Разработка внеклассного занятия на тему Хакасия мой край родной (5класс)


Разработка внеклассного занятия для 5 классов: «Хакасия мой край родной».
Цель проведения:
заинтересовать воспитанников историей родного края, сформировать желание и интерес к познанию истории хакасского края.
Задачи проведения:
формировать у детей танцевальные навыки хакасского танца;
развить эстетический вкус, воспитать возвышенные чувства к родному краю;
оказать существенное влияние на физическое развитие ребенка.
Номинация: духовно-нравственная.
Оборудование: презентация с изображением родного края, чатхана и хакасских танцев.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Педагог: Ребята, давайте на минутку представим себе, что мы отправляемся в путешествие по своему отчему краю – Республике Хакасии. Наш родной край настолько привлекателен, настолько разнообразен. Если мы посмотрим на Хакасию с высоты, то увидим раздольные степи, мохнатую тайгу, высокие горы, реки. Хакасия со всех сторон окружена горами, по-хакасски – тасхылами. Площадь Хакасии составляет 61,9 тыс. кв км.
По характеру природных условий Хакасия неоднородна. Также неповторима Хакасия по красоте. Мы живем в Хакасии. А столица нашей Хакасии – город Абакан, сравнительно молодой город. В 2001 году ему исполнилось только 70 лет. Абаканцы любят свой город. Они сделали его красивым. Когда вспоминают легенду о происхождении города, то они часто шутят, что у слабых “медвежьей крови не бывает”. И люди, жители Абакана – сильные, честные люди, настоящие сибиряки.
Т. ТрофимецАбакан
Город мой на широких ладонях степей.Город мой, стал ты песней любимой моей.В ритмах дня ты звенишь и гудишь, как чатхан,Город мой, мой родной Абакан.Я иду, а веселые лица детей,Как жарки, на широких твоих площадях.Яблонь цвет, шум дождя и дыханье Саян,Все в тебе, мой родной Абакан.
Прекрасны хакасские песни, народные танцы, хороши традиции и добрые обычаи хакасского народа. Сейчас мы услышим, как звучит чудесный национальный инструмент – чатхан.
Звучит чатханПедагог: С хакасским искусством народного танца знакомы жители многих республик, областей и краев России, так как танцоры ансамбля “Жарки” побывали в ряде стран земного шара и привозили самые высокие награды за свое мастерство.
Женские танцы выражали нелегкую судьбу хакасской девушки, ее гордость, нежность и мечты о счастливой жизни. Древние хакасские танцы напоминают движения охотников, диких зверей и птиц. Наши танцы постепенно менялись с изменениями условий жизни народа. Хакасские танцы покорили многих тысяч зрителей. Они, подобно песням, сказаниям, тесно связаны с жизнью народа. До недавнего времени хакасы не имели своего танца. У хакасов, как и у всех малых народностей России, искусство существовало в форме устного народного-творчества. Существовали музыкальные мелодии, сказания, тахпахи. Танца, как законченного произведения, хакасы не имели. Поэтому создателям народных хакасских танцев пришлось изучать быт и обряды хакасов, прислушиваться к их мелодиям, присматриваться к движениям во время труда, домашних занятий и праздничных игр.
Изучение элементов хакасского танца.
Педагог: А теперь предлагаю всем, кто любит и знает свой край, ответить на вопросы викторины:
Как называлось жилище хакасов? (Юрта)
Хакасы верили, что этот магический предмет не пускает в дом нечисть, место его было у порога. Им нельзя бить человека, это к беде. Когда переезжали на новое место, его обязательно забирали с собой? (Веник)
Назовите крупные озера Хакасии? (Черное, Иткуль, Шира, Фыркал, Беле)
Назовите пять крупных городов Хакасии? (Абакан, Черногорск, Абаза, Сорск, Саяногорск)
Среди снежных песков Западных Саян выделяется священное место для каждого хакаса – гора. (Борус)
Какие полезные ископаемые добывают в нашей республике? (Уголь, золото, мрамор, железная руда, алюминий)
Назовите летний напиток наших предков, который утоляет жажду и голод? (Айран)