизываются на его конец. Питаюсь я также и семенами хвойных деревьев.
Ноги у меня приспособлены к лазанию по стволам деревьев. Пальцы на ногах имеют острые когти и расположены не так, как у других птиц. Два пальца направлены вперед, а два назад. Это помогает мне прочно держаться за кору деревьев.

Учитель: Как внимательный, врач, дятел осматривает, выстукивает, выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено, дятел принимается долбить его. По следам работы дятлов легко узнать заражен лес или здоров. Но этого мало: дятел в лесу не только врач, он еще и плотник. За свою жизнь он выдалбливает десятки дупел; и его дупла служат домиками, в которых с удовольствием поселяются на летний сезон скворцы, мухоловки, синицы и многие другие очень полезные птицы.

Учитель: Спасибо вам птички! Много интересного вы рассказали нам о своей жизни зимой. Что вы можете пожелать ребятам?

Синица: Не забывайте о нас, ребята зимой. Устанавливайте для нас птичьи столовые. Помогайте нам пережить трудное время зимнее. А мы привыкнем к вашей кормушке зимой и не улетим от вас весной в лес.

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло
Разве можно забывать:
Улететь могли
А остались зимовать
Заодно с людьми

Учитель: Молодцы, спасибо за выступление.
Сейчас я хотела бы проверить, насколько внимательно вы слушали рассказы о птицах. Проведем игру «Найди пару». На доске записаны названия птиц, вам необходимо прикрепить напротив птицы карточку с названием корма, которым нужно кормить птиц зимой. Для этого разделимся на две команды. Игра на время, чья команда быстрее и правильно выполнит задание, победит.

Игра «Найди пару»

1.Рябина. Ворона 2.Макароны Воробьи 3.Семечки. Синицы 4.Ягоды шиповника голуби 5.Ржаной хлеб. снегири 6.Белый хлеб дятел 7.Шоколадные конфеты сорока 8.Яблоко 9.Пшено (крупа) 10.Гречневая каша 11.Сало соленое 12.Кусочки сырого мяса и др. Проверка задания: с блюда с "угощениями» для птиц выбираются полезные и вредные продукты. - Ребята, я вам предлагаю подумать, какие правила надо соблюдать, чтобы  кормить птиц зимой? (Во время подкормки не сорить, не оставлять полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки и т.д. Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, в одно и тоже время. Птицы будут сами прилетать к этому времени. Кормить регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени. Корма класть немного)
Учитель: Замерзший корм, может привести к летальному исходу. Таким образом, мы говорим о важности изготовления кормушек. Сейчас вашему вниманию предоставляется выступление группы «Умелые ручки», которая познакомит нас с разнообразием кормушек, которые мы можем изготовить своими руками.


Презентация кормушек сделанных детьми, рассказы о процессе их изготовления
(кормушки из пластиковых бутылок, кормушки из бумажных пакетов)

Ученик:
Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму.
Мы готовим кормушки - угадайте, кому?
Кто летает, как мячик, мячик серенький мой?
Наше дело ребячье – уберечь их зимой.
Пуховые подушки на осинах белы.
Сыпьте зерна в кормушки, сыпьте корм на столы.
И они вам за это, зорко сад сторожа,
От вредителей летом сберегут урожай.
Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму!
Мы готовим кормушки – угадайте, кому?


Учитель: А теперь я предоставляю слово третьей группе « Выдумщики, рассказчики», которые сочинили стихотворения, частушки, призывающие беречь природу, помогать птицам, подготовили выставку рисунков на тему «Покормите птиц зимой!»

Презентация «Выдумщиков, рассказчиков»
Учащиеся исполняют частушки

В нашем классе суматоха,
В нашем классе суета,
Собираем корм для птиц мы,
Вот такие здесь дела.


Ведь всем классом мы решили
Зимой птичкам помогать,
Мы кормушки изготовим,
Будем корм им насыпать.


Эти чудные кормушки
Мы повесим в школьный сад,
Прилетайте в гости птички,
Будет каждый всем вам рад.










Стихотворения

Не робей, воробей!

На дворе белым-бело,
Землю снегом замело.
Трудно птицам зимовать,
Трудно пищу добывать.
Подлетай, воробей, подлетай, не робей!
Видишь девочку? Она принесла тебе зерна.
Подошла к крылечку,
Сыплет на дощечку.
Подлетай воробей,
Угощайся , не робей!


Помогу птичкам.
В воздухе кружится Беленький снежок. Он укрыл деревья Поле и лужок.
Птичкам стало хуже, Корма не достать. Мы поможем пташкам Перезимовать
Вывесим кормушки С хлебом и зерном. Прилетайте, пташки , В гости вас зовём! * * * *
Улетели в прошлое метели. Не осталось и следа. Лишь весны весёлой трели Скоро грянут и тогда:
Лес проснётся с песней звонкой, Расцветёт в саду сирень
И в наш сад вернётся скоро Мой знакомый соловей.
Сколько радости, тревоги Принесёт он, посмотри, Его песни будем слушать От зари и до зари .







Учитель: Ребята а кто из вас знает народные приметы, связанные с птицами ?

Синица к избе – зима на дворе.
Дикие гуси летят, зимушку на хвосте тащат.
Когда зимой вороны собираются целой стаей, летают, кружатся, каркают – жди снега или мороза.

Учитель: Молодцы, ребята, вы хорошо подготовились к сегодняшнему мероприятию, которое я хотела бы закончить второй частью стихотворения. Пусть эти строки будут девизом всех наших добрых дел.


Сохраните Землю! Берегите Землю!
Для детей и внуков, для зверей и птиц.
Сохраните Землю! Берегите Землю!
Чтобы в Красной книге не было страниц.