Статья на тему Технология группового обучения в начальной школе


Технология группового обучения в начальной школе в условиях ФГОС.

Андреева О.В., учитель начальных классов
г. Томск, МАОУ СОШ № 47
Современный уровень образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и групповые.
При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.
Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.
Благодаря применению групповых технологий обучения обеспечивается активность учебного процесса, достигается высокий уровень усвоения содержания учебного материала, оказывается мощное стимулирующее действие на развитие ребенка.
Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:
взаимное обогащение учащихся в группе;
организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;
распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);
коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание;
обмен способами действия для получения совокупного продукта деятельности – решения проблемы;
рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.
Особенности организации групповых форм обучения.
класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;
каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.
При групповой форме работы учащихся на уроке возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. При этом знания конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении слабому однокласснику.
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1. Подготовка к выполнению группового задания.
а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).
б) Инструктаж о последовательности работы.
в) Раздача дидактического материала по группам
2. Групповая работа.
а) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
б) Распределение заданий внутри группы.
в) Индивидуальное выполнение задания.
г) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
д) Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).
3. Заключительная часть.
а) Сообщение о результатах работы в группах.
б) Анализ познавательной задачи, рефлексия.
в) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи, дополнительная информация учителя на группу.
Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся и группе целом.
Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна она при проведении работ-практикумов, при отработке навыков разговорной речи, при изучении текстов, копий исторических документов и т. п.
Приведу пример. Урок русского языка в 4 классе. Тема урока: « Неопределенная форма глагола». На столе лежат карточки четырех цветов. Дети выбирают понравившийся цвет, таким образом создается четыре группы. Сначала повторяем правила работы в группе. Затем дети самостоятельно распределяют роли: организатор, протоколист, «хранитель времени», оратор. Всем группам выдано задание. У глаголов определить время (вырасту, думал, беречь, находить, нарисую, идти). Дети приступают к работе. Во время обсуждения в группах приходят к выводу, что у глаголов беречь, находить, идти нельзя определить время. Что это глаголы неопределенной формы. Затем каждый учащийся из своей команды объясняет к какому выводу они пришли и дает оценку работы своей группы.
Если проводишь уроки с применением группового метода регулярно, то конфликтных ситуаций внутри команды в ходе урока практически не возникает и разногласий по поводу оценок не бывает. Дети довольно быстро учатся сотрудничеству и приобретают умение оценивать личный вклад каждого в общее дело.
Дети – это будущие взрослые. Любой детский коллектив – это модель будущего общества. Обучая сегодня детей сотрудничеству, умению владеть собой в критических ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем жить в действительно демократическом обществе.
Поэтому считаю использование группового метода в образовании и воспитании детей обоснованным и своевременным.
Литература
1. Активные формы преподавания литературы. – М.: Наука, 1991.
2. Аронсон Э. Общественное животное. М., 1998.
3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы. – М.: Наука, 1991.
4. Жураковский В., Сазонова З. «Работа в команде» как педагогический принцип. // Высшее образование в России. – 2005. - № 8.
5. Котов В. В. Организация на уроках коллективной деятельности. – Рязань, 1977.
6. Кочетова А. Подготовка к коллективной деятельности. // Высшее образование в России. – 2005. - № 8.
7. Лиймет Х. Й. Групповая работа на уроках. – М., 1975.
8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие/Под ред. Е. С. Полат. М., 1999.
9. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
           10. Селевко Г. К. Технология проведения дискуссии. // Школьные технологии. – 2004. - № 5.
МБОУ АСОШ им. А.  Н. Косыгина Красногорского района Московской области
                                                          Галина Сергеевна Никулина, учитель русского языка и литературы  Страница