Игры с детьми малой подвижности


Игра малой подвижности
                      
«Так можно, так не можно»
Дети стоят в кругу. Воспитатель, стоя на видном месте вместе с детьми, объясняет им, что на его слова:
«Делай так!» - все должны смотреть на него и делать движения, им показанные, а на слова:
"Не делай так!" стоять с опущенными руками и движения не повторять.
Те, что ошибаются, проигрывают и отходят на один шаг назад.
Игра продолжается. Если они дальше покажут движения правильно, снова вернуться в круг.
«Найди и промолчи»
Дети сидят на стульчиках вдоль комнаты.
Воспитатель предлагает детям встать и повернуться лицом к стене, закрыв глаза. Сам отходит на несколько шагов назад и прячет несколько разноцветных флажков в разные места.
На слова воспитателя: "Ищите флажки!" дети идут искать.
Тот, кто увидел флажок не поднимает его, а идет и говорит воспитателю на ухо, где он лежит и садится на место.
 
«Береги предмет!»
Дети сидят в кругу, ноги у них слегка расставлены в стороны, руки за спиной.
Возле ног каждого ребенка - кубик или другой какой - нибудь предмет.
Ребенок, который стоит в середине круга - ведущий, ходит с одного места в другое и старается взять предмет. Дети защищают свой предмет руками.
Когда ведущему удается взять предмет у 2 - 3 детей, назначается новый ведущий в середину круга и игра продолжается.
«Веселые снежинки»
Дети врассыпную располагаются в группе. Педагог произносит текст:
Метель-вьюга у ворот Кружит снежинок хоровод. Дети кружатся на месте в медленном темпе вправо и влево.
После команды «Метель утихла» дети останавливаются.
Игра повторяется.
«Жучок»
Для детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Подготовка: дети строятся в круг, в центре круга водящий – жучок – сидит на корточках.
 Описание игры: дети взявшись за руки, идут по кругу со словами: - Жучок-паучок, Тоненькие ножки, Красные сапожки, Мы тебя кормили, Мы тебя поили, На ноги поставили. Игроки подходят к жучку и помогают ему встать на ноги. -Танцевать заставили. Танцуй, сколько хочешьВыбирай, кого захочешь! Паучок танцует и выбирает следующего водящего. Игра повторяется.                              
Правила игры: текст должны проговаривать все дружно.
Море волнуется»                                         
 Модификация –  «Листья на ветру»
   По считалке выбирают водящего. Водящий произносит слова:                                                    "Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура......... на месте замри", Ребята замирают в позах, соответствующих той фигуре, которую попросил водящий, например, лыжник. Водящий, прохаживаясь между играющими, выбирает понравившуюся ему фигуру.
Этот ребенок и будет следующим водящим.                 Дети сидят полукругом или в кругу.                      По команде:
"Море спокойно" - все замирают.
"Море волнуется" - поднимают руки и колышут ими.
"На море буря" - разбегаются.
"Море спокойно" - стараются сесть на свое место.
«Сторож»
  Выбранный по считалке "сторож" подходит к одному из играющих.
Тот сразу же присаживается на корточки, а "сторож" кладет руку ему на голову - "охраняет" его.
Другой рукой он старается задеть ребят, которые пытаются дотронуться до сидящего.
Те, кого "запятнает" "сторож", выходят из игры, тот, кто "запятнает" сидящего, становится новым "сторожем". 
«Быстро по местам!»
   Дети встают в круг (колонну, шеренгу и т.п.).
 По сигналу водящего :"На прогулку" - все расходятся в разные стороны.
По сигналу: "По местам!" - все должны вернуться на свои места.
Играют 3-4 раза. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.
Исходные положения могут быть самые разные
«Фигуры»
  По сигналу водящего дети идут по кругу или по площадке.
По второму сигналу останавливаются и принимают позу, заранее оговариваемую.
Шевелиться нельзя.
Водящий ходит и выбирает фигуру и меняется с ним местами.
Обязательно надо спросить, кого игрок хотел изобразить.
 
