Исследовательская работа на тему Гидроусилитель руля на трактор Т-25


Оглавление
1.Введение……………………………………………………………………………………4
2. Сравнительная характеристика аналогов……………………………………………….5 - 6
3. Гидроусилитель руля на тракторе…………………………………………………….....7 -16
4. Технология изготовления………………………………………………………………17 - 21
5. Заключение………………………………………………………………………………...22
6. Литература…………………………………………………………………………………23

Научно – практическая конференция «Шаг в будущее»
Секция: «Транспортные машины, системы и оборудования»
«Гидроусилитель руля на трактор Т-25»
Автор: Самбаев Дугар Бато-Очирович,
МБОУ»Зуткулейская средняя общеобразовательная школа» 9 класс
Руководитель: Тумуров Доржи Галсандоржиевич,
МБОУ»Зуткулейская средняя общеобразовательная школа»
Учитель технологии
Консультант: Галсанов Цырен ЦырендашиевичАннотация
Целью нашей работы является применение гидроусилителя руля на тракторе Т-25 для управления трактором без лишних человеческих усилий.
В прошлом году мы изобрели погрузчик КУН для трактора Т-25. Самодельные погрузчики незаменимы в сельском хозяйстве. Они существенно упрощают работу по загрузке и разгрузке урожая, а также позволяют выполнять огромное количество других операций, не прибегая при этом к тяжелому ручному труду. Собрать самодельный погрузчик не так уж и сложно. Его можно выполнить на базе уже имеющейся техники, или собрать полностью с нуля. Все зависит от ваших технических знаний и финансовых возможностей. В прошлогодних сельскохозяйственных работах вышла еще одна проблема. При поднятии груза КУНом, а это примерно 300 килограммов с ковшом, нагрузка на передние колеса повышаются на много раз, и поэтому рулевое управление трактора получается неповоротливым. А самое главное повышается затрата человеческой силы при поворотах рулевого колеса, а в общем направленного движения трактора.
Исходя, из этой проблемы нам пришлось придумать гидравлическое управление руля на тракторе Т-25. Изобретение получилось отличным, так как управление трактором стало легким не зависимо с грузом или без груза.
Научно – практическая конференция «Шаг в будущее»
Секция: «Транспортные машины, системы и оборудования»
«Гидроусилитель руля на трактор Т-25»
Автор: Самбаев Дугар Бато-Очирович,
МБОУ»Зуткулейская средняя общеобразовательная школа» 9 класс
Руководитель: Тумуров Доржи Галсандоржиевич,
МБОУ»Зуткулейская средняя общеобразовательная школа»
Учитель технологии
Консультант: Галсанов Цырен ЦырендашиевичПлан исследований
Проблема: В серийном выпуске трактора Т-25 не предусмотрено гидравлическое рулевое управление.
Гипотеза: Если будет показана подробная технология изобретения гидравлического управления рулем на тракторе Т-25, то будет возможность изготовления частными предпринимателями или же постановки на серийный выпуск.
Объект исследования: человек и техника
Предмет исследования: гидроусилитель руля
Задачи исследования: 1.Изучение научной методики
2. Анализ и расчет возможности изобретения
3. Изготовление и испытание изобретения
4. Составление инструкции по изготовлению
5. Выводы и рекомендации
Введение
В сельском хозяйстве используется огромное множество разнообразной техники. Начиная от тракторов, сеялок и поливочных машин. Наиболее востребован сегодня трактор Т 25. Данная марка известна с 1966 года. Выпускается в различных модификациях и с различными дополнительными функциями. Предназначен трактор для пахоты на легких почвах, междурядных обработок изошедших культур и перевозки небольших грузов. Возможность устанавливать на трактор навесных и прицепных механизмов намного расширила его сферу деятельности.
