Тематический классный час «Моя Хакасия» Классный руководитель: Луферчик Ангелина Станиславовна Группа 1-ОР-12 2 курс. ГБОУ РХ СПО «ЧГСТ»


Тематический классный час "Моя Хакасия"
Классный руководитель: Луферчик Ангелина Станиславовна;
Группа 1-ОР-12; 2 курс. ГБОУ РХ СПО «ЧГСТ» (Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия среднего профессионального образования «Черногорский горный техникум»)



Живым ковром меж снежных гор покоясь,Горишь жарками – блёстками шитья,А Енисей, как будто синий пояс,Обвил тебя, Хакасия моя.Гощу ли в отдаленной стороне я,Где голую равнину выжег зной, -Встает и там, отрадно зеленея,Весенняя тайга передо мной.Я вижу твои древние курганы,Где рыж ковыль, как ржавчина копья, -Они – как зарубцованные раныПод сердцем у тебя, земля моя.

Ольга Катющик,
Цели:
Повышение ведущих духовных ценностей своего Отечества, связанного с творчеством хакасских писателей;
Формирование чувства патриотизма, гражданского самосознания и любви к своей малой
Родине.
План:
Творчество хакасских поэтов;
Традиции хакасов.

Ход мероприятия:
Николай Георгиевич Доможаков
Стихотворение: “Родная моя земля”
Хакасия – земля родная!Ты существуешь с давних пор.Жила ты, светлых дней не зная,Терпя бесправия позор.Курганов каменные плитыСтоят, как тяжкой жизни следОни, как люди, с тьмою слиты,Согнулись спины их от бед.На всём следы былых страданий.И если вслушаться в ручей, То звук старинных причитанийПослышится в тиши ночей.Как много – каждый неизвестен! – Хакасов гибло на пути.И сколько сладкозвучных песенНе вырвалось из их груди.
Вступительное слово классного руководителя: Отчизной наделен каждый человек. И если он любит свою Родину, то участвует в ее судьбе, печалится из-за её горестей, веселится на ее праздниках, заботится о ее делах. Для каждого из нас Родина имеет свое значение. А что для вас Родина?
Студенты:
- Место, где родился и вырос.
- Родные люди.
- Это место, где всегда поймут и примут в свой круг.
- Это место, куда всегда хочется возвращаться.
-  Это люди, живущее рядом, которыми ты гордишься.
Классный руководитель: О чувстве любви к Родине можно говорить много. Но есть люди, которые говорили об этом чувстве стихами – это наши Хакасские писатели.
Студент: Василий Андреевич Кобяков родился в 1906 году в деревне оспа Ширинского района. В раннем детстве остался круглой сиротой. Чудесная природа Хакасии вдохновила его на создание стихотворения “Песня о степи”
Василий Андреевич Кобяков
“Песня о степи”
Здравствуй, степь, напомни мнеО родимой стороне,Где в цветах курган,Где струится АбаканПо раздольной стороне.Все равно здесь, вдалиОт моей родной земли,Лишь подумаю о ней, -Радость в сердце всё сильнейОт ветров родной земли.Вижу синь её лугов,Пью нектар её цветов.Светлой грустью озарён.Слышу жаворонка звонНад ковром её лугов.Степь, к тебе издалекаМчится здешняя река.Ты, река, в родимый крайЭту песню передай,Как привет издалека.
Студент: Михаил Семенович Коков родился 21 ноября 1914 года в деревне Попушино Ширинского района. В детстве, как и все деревенские мальчишки, помогал старшим, пас скотину. Любовь к Родине у Михаила Кокова предметна. Создавая образ Хакасии, в своем стихотворении “Родная земля”, Хакасия наполняет множеством конкретных деталей.