«Шмель».
   Играющие сидят по границе круга и внутри круга по полу перекатывают руками мяч.
Откатывая мяч от себя, играющие стараются осалить другого игрока (попасть мячом в ноги).Тот, кого коснулся мяч, поворачивается спиной к центру и не принимает участия в игре, пока не будет осален другой игрок.
«Овощи и фрукты».
Дети строятся в шеренгу по одному. Воспитатель называет различные овощи и фрукты. Если слово относится к овощам, то дети должны присесть, а если к фруктам – поднять руки вверх. Те, кто ошибся, делают шаг вперед. Побеждают игроки, сделавшие меньше ошибок.
Вариант. Можно провести игру иначе. Дети делятся на две команды и встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 2-3 м. При назывании фруктов поднимают руки игроки шеренги, стоящей справа от преподавателя, а при назывании овощей – Игори, стоящие слева. За каждую ошибку, допущенную игроком, его команда получает штрафное очко. Побеждает команда, получившая меньше штрафных очков.
«Овощи и фрукты».
Дети строятся в шеренгу по одному. Воспитатель называет различные овощи и фрукты. Если слово относится к овощам, то дети должны присесть, а если к фруктам – поднять руки вверх. Те, кто ошибся, делают шаг вперед. Побеждают игроки, сделавшие меньше ошибок.
Вариант. Можно провести игру иначе. Дети делятся на две команды и встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 2-3 м. При назывании фруктов поднимают руки игроки шеренги, стоящей справа от преподавателя, а при назывании овощей – Игори, стоящие слева. За каждую ошибку, допущенную игроком, его команда получает штрафное очко. Побеждает команда, получившая меньше штрафных очков.
Игра малой подвижности
«Делай наоборот».
Водящий показывает упражнение, а дети должны выполнить его в противоположную сторону.
Например, водящий выполняет наклон вперед, а дети – наклон назад; водящий делает шаг вперед, а дети – шаг назад и т.д.
«Семафор».
Преподаватель поднимает руку вверх – «путь открыт», тогда дети бегут в колонне по одному.
Преподаватель опускает руку до уровня плеч – «путь закрыт», тогда все останавливаются и выполняют бег на месте.
Если рука преподавателя опущена вниз – «семафор поломался», то дети прекращают всякое движение.
Сигналы чередуются. Игроки, допустившие ошибки, становятся в конец колонны
«Светофор»
Изготовляются кружки (диаметр 10 см) красного, зелёного и жёлтого цвета, которые прикрепляются к палочкам. Дети стоят в шеренге и выполняют упражнения согласно сигналам ведущего: на красный сигнал приседают, на жёлтый – встают, на зелёный – маршируют на месте.Во время движения в колонне по одному в обход площадки упражнения изменяются: красный – все стоят на месте, жёлтый – продвигаются в присяде, зелёный – прыгают на носках.
За каждую ошибку играющим начисляются штрафные очки. Выигрывает тот, кто наберёт меньше штрафных очков.
 
«У кого длинный хвост»
Дети образуют круг. Преподаватель называет разных животных. Если у животного длинный хвост, дети должны поднять правую руку и помахать ею, если же хвоста нет или он короткий, поднимать руку не нужно. Могут быть названы такие животные: лошадь (длинный), коза (короткий), корова (длинный), лиса (длинный), заяц (короткий), овца (короткий), тигр (длинный), кот (длинный), медведь (короткий), свинья (короткий), осел (длинный), белка (длинный), и т.д. Преподаватель поднимает руку во всех случаях. Тому, кто ошибается, начисляется штрафное очко. Побеждает тот, кто за время игры набрал меньше штрафных очков.
«Карлики и великаны»
Игроки строятся в одну шеренгу (или в круг). По команде «Великаны» они встают на носки и поднимают руки вверх, а по команде «карлики» - приседают как можно ниже, руки на пол. Тот, кто ошибся, должен сделать шаг вперед. После 6-8 команд подвести итоги.
Вариант. Можно усложнить игру. Преподаватель подает команду «Карлики», а сам поднимается на носки; по команде «Великаны» - приседает. Дети должны выполнять то, что слышат, а не то, что видят.

«Найди пару»
Описание: Дети спокойно ходят по залу парами, держась за руки. По сигналу воспитателя "Один!" расцепляют руки и расходяться в разных направлениях по всему залу, делают произвольные танцевальные движения, а по сигналу воспитателя "Пары!" дети быстро находят свою пару, берутся за руки. Можно разнообразить игру, предложив дошкольникам встретиться друг с другом ладошками, спинами, коленками. Воспитатель может встать в пару с одним из детей, и тогда дошкольник, оставшийся без пары, считается проигравшим.
Игра малой подвижности
«Три имени»; «Пять имён»
Можно назвать три, пять других слов (по темам: животные, растения, предметы домашнего обихода, сказочные герои и т.д).
Двое играющих, мальчик и девочка (представители двух команд), становятся перед двумя линиями. По сигналу они должны пройти вперёд (сначала один, потом другой), сделав пять шагов, и на каждый шаг без малейшей ошибки, запинки (не нарушая ритма) произнести какое-нибудь имя (мальчики – имена девочек, девочки – имена мальчиков).
Это на первый взгляд простое задание, на самом деле выполнить не так-то просто. Побеждает тот, кто справится с этой задачей или сумеет назвать больше имён.Таких слов множество, а подобрать 5 слов и произнести их одно за другим без промедления в ритме шага сумеет не каждый.