Самое востребованное навесное оборудование:
овощная однорядная копалкаполевой опрыскивательпосадочная машинафризовый механизм для срезания почвенного слоя
рассеивателькультурное приспособлениеТ-25 можно использовать практически с любым навесным оборудованием, чтобы смена одного дополнительного оборудования на другое происходила быстро, спецтехника должна быть оснащена запасными деталями. В магазинах и на специализированных базах можно заказать любую комплектацию, вплоть до снегоуборочных насадок.
Сегодня цена на Т-25 в несколько раз ниже, чем на других представителей данного класса специализированной техники. Именно успешная ценовая политика производителя данной модели тракторов, в отличном сочетании с высокими техническими возможностями и экономностью эксплуатации этих машин объясняет широкую популярность данной модели рабочего транспорта. Цена нового трактора на рынке специализированной техники в пределах разумного, она полностью соответствует сочетанию цены и качества. Покупая трактор в первую очередь нужно определиться с моделью, а именно для чего вам нужна это техника. Далее надо подумать какие дополнительные функции нам могут потребоваться в работе. Ведь если покупая новый трактор , то вместе с ним на заводе изготовителе можно заказать и все дополнительные механизмы. Таким образом, можно существенно сберечь свой бюджет.

Сравнительная характеристика аналогов
Техническая характеристика Т-25
Кабина Т-25 остекленная, одноместная и двухдверная, но весьма удобная для длительной работы. В кабинном отсеке оборудовано отопление и свет, каркас безопасности и изоляция, защищающая от внешнего шума. Наличие обогревающих и шумоизоляционных приспособлений выгодно выделяет транспорт на фоне других, аналогичных технических средств. Также особое внимание, при разработке конструкции данной модели тракторной техники, было уделено удобству и функциональной комфортности работы водителя. Поэтому кабина оснащена вентиляционной системой и возможностью осуществлять естественное проветривание салона, а также зеркалами заднего вида, которые значительно улучшают уровень обзора во время движения машины. Имеющаяся рулевая колонка регулируется, что делает работу легче.
Самые известные марки: Т-25А1 (базовая модель), Т-25А2 (тент), Т-25А3. Постоянно обновляется серия данных машин, поэтому новые трактора Т - 25 постоянно занимают лидирующие позиции. Такие тракторные машины, обладающие малым диапазоном мощностных возможностей, и являются одними из самых экологически безопасных транспортных средств. Тракторы данного модельного ряда полностью соответствуют необходимым стандартам и ГОСТам. Несмотря на небольшие габариты, техника способна удовлетворить достаточный спектр запросов и выполнить ряд рабочих задач, с высоким производительным показателем. Одним из основных преимуществ подобного транспорта является их маневренность.


Рулевое управление трактора Т-25
Рулевое управление трактора предназначено для изменения направления движения. Она состоит из наклонной рулевой колонки, колеса, винтового механизма и пары конических шестерен для переналадки рулевого колеса при работе на реверсе. Сварная рулевая колонка установлена на верхней плоскости крышки главной передачи. Рулевая колонка образуется трубой 11 (рис.1) с приваренными к ней верхним корпусом 10 и нижним фланцем 13. Фланец, прикреплен болтами к крышке главной передачи. На верхней плоскости фланца рулевой колонки трактора Т-25 выполнено заливное отверстие главной передачи, закрытое конической резьбовой пробкой-сапуном, и два прилива с запрессованными в их расточках капроновыми втулками для валика системы управления двигателя.