Михаил Семенович Коков
“Родная земля”
В лесу – и зверь пушной и птица,В заимке – скот, в земле – металл.Недаром родиной гордитсяХакас, что равноправным стал.На склонах гор шумит пшеница,По волнам рек спешат плоты, -И блещут стройки, как зарницы,Среди полночной темноты.И, просыпаясь в дымке синейОт рева мощного гудка,Седой тасхыл сквозь зыбкий инейГлядят на звёзды рудника.
Студент:  Тема родного края – одна из важных у поэта Михаила Еремеевича Кильчичакова. Естественная привязанность к своей земле приобретает в его стихах глубокий исторический смысл. Образ родины перекликается у него со степью, тайгой, Енисеем, древними курганами. Это значит, что любовь к ней у поэта всеобъемлюща и в то же время конкретна.
Михаил Еремеевич Кильчичаков
“Земля моя – Хакасия”
Живым ковром меж снежных гор покоясь,Горишь жарками – блёстками шитья,А Енисей, как будто синий пояс,Обвил тебя, Хакасия моя.Гощу ли в отдаленной стороне я,Где голую равнину выжег зной, -Встает и там, отрадно зеленея,Весенняя тайга передо мной.Я вижу твои древние курганы,Где рыж ковыль, как ржавчина копья, -Они – как зарубцованные раныПод сердцем у тебя, земля моя.
Классный руководитель:  Каждому живущему в Хакасии известно имя первого “романиста”, поэта, ученого, педагога Николая Георгиевича Доможакова. В стихах о природе он восхищался её красотой. Обращаясь к цветку, он изливает ему свою благодарность за его совершенство, красоту и радость, которую он приносит человеку.

Николай Георгиевич Доможаков
“Цветок”
Степной цветок –Краса природыИ вешний цвет её лица, -Ты сердце радуешь народа,Глаза лаская без конца.Распространяя запах сладкий,Ты пчёл завеешьНа пир земнойИ разрешаешь без остаткаВсё взять из чашечки цветной.Да, угощаешь ты на славу…И в дни,Когда листва падет,А на холмах увянут травы, -о летеНам напомнит мёд.
Студент: Очеловечивание природы – это лишь один из способов проникновения в ее тайны, открыть которые можно лишь в стихотворениях. Огонь в поэзии Валерия Майнагашева показан как предтеча красоты, энергия природы.

Валерий Георгиевич Майнагашев
“Жарки”
Вновь брожу я по лесам зеленымНад бездымным пламенем жарков,И кукушки голос отдаленныйСловно сердце вешнее лесов.О жарки, жарки, вы дети солнца(Так у нас в народе говорят),По лесам, лишь только май вернётся,Миллионы солнышек горят.Знаю я, что есть цветы другие.Восхищает нас их красота,Но они, как девушки чужие,Мне не грели душу никогда.
Студент: Анатолий Кыштымов – автор упоительной пейзажной лирики. Его одинаково радуют и лучи весеннего солнца, и неистовое кипение снежной вьюги. Радостью и восторгом, он видит обновление природы в стихотворении:

