КЛАССНЫЙ ЧАС РОДНОЙ КРАЙ ХАКАСИЯ (6КЛАСС)


Классный час «Родной край Хакасия»
Синюю тучу чатхан семиструнный рокотом звонким пронзит.
Много сердцам вдохновлённым и юным песня хайджи говорит.
Тёплые ливни посыпались разом - всюду трава зелена…
Русский, хакас – мы народы России, Родина наша сильна.
С.П. КадышевОрганизационный момент: Ведущий зачитывает эпиграф, представляет состав двух команд (крестики и нолики), членов жюри. Объясняет правила игры: «На доске перед вами 9 клеток – табло, они зашифрованы хакасскими словами. Кто из вас знает, что они обозначают? В ходе игры мы проверим ваши предположения.
ПiР iКi УС
TOPT ПИС АЛТЫ
ЧИТiСiГiС ТОFЫС
Защита команд: название, девиз и эмблема. Команда ноликов - « Саяны», что от хакасского слова «сабына» - сын так хакасы называют западные Саяны. Мы все сыны и дочери своей маленькой Родины. Команда крестиков «Палалар », от хакасского слова «дети».
Ход игры:
При выборе клетки для следующего хода, табличка с надписью заменяется соответствующим математическим символом. Когда же задание данной части табло выполнено, то, по решению жюри, оно заменяется крестиком или ноликом, а цифра и её название располагают рядом на доске.
Игру начинает та команда, на которой остановится считалочка: « Пита, сутта, пира, нара, ибе, сибе, туба, крес!»
ПiР (один)
« Национальная одежда».
Народный костюм хакасов представляет собой исторически сложившийся комплекс, впитавший за долгое время своего существования, развития различные моды. Одежду изготавливали из кожи, меха, ситца, шёлка и др., валяли войлоки, ссучивали нитки.
На одно платье уходило до 5 метров ткани. При украшении одежды сочетали семь цветов: малиновый, жёлтый, оранжевый, белый, голубой, зелёный и алый. Нарядный халат (тузалых) в середине 9 века можно было купить за 80 рублей.
Задание: Используя шаблон, симметрично дорисовать и раскрасить узоры для украшения одежды (приложение 1.1).
2.iКi (два)
По представлению хакасов вселенная делилась на три мира по диагонали: верхний, средний и нижний. Верхний находился на небесах, и там обитали 9 творцов – чаянов. В среднем жили люди, а в нижнем правили семь подземных божеств - эрликов.
Посмотрите, как выглядит изваяние божества, выполненное из камня 5 тысяч лет назад. Какие символы вы видите? Что каждый из них может обозначать?
Верно, это изображения солнца, ветра, животных, человека и др. Используя свои символы, составьте свое изображение «на камне» и поясните по - возможности смысл: за что отвечает, отчего оберегает и т.п. (приложение 1.2).
Где ещё мы можем увидеть некоторые из этих символов? Вы правы – это флаг, герб Республики Хакасия (приложение 1.3).
3. УС (три)
Детские игры являются неотъемлемой частью культуры любого народа. Миру детства в духовной культуре уделяется особое внимание. Главная цель игры – подготовка и накопление опыта к жизни и труду. В играх хакасского народа есть игры на подвижность, на развитие точности, ролевые игры. Предлагаем вам сыграть хотя бы в две из них.
«Игрес»: в этой детской игре водящему завязывают руки кушаком под коленями, и он находится в согнутом положении. Водящий должен скакать вприсядку и ловить играющих зубами. Пойманный игрок становится игресом.
« Окрас»: в этой игре по традиции участвуют только мальчики. Участники делятся на 2 команды. По правилам, нужно прыгая на одной ноге сбить противника с ног ударом плеча. Выигрывает команда, сбившая большее количество врагов. Мы ограничимся тем, что предложим участникам вытолкнуть противника за меловой круг.
4. TOPT (четыре)
Любите ли вы читать сказки?
Кот их главные герои?
Какие животные встречаются в этих сказках?
Всегда ли добро побеждает зло?
В культуре Хакасии есть сказки, легенды, были.
Сказки бывают волшебные: с превращениями и волшебными предметами (чатхан),
О справедливости (два брата, чванливый шаман).
Исторические: о героях, которые были на самом деле.
Топонимические: о происхождении географических мест (птенец турпана)
Похожие по замыслу и сюжету сказки встречаются в культуре других народов.
Каждая команда должна выбрать соответствующих героев хакасских сказок.
На карточках: Чилбиген, Чудо-Юдо, Алтын-Арыг, Иван – крестьянский сын, Василиса-Прекрасная, Хаара-хан, Кащей, Хумдузах, Арбунах, Золушка, Мохсагал, Салтан, Кубай-кус.
5. ПИС (пять)
Хакасские загадки - «сиспек» развивают сообразительность. Согласно хакасским обычаям, запрещалось загадывать загадки по дороге, иначе горные хозяева могут навредить. Вечерами молодёжь собирались и соревновались на сообразительность. Не отгадавшие загадки участники за свой счёт угощали собравшихся.