Рис.1 Рулевое управление Т-251 — рулевое колесо: 2 — заглушка рулевого колеса; 3 — войлочный сальник; 4 — масленка; 5 — литая гайка; 6 — шариковый подшипник; 7 — ведомая коническая шестерня; 8 — вал рулевого управления; 9 — самоподжимной сальник; 10 — верхний корпус рулевой колонки; 11 — труба рулевой колонки; 12 — декоративный щиток; 13 — нижний фланец рулевой колонки Т-25; 14 — стяжной болт; 15 — верхний лист главной передачи; 16 — стопорный винт; 17 — гайка рулевого механизма; 18 — спаренные рычаги рулевого управления; 19 — вал сошки рулевого управления; 20 — втулка вала сошки; 21 — резиновое уплотнительное кольцо; 22 — войлочный сальник; 23 — стяжной болт рычага сошки; 24 — рычаг сошки; 25 — короткая втулка вала сошки; 26 — сферическая заглушка; 27 — гайка; 28 — ведущая коническая шестерня; 29 — крышка; 30 — стопорное кольцо; 31 — защитный колпак.Внутри рулевой колонки Т-25 проходит сварной рулевой вал 8, который вращается в шариковом радиальном подшипнике 6. Наружное кольцо подшипника запрессовано в верхнюю расточку корпуса 10 и зажато литой стальной гайкой 5, ввинченной в корпус. От самоотворачивания гайка застопорена кернением резьбы. Внутреннее кольцо подшипника напрессовано на вал 8 до упора в торец ведомой конической шестерни 7. Коническая шестерня установлена на сегментной шпонке и вместе с внутренним кольцом подшипника зажата на валу гайкой 27 с замковой шайбой. На верхний шлицевой конец вала рулевого управления Т-25 надето и зажато гайкой рулевое колесо 1. Сверху гайка крепления рулевого колеса закрыта заглушкой 2. Ведущая коническая шестерня 28 выполнена заодно с валиком, который свободно вращается в расточке чугунной крышки 29. От осевого перемещения шестерня зафиксирована пружинным стопорным кольцом 30. Выходящий из крышки шлицевой хвостовик ведущей шестерни закрыт пластмассовым колпаком 31. Крышка 29 с шестерней 28 прикреплена болтами и штифтами к передней обработанной плоскости верхнего корпуса рулевой колонки трактора Т-25 и через люк в корпусе входит в зацепление с ведомой шестерней 7.Обычно люк в корпусе закрыт плоской штампованной крышкой. Крышку 29 с шестерней используют только при переналадке трактора для длительной работы на заднем ходу. В этом случае на выступающей из крышки шлицевой хвостовик шестерни устанавливают рулевое колесо. К задней плоскости верхнего корпуса 10 крепят корпус выключателей системы электрооборудования трактора. К трубе 11 рулевой колонки Т25 приварены кронштейны для рычагов управления двигателем и удвоителем главной передачи и прикреплен винтом щиток 12, закрывающий электропроводку к корпусу выключателей. 
Верхний корпус рулевой колонки с коническими шестернями и подшипником смазывают солидолом через масленку 4. Резиновый каркасный сальник 9 и войлочный сальник 3 предохраняют от течи масла из корпуса и защищают его от пыли и воды. Нижний хвостовик вала рулевого управления представляет собой винт с трапецеидальной двухзаходной резьбой и размещен в верхней крышке главной передачи. На резьбу винта навинчена бронзовая гайка 17 рулевого механизма Т-25. Цапфы гайки установлены в расточках верхних головок спаренных рычагов 18 рулевого управления, закрепленных стяжными болтами 14 и призматическими шпонками на валу 19 сошки. Рычаги 18 обрабатывают в сборе, поэтому их раскомплектовка при разборке трактора не допустима. Стяжные болты стопорят проволокой. Вал 19 сошки расположен в стальных цементированных втулках 20 и 25, запрессованных в расточки верхней крышки главной передачи рулевого механизма Т-25. От осевых перемещений вал сошки и втулку 25 фиксирует стопорный винт 16, цилиндрический хвостовик которого входит в отверстие втулки кольцевую канавку вала сошки. На выступающем из крышки шлицевом конце вала закреплен стяжным болтом 23 рычаг 24 сошки рулевого управления. Детали винтовой пары механизма рулевого управления трактора Т-25 смазываются маслом, которое разбрызгивают шестерни главной передачи через люк в верхнем листе корпуса.Сферическая заглушка 26, резиновое кольцо 21 и войлочный сальник 22 предохраняют от течи масла через расточки под вал сошки и защищают рулевой механизм Т-25 и главную передачу от пыли и грязи. При вращении рулевого колеса бронзовая гайка 17 перемещается по резьбе винта, проворачивая спаренные рычаги, вал и рычаг сошки. Перемещения рычага через продольную рулевую тягу, двуплечий поворотный рычаг и рулевую трапецию вызывают поворот передних направляющих колес.