Анатолий Кыштымов
“Вот и зима…”
Вот и зима…Опять пришла блондинка, Кусты обсыпалаМельчайшим серебром,Чудесной девушкой подбросила снежинкиИ резко крутанула подолом.На снег с небесСлетаются снежинки,Заката кониБродят по снегам,Жуют снега, хрустятИ звонко динькаютПод небом бубенцы по вечерам.
Классный руководитель: Мы много можем говорить о наших Хакасских писателях. Все они в своих стихах отражают красоту нашей природы, ее становление и обновление. Но мы недостаточно задумываемся о численности даров природы, о ее зелёных лесах, о голубых озерах, о птицах и животных, которые помогают нашей природе выжить.
Хакасия прошла нелегкий исторический путь, однако хакасский народ сохранил свою культуру и самобытность, сохранил и древние памятники – курганы с каменными изваяниями, на которых выбиты рисунки и надписи. В настоящее время на территории Хакасии насчитывается приблизительно 30 тысяч курганов, стел и писаниц, поэтому ее называют уникальным археологическим памятником под открытым небом.
Студент:  Хакасия – неповторимый по уникальности край, проезжая по его дорогам, удивляешься разнообразию картин природы. То выжженная солнцем степь, то травяной ковер с разноцветными головками цветов. Если же дорога заведет путника в хвойную тайгу, то он поразится высоте пихт, толщине кедра, янтарной смоле лиственниц, а если повезет, то отведает он наше знаменитое сибирское лакомство – знаменитые кедровые орешки.
Студент:  Не менее богат и животный мир тайги. Здесь можно встретить и белую куропатку, жителям крайнего Севера, и самого крупного из оленей – лося. Живут здесь косуля, марал, медведь, рысь. Гордостью хакасской тайги являются белка, соболь, горностай, колонок и другие пушные звери. Не менее разнообразен птичий мир: глухарь, тетерев, рябчик – законные обитатели тайги.
Богата Хакасия и полезными ископаемыми. Её карта почти вся исчерчена черными квадратами – это указано местонахождение каменного угля, обозначены также знаками месторождения ценных и редких металлов.
Учитель:  Мне бы хотелось, чтобы вы задумались на нашей темой и продолжили изучения истории Хакасии: традиции, обычаи хакасского народа, творчество, культуру и быт.
Традиции хакасов. Мини-доклады студентов:
Из напитков у хакасов самым популярным остается чай. Многие по традиции заваривают его с богородской травой (ирбен), с ягодами шиповника, брусники и черной смородины.  В степных районах, говорят, сохранилась интересная чайная традиция: гость, выпив из вежливости не менее пары чашек чая, по окончании застолья должен перевернуть кружку на блюдце кверху дном, сказать "полар, алгыстапчам" (достаточно мне чая, благодарю) и выйти из-за стола, пока чашка остается открытой, хозяйка будет подливать чай снова и снова.
Кумыс до xix века был излюбленным молочным напитком. Позже его вытеснил айран - напиток из скисшего молока. Потом хакасы научились перегонять его на молочную водку - араку.       Многие столетия хакасы не знали проблемы алкоголизма. Это сейчас целые спившиеся деревни коренного населения никого не удивляют. Пьянство пришло на территорию саянских татар вместе с русскими.       Считается, что в организме хакасов нет какого-то фермента, из-за чего аборигены быстро пьянеют и привыкают к алкоголю. Арака же редко была крепче 10 градусов, пили ее по праздникам, а женщины, так и вообще, могли попробовать спиртное только после рождения второго ребенка. Водка служила "не для хмеля", а ради сплочения застолья, была этакой "трубкой мира», Араку из большого казана наливали в чашу и передавали гостям по кругу.
Как же на природе  без шашлыка? Блюда хакасской национальной кухни без мяса невозможны. Традиционное мясо на косточке и конские копченые кишки. С давних времен существует у хакасского народа обычай приезжать в гости с тулупом (гостинцем). “Когда гостя встречают, весь улус сыт бывает”, — говорят в народе.
Любого человека, зашедшего в дом, хозяева встречали приветливо. В летнее время гостю подавали в пиале айран, а зимой — абыртхы.
В хакасской кухне основным блюдом всегда было мясо, поэтому очень много интересных рецептов из конины, а также из домашней птицы, рыбы.

А знаете ли вы, что слово «пирог» (пiрiг) пришло из тюркского и переводится буквально как “соединение”?
В старину, когда парень женился,  он не приводил невесту в дом отца. После сватовства, до свадьбы, родственники жениха и соседи, собравшись вместе, ставили ему новую юрту, куда он и приводил свою будущую жену. Так вот, пирог обязательно готовят в день свадьбы, в день, когда соединяются влюбленные, создается новая пара, соединяются двое молодых людей из разных родов и из разных семей.
Начинку для пирогов готовили в доме родителей жениха, а тесто — в доме родителей невесты. И в день свадьбы, как правило, подростки приносили все это во вновь построенный дом жениха, где начинку и тесто соединяли и выпекали. Отсюда и пошло название пирогов. В обычные дни тоже готовили пироги, но в день свадьбы это был обязательный ритуал.
Древние хакасы считали, что все боги живут на очень высокой горе, отсюда возникли культ камня и обряд поклонения каменным божествам.  Их называли – менгиры. Так выглядели божественные идолы, которым поклонялись предки хакасов. Этим древним изваяниям 6000 лет, они на 1000 лет старше каменных изваяний на острове пасхи. Высечь лик на камне – значит пригласить божество или дух к общению, то есть установить для него определенное место, где к нему обращаются люди и приносят дары.
Часто лики сопровождаются рисунками. Чем больше рисунков, тем важнее божество. Обычно рисунки обозначают пространство. Это может быть три мира, собранные воедино: земной, небесный и подземный. Жизнь попадает на землю с небес в виде дождя или с водой горных рек, а потом стекает в подземный мир, в царство мертвых.
Подведение итогов.