Попробуйте отгадать загадки, предложенные вашему вниманию:
Вершина дырявая, нутро червивое. (Юрта)
Чёрный, но не ворона, рогатый, но не бык. (Жук)
Поверхность перламутровая, внутренность жемчужная. (Рыба и икра)
В простом поле кипит чёрный котёл. ( Муравейник)
В пузырь кровь налил, на молодой тальник привязал. ( Красная смородина)
Если в воду зайдет – тысяча, если из воды выйдет – один. (Хвост коня)
Если в воду зайдёт – не размокнет, если на гору поднимется – не рассохнется. (Копыто лошади)
Солнце бушует, колонок шипит, змея ползёт, звезда варится. (Плавление железа)
В огне не горит, в воде не тонет. (Имя человека)
На чёрном шёлке рассыпаны бусы. (Небо и звёзды)
6. АЛТЫ (шесть). Пословицы и поговорки « соспек» - это памятники народной мудрости, в них заключена мораль, отражена любовь к своей Родине, семье. В фольклоре отражены знания повадок животных, умение сравнить их с повадками человека.
Задание: каждой команде выдаётся набор разрезанных на две части пословиц, поговорок. За ограниченное время необходимо правильно разложить их по парам и зачитать жюри.
Благо, когда рядом дрова Благо, когда рядом деревня
Будущего коня видно по жеребёнку Будущего человека видно с детства
Слово взрослого держи рядом Слово старого положи в мешок
Друга в чёрный день оставить Навсегда себя ославить
Лентяй сидя спит Лёжа работает
Ума не купишь Самому надо думать
Не верь чужим словам Верь своим глазам
Человек, который лжет И воровать может
Будешь старших слушать Дни твои будут долги
Не убив зверя Шкуру не снимай
При подведении итога этого конкурса ведущий спрашивает, как учащимися понимается смысл той или иной пословицы.
7. читi (семь)
Боярская писаница в районе реки Сухая Тесь - композиция, созданная первобытными художниками. Впервые их открыл для науки и скопировал А.В. Адрианов в 1904 году. Большая и Малая Боярская писаница – это живописный рассказ прошлых поколений о самих себе. Это не портрет конкретных селений, это идеальная, обобщённая картина жизни целого народа более чем двух тысячелетней давности, созданная художниками на основе реальных впечатлений. Знакомство с ними волнует каждого и даёт пищу фантазии. Ведь вокруг лежат земли, всё ещё хранящие память о кипевшей ранее бурной жизни.
Задание: Наш конкурс - для вас, фантазёры, составьте рассказ по фрагменту Боярской писаницы. Через 3-5 минут предложите его нашему жюри и своим соперникам (приложение 1.4).
8. СiГiС (восемь)
343090551117500У хакасов существовала своя древняя система обозначения счёта знаками, напоминающими римские цифры. Специальные цифровые знаки существовали для единицы – 1, для пятёрки - /, десятки – х, пятидесяти - /\ , ста – Ж , пятисот - и тысяча - . Цифровые знаки вырезались на деревянных бирках « киртiгес». Ими пользовались для записей количества уплаченного ясака, при счёте голов скота, возов сена.
Задание: Решите задачи.
1)Расположите в порядке возрастания горные вершины, имеющие указанные высоты:
КарагашАнжу-Тайга Узной Таш-ТагПара- Тайга ШонкырКолашСамбыл2931 2858 2710 2859 2789 2849 2346
2) Летняя верхняя одежда (кип-азах) в начале 19 века стоила 15 рублей, зимняя войлочная юрта – 150 рублей, летняя берестяная юрта – 35 рублей. Сколько одежды можно было купить, продав весной войлочную юрту и купив берестяную?
9. ТОFЫС (девять)
Согласно хакасским мифам, Орион – это души трёх маралов, превратившихся в звёзды. В древние времена жил в Хакасии богатырь Кокетей, который спас и вырастил щенка из яйца турпана. Во время охоты от неё не мог укрыться ни зверь, ни птица. Однажды Кокетей вместе с собакой погнался за тремя маралами. Загнанные звери попросили помощи у богов и были взяты на небо. Кокетей был превращён в звезду Сириус. По легенде в последний год мира сойдёт Кокетей на землю и поможет людям.
Задание: Предлагаем нашим командам показать « Домашнее задание»: инсценировку сказки хакасского народа.
Подведение итогов членами жюри.
Ведущий: сегодня мы только чуть-чуть заглянули за ширму исторического наследия народа нашей Республики. Пусть это малое станет для вас из ручейка зародившегося интереса бурной знаний и творчества, чтобы вы могли посвятить себя делу изучения и сохранения культуры.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.2

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.3

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.4