Направление вращения рулевого колеса совпадает с направлением поворота трактора Т-25 как на прямом, так и на реверсивном ходу (при установке рулевого колеса на хвостовик ведущей конической шестерни). Угол поворота спаренных рычагов ограничен снизу упором рычагов в верхний лист 15 главной передачи, а сверху — упором в прилив верхней крышки главной передачи; соответственно ограничено продольное перемещение бронзовой гайки и число оборотов рулевого колеса. Поэтому рычаг сошки рулевого управления Т-25 должен быть установлен на шлицах так, чтобы число оборотов рулевого колеса от среднего положения в одну и другую сторону было одинаковым. При повороте спаренных рычагов происходит незначительное смещение гайки вдоль продольной оси трактора, так как цапфы гайки перемещаются по окружности, центром которой является ось вала сошки. Это вызывает качание вала рулевого управления относительно верхнего подшипника на небольшой угол, который находится в пределах допустимого люфта шарикового подшипника. Винтовая пара механизма рулевого управления Т-25 изготовлена с большой точностью, обладает высокой износостойкостью и не требует регулировки в эксплуатации. Нормальный люфт рулевого колеса не превышает 15—20°.При увеличении люфта необходимо проверить затяжку стяжных болтов крепления рычага сошки, спаренных рычагов и гаек, зажимающих подшипник рулевого вала. 
Принцип действия рулевого механизма 
Во время поворота руля передается вращение рулевому валу, червяку, ролику, валу сошки, сошке, нижний конец которой передвигает назад или вперед продольную рулевую тягу. Затем движение передается при помощи шарниров левому поворотному рычагу, шкворню поворотного кулака и цапфе левого колеса, а также поперечной рулевой тяге, правому поворотному рычагу, шкворню поворотного кулака и цапфе правого колеса. Цапфы совместно с направляющими колесами совершают поворот на некоторый угол. 
При повороте направляющие колеса, так же как и ведущие, проходят разное расстояние. Для того, чтобы исключить боковое скольжение колес, угол их поворота делают разным. Для этого служит рулевая трапеция, обеспечивающая разные углы поворота направляющих колес. Основанием рулевой трапеции служат поперечная рулевая тяга и трубчатая балка передней оси, а боковыми сторонами — поворотные рычаги. При помощи шаровых шарниров рулевые тяги соединяются с сошкой и поворотными рычагами. Рулевое управление трактора Т-25 последних модификаций использует шаровые шарниры выполненные из пластмассы с обрезиненными вкладышами. Данные шарнирные соединения смазываются только во время сборки. 
Обслуживание рулевого управления
Время от времени, рулевое управление необходимо очищать от грязи и пыли, протягивать все крепления, смазывать специальной смазкой шестерни и подшипники, увеличивая тем самым срок службы механизма. Для смазки червячной пары используют трансмиссионное масло, заливаемое в нижний картер рулевого механизма.
Неисправности рулевого механизма
В ходе длительной эксплуатации трактора становится неизбежным износ деталей рулевого управления. При этом увеличивается свободный ход (люфт) руля, который не должен превышать 15º. Для того, чтобы восстановить нормальный свободный ход руля необходимо заменить отработавшие свой срок детали, отрегулировать зазор в подшипниках направляющих колес, восстановить беззазорное соединение червяка и ролика и т. д. 
Регулировка рулевой колонки трактора Т-25
Перед началом регулировки рулевой колонки установите передние направляющие колеса строго прямолинейно относительно продольной оси трактора. Для этого поверните руль до конца сначала в одну сторону, а затем в другую, считая при этом обороты руля. Отсчитав половину оборотов — поверните руль в первоначальную сторону. Открутите гайку и снимите стопорную шайбу. Закручивая винт, отрегулируйте зацепление червяка с роликом до полного устранения люфта. Установите обратно стопорную шайбу и закрутите гайку. Если существует свободный осевой зазор в конических подшипниках оси руля, то заранее выполните регулировку путем удаления прокладок. Удалить прокладки можно после отвертывания болтов.
