Что нужно преодолеть родителям, чтобы избавить своего ребенка от проблем


Что нужно преодолеть родителям, чтобы избавить своих детей от проблемах
Малыгина О.Ю. ГКУ «Центр профилактики, реабилитации и коррекции» г. Иркутск
Понимая основополагающую роль родителей в профилактике девиантного поведения у детей и подростков,я хочу обсудить с ними базовые принципы воспитания.
Ребенок или подросток – часть семьи, и как бы не складывались отношения, родители очень важные и значимые для детей люди. К наркомании или другим девиациям в поведении детей и подростков, как правило, приводят нарушения детско – родительских отношений. Дефицит общения: разговоров со своим ребенком, совместной деятельности с ним являются благодатной почвой для таких ощущений у детей как «я никому не нужен и не интересен», «меня не любят», «я плохой». Сами того не подозревая, мы часто обижаем своих детей. Существуют общеизвестные истины, когда ребенку обидно:
Обидно, когда все беды валят на тебя,
Обидно, когда твои успехи остаются незамеченными,
Обидно, когда тебе не доверяют,
Обидно, когда другому, а не тебе поручают то, что ты можешь сделать хорошо,
Обидно, когда другие заняты чем – то интересным, а тебя заставляют продолжать надоевшее и унылое занятие,
Обидно, когда дело понятное и интересное превращается в обузу, в занятие, от которого не отвяжешься,
Обидно, когда из третьих рук узнаешь о себе «кое-что новенькое»,
Обидно, когда тебя в чем-нибудь подозревают, а ты не имеешь возможности оправдаться,
Обидно, когда о тебе попросту забыли за своими заботами.
Обидно многое другое, о чем мы не вспомнили.
Найдите время и силы спросить своего ребенка, не обижаете ли Вы его, и когда ему бывает обидно.
Родители разучились сопереживать своим детям, редко проявляют свою любовь и уважение к ним улыбкой, взглядом, объятьями, почти никто не проговаривает, как значим и важен для них ребенок. «Зачем, что-либо говорить? Ребенок знает, что я на него работаю. У него есть все необходимое. А иногда даже больше», - возражает часть родителей. Нередко родители не умеют поддерживать своих детей в трудных для них ситуациях: нечастная любовь, ссора с близкими друзьями, или агрессивно настроенные сверстники, неуспешная учеба. Вместо, все образуется, верю в тебя, как я могу тебе помочь? Преобладают приказы, наказания различного рода, жесткая и нелицеприятная критика, после которой ребенок чувствует себя никчемным и виноватым, при этом формируется низкая самооценка, развивается депрессия, либо наблюдаются протестные реакции в форме демонстративного поведения. Эти же результаты получают родители, которые любят сравнивать своих детей с другими более успешными детьми не в пользу своего ребенка, а также родители, которые устанавливают для своих детей очень высокую, как правило, непосильную социальную планку: «ты будешь нобелевским лауреатом», «олимпийским чемпионом», «знаменитым врачом», «президентом» и т.п. Собственные недостатки характера и поведения, являются отрицательным примером для детей. Если родители злоупотребляют алкоголем, курят, применяют нецензурную лексику, агрессивно, высокомерно и недоброжелательно относятся к другим людям, они никогда не научат своего ребенка быть другим, что бы они ему не говорили и каких бы нотаций ему не читали. Нужно помнить в своем поведении дети всегда подражают родителям, а не следуют их словам.
Дети учатся у жизни
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым
Если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины
Если ребенок живет в терпимости, он учится принимать других
Если ребенка часто подбадривают, он учится верить в себя
Если ребенка часто хвалят, он учится быть благодарным
Если ребенок живет в честности, он учится быть справедливым
Если ребенок живет в доверии к миру, он учится верить в людей
Если ребенок живет в обстановке принятия, он находит любовь в мире.

Очень травмируют детей непримиримые, неприязненные, конфликтные отношения между родителями. Особенно, когда каждый из них старается перетянуть ребенка на свою сторону. В таких семьях дети становятся замкнутыми и нередко лживыми. Неуверенные, чувствующие себя одиноко, дети, являются очень доступным и желанным объектом для наркодельцов, представителей различных сект, «Сайтов смерти», криминальных элементов. Особенно желанны дети обеспеченных и статусных родителей, с которых есть, что взять, но не только. При доверительных и дружеских отношениях между детьми и родителями, даже если ребенок попал в «плохую компанию», родители быстро об этом узнают и эффективно помогают своему ребенку остаться живым, здоровым и успешным. Если контакт с ребенком нарушен, к сожалению, тогда родители узнают о проблемах ребенка очень поздно, когда уже сформировалась зависимость, либо в сознание и подсознание ребенка введены разрушительные программы уничтожения или самоуничтожения. Помочь таким детям трудно даже специалистам. Чем раньше родители восстановят контакт со своими детьми, тем лучше, меньше будет потерь, но при этом потребуется терпение, настойчивость, любовь и работа над своим новым поведением.
Рекомендации родителям
Установите заботливые взаимоотношения с подростком
Будьте внимательным слушателем
Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащих его ситуациях
Помогайте определить источник психологического дискомфорта
Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно
Помогите ребенку осознать его достоинства ( его личные ресурсы)
Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее
Внимательно выслушайте подростка
Соблюдайте режим дня
Займитесь новыми делами
В случае необходимости, обратитесь к психологу, психотерапевту.
Использованная литература.
Бардин К.В. Если Ваш ребенок не хочет учиться. М.1980
Захаров А.И. Детские неврозы. Спб.// Респект.1995.
Зинкевич — Евстигнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей, Спб.//Речь.2011.
ЕмельяноваЕ.В. Психологические проблемы современных подростков и их решение в тренинге. М.2015.
Француаза Дольто. На стороне подростка.Спб.1997.