 «Краски».
Дети выбирают хозяина и двух покупателей, все остальные игроки—краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали цвет, хозяин приглашает одного из покупателей.
Покупатель стучится: «Тук-тук!» — «Кто там?» — «Покупатель».— «Зачем пришел?» — «За краской». — «За какой?» — «За голубой». Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси». Если же покупатель цвет краски угадал, то краску забирает себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они проходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который угадал больше красок. При повторении игры он выступает в роли хозяина, а покупателей играющие выбирают.
Правило. Покупатель не должен повторять дважды один и тот же цвет краски, иначе он уступает свою очередь второму покупателю.
«Найди и промолчи»
Цель: развивать внимание, пространственное восприятие, выдержку.
Материал: небольшой предмет.
Ход игры
Педагог заранее прячет какой-либо предмет и предлагает детям его найти. Тот, кто нашел предмет, подходит к педагогу и тихо об этом говорит. Когда большинство детей справится с заданием, отмечают тех, кто оказался самым внимательным.
Вариант
Для старших детей число спрятанных предметов можно увеличивать. Например: «В зале спрятаны флажки разного цвета. Найдите их все, сосчитайте и тихо скажите мне, сколько флажков вы нашли».
«Запрещенное движение»
Цель: развивать внимание, память, быстроту реакции.
Ход игры
Играющие строятся в шеренгу. Педагог показывает им движение, которое считается запрещенным, например руки на пояс. По команде игроки должны повторять все движения, показанные педагогом, кроме запрещенного. Игроки, допустившие ошибку, делают шаг вперед и продолжают игру. Выигрывают дети, не сдвинувшиеся с места.
Варианты:
1.  Движения не показывают, а только называют. Это способствует формированию мышления и зрительно-моторной координации.
2.   Вместо запрещенного движения игроки должны выполнить хлопок в ладоши.
Игра малой подвижности
«Спокойно, стучать, вверх»
Цель: стимулировать внимание, точное и быстрое реагирование на сигнал.
Ход игры
Дети сидят в круге по-турецки.
По команде педагога «Стучать!» все дети стучат по полу пальцами.
По команде «Спокойно!» дети прекращают стук.
По команде «Вверх!» дети поднимают руки вверх.
Порядок команд может изменяться. При этом педагог старается запутать детей, называя одну команду, выполняет несоответствующее движение. Например, по команде «Вверх!» кладет руки на пояс и т.п.
Отмечаются дети, выполнявшие движения быстро и правильно.
 
«Кто ушел?»
Цель: развивать память, внимание.
Ход игры
Дети строятся в шеренгу в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на них, отворачивается. В это время, по указанию педагога, один из детей выходит из зала. Водящий должен повернуться и отгадать, кого из детей не хватает.
 Вариант
Когда кто-то из детей уходит, остальные игроки меняются местами, чтобы запутать водящего. 
«У ребят порядок строгий»
Цели: развивать зрительную память, внимание; закреплять навыки перестроения. Ход игры
Игроки выстраиваются в колонну по одному, или шеренгу. По команде они начинают ходить в произвольном порядке по залу, произнося слова:
У ребят порядок строгий,
Знают все свои места;
Так трубите веселее:
Тра-та-та, тра-та-та!
После этих слов педагог вытягивает правую или левую руку в сторону и командует: «Становись!». Дети должны быстро построиться на свои места в направлении, указанном педагогом. Игроки, выполнившие задание последними, получают штрафное очко.
 После каждого построения порядок расположения игроков изменяется.
«Запомни свое место»
Цель: развивать зрительную и моторную память, скоростные качества.
Ход игры
Участники игры стоят по кругу или в различных углах зала, каждый должен запомнить свое место. По сигналу все игроки разбегаются. По второму сигналу каждый должен вернуться на свое место.
Отмечаются игроки, быстро и правильно выполнявшие условия игры.
 Игра малой подвижности
«ЛОВКИЕ ПАЛЬЦЫ» 
Цель: развивать способность к двигательной импровизации, двигательной находчивости, способность координировать действия при совместном решении двигательных задач.
По полу рассыпаются мелкие предметы: кусочки от резиновых ковриков, фломастеры, шарики, пластмассовые пробки и т.п. Играющие собирают их, захватывая пальцами ног (один предмет – правой ногой, другой – левой ногой), и берут в руки.
     Когда все предметы собраны, играющие садятся на пол, и каждый раскладывает из того, что он собрал, какую-нибудь композицию (дома, цветы, корабли, лес и т.д.).
     Не разрешается брать предметы с пола руками.
Усложнение
Правой ногой собирать предметы в левую руку, левой ногой – в правую руку.
Игра малой подвижности
«ЭХО».
Цель: повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.
Играющие встают в круг. Первый игрок называет свое имя и показывает любое движение (поворот, хлопок в ладоши, прыжок и т.п.). Все дети хором три раза повторяют имя и движение, стараясь произносить с той же интонацией, что и первый игрок. Затем следующий ребенок называет свое имя и показывает движение, все повторяют, и т.д., пока все дети не назовут свои имена.
 