Рулевое управление трактора Т-40
 С помощью рулевого управления (рис. 2) осуществляется поворот направляющих колес.
Рулевое управление трактора Т-40 состоит из рулевой колонки, рулевого колеса с валом и карданными соединениями, гидроусилителя с сошкой.Рис. 2. Рулевое управление трактора Т-401 - сошка; 2 — кронштейн; 3 — гидроусилитель; 4 — клин в сборе; 5 — кардан в сборе; 6 — вал кардана в сборе; 7 — стойка рулевого управления; 8 — вал; 9 — рулевое колесо; 10 — гайка; 11 — пружинная шайба. При вращении рулевого колеса крутящий момент, создаваемый водителем, через вал рулевого управления, карданы и вал кардана передается на гидроусилитель 9, который увеличивает его, поворачивая вал с сошкой 1 в одну или другую сторону. Гидроусилитель трактора Т-40 предназначен для снижения усилия на рулевом колесе при поворотах трактора. Он расположен под капотом в передней части трактора и установлен на переднем брусе рамы.Рис.3. Гидроусилитель рулевого управления (ГУР) трактора Т-401 — вал сошки; 2 — передняя крышка; 3, 5 — гайки; 4 — шарикоподшипник; 6 — передняя гайка; 7 — пружинная шайба; 8 —- уплотнение; 9 - поршень; 10 — корпус; 11 — верхняя крышка корпуса; 12, 23 — регулнровочные винты; 13, 22 — гайки-колпачки; 14 — штифт; 15 — винт гидроусилителя; 16 — задняя крышка; 17 — задняя гайка; 18 — упор; 19 — пружина; 20 - пружина золотинка; 21 - золотник; 24 — предохранительный клапан;25,26 — пробки. Гидроусилитель ГУР трактора Т-40 (рис. 4) состоит из корпуса, поршня 9, винта 15, распределительного устройства, вала 1 сошки, передней 2 и задней 16 крышек. В корпус вставлен поршень 9, имеющий сквозное отверстие для установки винта 15. Винт имеет левую четырехзаходную трапецеидальную резьбу, на которую навернуты гайки — передняя 6 и задняя 17. Обе гайки зафиксированы от проворачивания штифтами 14. Задний штифт, установленный в отверстия поршня и задней гайки, поджимается пружиной19. По условиям работы винт 15 гидроусилителя трактора Т40 не должен иметь осевых перемещений. Поэтому подшипник 4 закреплен на винте прорезной гайкой 3, застопоренной шплинтом, а в крышке — гайкой 5.К распределительному устройству относятся гидроуправляемый золотник 21, пружины 20, упоры 18, передняя 6 и задняя 17 гайки и поршень 9.Поршень 9 имеет три зуба, которые входят в зацепление с зубьями сектора вала 1 сошки. При сборке средний зуб поршня 9 устанавливают в среднюю впадину сектора.При работе трактора Т-40 поток масла, подаваемый насосом 11 (рис. 4) гидросистемы, делится на две ветви: к раздельноагрегатной гидросистеме и к гидроусилителю. Такое деление осуществляется клапаном деления потока.
