Методика развития подвижности в суставах на уроках физической культуры


Методика развития подвижности в суставах на уроках физической культуры
При развитии подвижности в суставах у детей обращают внимание прежде всего на те звенья опорно-двигательного аппарата, которые играют наибольшую роль в жизненно необходимых действиях: плечевые, тазобедренные, голеностопные суставы, сочленения кисти.
Подвижность, проявляемая в разных суставах, имеет в ряде случаев свое название. Например, подвижность позвоночного столба называется гибкостью, подвижность в тазобедренных суставах – выворотностью.
Различают активную и пассивную подвижность.
Первая проявляется при активных движениях самого человека, вторая – при пассивных движениях, совершаемых под воздействием внешних сил. Пассивная подвижность больше, чем активная.
Для развития подвижности в суставах применяют несколько методик: методика активных движений, методика пассивных движений, и смешанная методика.
Методика пассивных движений.
Эта методика наиболее распространена в спортивной практике. К движениям пассивного характера относятся упражнения растягивающего действия и развивающие пассивную подвижность в суставах. Упражнения, выполняемые с помощью партнера; с отягощением или с помощью веса собственного тела; с помощью резинового бинта; с использованием собственной силы. К этой группе динамических упражнений можно добавить статические упражнения с сохранением неподвижного положения тела (шпагат, мост, и т.д.)
Методика активных движений.
Если в методике пассивных движений упражнения были направлены на растягивание мышц-антагонистов, то в методике активных движений упражнения направлены на развитие силы агонистов, т.е. противоположных растягиваемым. К активным движениям относятся упражнения, направленные на преодоление: веса предметов или собственного тела; противодействие партнера; сопротивление упругих предметов (например, растягивание резинового бинта).
Примерные упражнения активного характера.
1.Наклоны вперед, выполняемые на наклонно поставленной скамейке, лежа вниз головой.
2. И.П. – то же, но, сделав наклон, удержать статическое положение 5-6 сек.
3.Растягивание резинового бинта ногой с удержанием в высшей точке 5-6 сек.
Смешанная методика.
Упражнения смешанного типа состоят из движений, в которых активность агонистов сменяется активностью антагонистов с непременной сменой режима работы мышц (активные действия сменяются пассивными). Например: из исходного положения лежа на спине вниз головой на наклонной плоскости предельно наклониться вперед, держать это положение 5-6 сек., затем партнер производит мягкий, но энергичный толчок руками на спину (принудительная, пассивное растягивание мышц – антагонистов), после чего лечь в исходное положение. Пассивные движения можно дать и сразу после наклонов на скамейке. Например, серию пружинистых наклонов из стойки ноги врозь.
При проведении упражнений следует учитывать следующее:
1.Начинать упражнение после предварительной разминки, чтобы предупредить получение растяжений мышц и связок.
2.Амплитуду движения увеличивать постепенно.
3.Количество повторений для плечевых суставов должно быть 35-50; для позвоночника 60-70; для тазобедренных суставов 40-50 раз.
4.Упражнения проводить сериями в последовательности: для суставов верхних конечностей, туловища и нижних конечностей, а между сериями применять упражнения на расслабление.
Младший школьный возраст.
Морфологические особенности опорно-двигательного аппарата младших школьников способствуют повышению эффективности специальных упражнений для развития подвижности в суставах. Именно в возрасте 7-10 лет наблюдаются наиболее высокие естественные темпы развития подвижности в суставах.
Средний школьный возраст.
Подвижность в суставах у девочек 11-13 лет и у мальчиков 13-15 лет достигает максимальных величин. Однако не следует добиваться чрезмерного развития подвижности, которая не должна превращаться в самоцель. Учитель всегда обязан помнить, что у детей чрезмерная подвижность в суставах может привести к отклонениям в организме, способствовать нарушению осанки, плоскостопия.
Примерные упражнения для развития подвижности в суставах:
1.Встать на одной ноге боком к гимнастической стенке, свободная нога на рейке. Скольжение ноги по рейке назад.
2.То же, стоя лицом к стенке.
3.Стоя на полу, отведя таз назад, перехватывая руками по рейке вниз, согнуться и опуститься в положение сидя на полу. Обратным движением выйти в исходное положение.
4.То же, стоя ноги врозь.
5.То же, стоя спиной к стенке.
6.Стоя на рейке на носках, лицом к стенке, пружинистые покачивания вверх-вниз.
7.Стоя ноги врозь спиной к стенке повернуться вправо (влево) и взяться руками за рейку на уровне груди.
8.Стоя спиной к гимнастической стенке прогнуться ( не сгибая ног), взяться за рейку. Постепенно переставляя руки увеличить прогиб.
9.Стоя спиной к стенке, взяться за рейку на уровне плеч. Прогибаясь вперед, выпрямить руки.
10. «Мост» опусканием назад с помощью.
Примерные упражнения для развития гибкости:
1.Различные движения прямыми руками (отведения, махи, круговые движения, и т.д.) с максимальной амплитудой.
2. То же с небольшими отягощениями (0,5-1,0 кг).
3.Наклоны вперед, в стороны, назад.
4.Повороты туловища влево и вправо, руки в стороны.
5. То же с небольшими отягощениями (0,5-1,0кг).
6.В упоре сидя наклоны вперед до касания грудью колен.
7.Стоя на скамейке, наклоны вперед с прямыми ногами до касания пальцами рук пола.
8. «Мост» из положения лежа на спине.
9.Стоя у гимнастической стенки, махи ногами назад, вперед, в стороны.
10.Из положения выпада вперед пружинящие приседания с постепенным увеличением расстояния между стопами ног.
В данной разработке освещены основные положения развития некоторых двигательных качеств на уроках гимнастики в школе. Нужно помнить, что эффективность работы в данном направлении зависит от условий, контингента занимающихся, а также от педагогического мастерства учителя физической культуры.