Рис. 4. Схема работы ГУР трактора Т401 — гайка; 2 — вал сошки; 3 — поршень, 4 — винт; 5 — корпус гидроусилителя; 6 — золотник; 7 — предохранительный клапан; 8 — фильтр; 9 - гидробак; 10 — клапан потока; 11 — насос гидросистемы. Дроссельное отверстие золотника клапана потока рассчитано на расход 0,17—0,2 л/с (10—13 л/мин) масла, необходимого для работы гидроусилителя. С увеличением давления в ГУР трактора Т-40 золотник перемещается вниз и дросселирует выход из клапана в навесную систему. При создании нагрузки в навесной системе золотник перемещается вверх и сокращает выход из клапана потока к гидроусилителю. При одновременной нагрузке на обеих ветвях золотник занимает такое же среднее положение, как и при отсутствии нагрузок. При вращении рулевого колеса обе гайки перемещаются относительно поршня таким образом, что одна из них приближается к торцу поршня и перекрывает сливные отверстия, а другая, удаляясь от соответствующего ей торца, открывает сливные отверстия. Поток масла, который ранее делился пополам и проходил через обе полости, в данном случае делится пропорционально проходным сечениям.  Прохождение через полости разного количества рабочей жидкости сопровождается перепадом давлений, вследствие чего золотник 6 перемещается в сторону низкого давления и перекрывает отверстие, через которое масло поступает в полость с открытыми сливными отверстиями. В полости, где сливные отверстия закрыты гайкой, давление повышается, и поршень 9 перемещается до тех пор, пока водитель вращает рулевое колесо. При вращении рулевого колеса в другую сторону гидроусилитель руля трактора Т-40 работает аналогичным образом. Для ограничения сжатия пружин 20 и предотвращения их поломки установлены упоры 18. Во время поворота гайка, приближающаяся к торцу поршня, деформирует пружинную шайбу 7, в результате чего усилие на рулевом колесе увеличивается. Пружинные шайбы 7 являются имитаторами нагрузки на направляющие колеса. При увеличении давления выше 8,5+1 МПа (85+1 кгс/см2) при температуре масла 15—80 °С масло отжимает шарик предохранительного клапана 7 и сливается в бак 9. На тракторе Т40 АНМ предохранительный клапан отрегулирован на давление 11—11,5 МПа (110— 115 кгс/см2) при температуре масла 30—50 °С.Для разборки узла поршня следует утопить штифт 14 в задней гайке, отвернуть гайку 17 и снять ее вместе с пружинной шайбой 7, вытолкнуть винт 15 гидроусилителя в сторону передней крышки 2 и извлечь золотник 21 с пружинами 20 и упорами 18.Собирают узел в обратной последовательности. Подпружиненный штифт должен находиться со стороны задней крышки. Перед сборкой все детали промывают в чистом дизельном топливе, а золотник 21 смазывают моторным маслом. Золотник должен перемещаться без заеданий под действием силы тяжести.Винт 15 имеет многозаходную резьбу. Поэтому для правильной установки задней гайки 17 выбирают соответствующий заход, при котором суммарный зазор между гайками 6 и 17 и поршнем 9 равен 1,0 ± 0,1 мм. Для этого:- вставляют винт в сборе с передней гайкой и передней крышкой в поршень со стороны фаски на отверстие диаметром 30 мм, одновременно надевая гайку на штифт, заранее установленный в поршень;
- устанавливают пружину и второй штифт с другой стороны поршня и, замечая положение штифта в поршне, навертывают заднюю гайку. При этом, если отверстие под штифт завернутой до упора гайки не совпадает с местом расположения штифта более чем на 90°, гайку отвертывают и повертывают ее в сторону на угол несовпадения (т. е. ставят гайку на другой заход резьбы);
- так как установка задней гайки сопровождается деформацией пружинных шайб, в торцовое отверстие гайки вставляют стержень диаметром 7—8 мм на глубину 15—20 мм и отверткой, вставленной между винтом гидроусилителя трактора Т-40 и стержнем, поворачивают гайку до фиксации ее штифтом, который войдет в отверстие гайки со щелчком. Вставлять стержень в отверстие гайки на большую, чем указано, глубину не рекомендуется, так как он будет мешать установке штифта на свое место. Штифт полностью войдет в свое гнездо в гайке, если стержень, вставленный в отверстие гайки до упора в штифт, утопает не более чем на 20 мм.В гидроусилителе руля трактора Т-40 возможна при необходимости регулировка предохранительного клапана и регулировка бокового зазора в зацеплении зубьев сектора вала сошки и поршня. Отрегулированный на заводе предохранительный клапан гидроусилителя запломбирован. Нарушать заводскую регулировку можно только в случаях отклонений ее параметров. Перед регулировкой предохранительного клапана соединяют с нагнетательной магистралью указатель давления масла (вывертывают пробку 26, см, рис. 4), а между сошкой и передним брусом с одной из сторон устанавливают упор. Отвертывают колпачок и контргайку предохранительного клапана. Пускают дизель и устанавливают максимальную частоту вращения коленчатого вала. Затем, вращая рулевое колесо, прижимают сошку с максимальной силой к упору и с помощью регулировочного винта 23 регулируют давление перепуска масла через предохранительный клапан, которое должно равняться 8,5+1 МПа (85 кгс/см2) при температуре 15—80 °С для тракторов Т-40М и Т-40 АМ — 11,5 МПа (110—115 кгс/см2) при температуре 30—50 °С для тракторов Т-40 АНМ и Т-40АП. После окончания регулировки, не меняя положения регулировочного винта, затягивают контргайку и колпачок. Устанавливают на место коническую пробку.Боковой зазор в зацеплении зубьев сектора сошки с поршнем регулируют при увеличенном люфте рулевого колеса не реже одного раза в два года при правильной эксплуатации трактора. Люфт рулевого колеса не должен превышать 25° при включенном гидронасосе.  При увеличении люфта сначала устраняют зазоры в соединениях сошки, шаровых шарнирах и в карданных соединениях трактора Т-40, после чего приступают к регулировке бокового зазора в зубчатом зацеплении, для чего:- отвертывают гайку-колпачок 13, затем, удерживая регулировочный винт 12 от поворота, отвертывают контргайку;- регулировочный винт 12 завертывают в крышке не более чем на 1—2 оборота, после чего, придерживая его, затягивают контргайку и навертывают колпачок.
Технология установки гидроусилителя руля на тракторе Т-25
Для установки гидравлического усилителя руля (ГУР) на трактор Т-25, прежде всего, необходимо знать всю конструкцию рулевого управления трактора Т-25.Так же необходимо знание гидравлического усилителя руля других аналогичных тракторов. Как известно нам рулевое управление состоит из наклонной рулевой колонки, колеса, винтового механизма и пары конических шестерен для переналадки рулевого колеса при работе на реверсе. Сварная рулевая колонка установлена на верхней плоскости крышки главной передачи. Во время поворота руля передается вращение рулевому валу, червяку, ролику, валу сошки, сошке, нижний конец которой передвигает назад или вперед продольную рулевую тягу. Затем движение передается при помощи шарниров левому поворотному рычагу, шкворню поворотного кулака и цапфе левого колеса, а также поперечной рулевой тяге, правому поворотному рычагу, шкворню поворотного кулака и цапфе правого колеса. Цапфы совместно с направляющими колесами совершают поворот на некоторый угол.
В последнее время широко распространяется продажа иностранной сельхозтехники, в том числе мини тракторы китайского производства. А все они оснащены разного рода навесными оборудованиями и также гидроусилителями руля.
В первую очередь для установки гидроусилителя руля на Т-25 мы произвели соотношение рулевой колонки нашего трактора и трактора китайского производства. На первый взгляд ничего схожего не нашлось, но после разного рода замеров, пришли к выводу, что что-то получится.
И так мы приобрели рулевую колонку от китайского мини-трактора в сборе, а это, рулевое колесо, колонка и насос - дозатор. Кроме этого нам необходимо будет гидрошланги, муфточки и конечно же гидроцилиндр, с вылетом штока на 27 сантиметров, почему именно такого размера, потому что от этого зависит угол поворота колеса.
Для того чтобы установить рулевую колонку, в первую очередь необходимо снять в комплекте рулевую колонку с трактора Т-25. Но чтобы установить рулевую колонку с дозатором нам придется изготовить в первую очередь крепление (4) к нему. Основание крепления изготавливается из 80 миллиметрового металлического листа, размером подходящим к креплению родной колонки. На это основание ставится насос - дозатор
посередине и разметывается контур. Крепление изготавливается из обычного профиля уголка 40 х40 миллиметров. Четыре угольника длиной совпадающая высоте дозатора соединяем при помощи электросварки к основанию, соблюдая контур дозатора. Сверху полученные стойки соединяются между собой угольником, при помощи электросварки на 220 вольт, и используется во всех сварочных работах электрод диаметром 04мм. На изготовленное крепление высверливаем отверстия для крепления дозатора.
Само основание крепится при помощи четырех болтов М10 к сухому картеру трактора. Сверху вставляется дозатор, а потом устанавливается сама колонка и закрепляется болтами М8 на верхней стойке - креплению.
После сборки рулевой колонки с дозатором, переходим к установке гидроцилиндра. Для установки задней части гидроцилиндра необходимо изготовить крепление, который устанавливается между двигателем и сухим картером, а другой конец устанавливается к левому поворотному рычагу
Установка гидроцилиндра

Гидробак
Всю эту систему необходимо соединить гидрошлангами. С гидробака протягивается трубка и соединяется к шестерёнчатому насосу НШ- 10, от НШ - 10 идет к одному выходу дозатора (А), а дозатор имеет 4 выхода. С выхода (Б) идет к распределителю, с распределителя в гидробак.
НШ-10 и распредилитель

Крепление насос - дозатора

А с двух остальных выходов дозатора к гидроцилиндру. И так с гидробака масло поступает к НШ – 10, а тот закачивает масло в дозатор, а дозатор распределяет масло в цилиндр, при повороте рулевого колеса направо в дозаторе открывается правый клапан и соответственно в другую сторону.
С выхода (Б) на дозаторе подается масло к распределителю, на которой находится все рычаги управления гидросистемой трактора. Дальше излишки масла поступают обратно в гидробак.
Рулевая колонка и распределитель

После установки и испытания гидроусилителя руля на тракторе Т-25, мы поняли, что без него трактор, как техническое устройство не совершенен.
Заключение
Изучив разные варианты самодельных и заводских гидроусилителей руля. Также изучив разные технические материалы, мы пришли к выводу: что можно пробовать изготовить свой вариант гидроусилителя руля на тракторе Т-25.
При прошлогодних сельскохозяйственных работах вышла еще одна проблема. При поднятии груза КУНом, а это примерно 300 килограммов с ковшом, нагрузка на передние колеса повышаются на много раз, и поэтому рулевое управление трактора получается неповоротливым. А самое главное повышается затрата человеческой силы при поворотах рулевого колеса, а в общем направленного движения трактора.
Исходя, из этой проблемы нам пришлось придумать гидравлическое управление руля на тракторе Т-25. Изобретение получилось отличным, так как управление трактором стало легким не зависимо с грузом или без груза.
Главная задача нашей работы мы думаем, достигнута с успехом, потому что при испытании показала такие данные:
Рулевое управление стало – наилегчайшим.
Изготовление гидроусилителя возможна в индивидуальном секторе.
Дешевизна и доступность запчастей и узлов.
Вся наша конструкция нам обошлась за 8 тысяч рублей.
Список литературы
Технология 10 – 11 класс. В.Д.Симоненко, - М…- Вентана – Граф.2007.
Проектная деятельность учащихся. Технология 5 – 11 класс Л.Н. Морозова. Волгоград. Учитель.2005.
Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников. И.А. Сасова. М – Вентана- граф.2008.
Энциклопедический словарь юного техника/ Зубков Б.В., Чумаков С.В. – М; Педагогика,1980- 412с.
Черчение: А.Д.Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С.Вышнепольский,- 4-е изд. дораб.-М.АСТ; Астрель,2008,-221,(3)с.ил.
Журнал, «Сделай сам». № 1-7 2008. Москва. Издательство «Знание»
Сайт: Фермер.руСайт: Самодельные конструкции.