«ПОМЕНЯЙСЯ МЕСТАМИ»
Цель: повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.
Дети становятся в круг. Педагог предлагает поменяться местами тем детям, у кого есть что-нибудь одинаковое: светлые волосы, белые футболки, домашние животные и т.п. Например, педагог говорит: «Пусть поменяются местами те, у кого есть велосипед». Дети меняются местами и т.д. Игра проводится 3-4 минуты.
 
«У КОГО МЯЧ?»
 Цель: повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.
Дети встают в круг лицом к центру, руки за спиной. В центре круга водящий с закрытыми глазами. Ведущий дает маленький мяч любому из играющих. Дети начинают незаметно передавать мяч по кругу за спинами. Водящий, открыв глаза, пытается определить, у кого мяч, обращаясь к игроку: «Оля, покажи руки!». Ребенок, к которому обратился водящий, показывает руки и опять прячет их за спину. Мяч нельзя долго держать в руках. Нельзя водящему обращаться к детям по порядку.
 Если водящий определил, у кого мяч, тот игрок становится водящим.
 
«ЛЕТАЕТ – НЕ ЛЕТАЕТ»
 Цель: повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.
Дети стоят в кругу, в центре – педагог. Он называет одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают или не летают.
Называя предмет, педагог поднимает руки в стороны – вверх. Например, говорит: «Птица летает, стул летает, самолет летает» - и т.д.
     Дети должны поднять руки в стороны – вверх, если назван летающий предмет.
Вариант
Игру можно проводить во время медленной ходьбы.
Водящим может быть ребенок.
 
«угадай-ка».
Дети образуют круг берутся за руки. По сигналу педагога стоящего в центре круга начинают движение в правую сторону произнося следующий текст:
Угадай-ка,угадай-ка,
Ну-ка с нами поиграй-ка!
Твои загадки отгадаем,
 Мы овощи и фрукты знаем.
Педагог подает команду «Стоп!» , дети останавливаются. Педагог называт чье-либо имя, определяя, кто из детей будет отгадывать название овоща или фрукта по описанию педагога.
Примечание. 1. Педагог может взять для игры набор дидактических картинок с изображениями овощей и фруктов, необходимых для игры.2. Если ребенок затрудняется с ответом, необходимо помочь ему, дополнить свое описание нужными уточнениями. 3. Помощь других детей при овеете допустима.
«Назови гриб (ягоду)».
Дети образуют круг.  В центре круга становится педагог с мячом. Педагог произносит текст:
Ну –ка, Лена, не зевай!
Гриб скорее называй!
Или:
Ягод много есть в лесу,
Ты назови всего одну.
Затем педагог кидает мяч любому ребенку, ребенок ловит его, возвращает педагогу, называя гриб или ягоду. Игра продолжается. 
«Хочешь с нами поиграть?»
Дети образуют круг, внутри которого находится водящий. По сигналу педагога дети начинают движение по кругу друг за другом, высоко поднимая колени и энергично взмахивая руками. Водящий движется внутри круга в противоположную сторону. Педагог произносит текст:
Хочешь с нами поиграть?
Быстро нужно называть
Свою любимую игрушку-
Куклу, зайку, погремушку…
Ну-ка, громко, раз-два-три,
Ты игрушку назови.
По окончании текста дети и водящий останавливаются. Тот ребенок, напротив которого остановился водящий, называет свою любимую игрушку, а затем становится следующим водящим. 
«Найдем башмачок».
Дети стоят вдоль одной стороны площадки лицом к педагогу. По сигналу (хлопок в ладоши) педагога они поворачиваются в противоположную сторону. Педагог в это время прячет башмачок (вырезанное изображение туфельки). На второй сигнал педагога дети поворачиваются в обратную сторону, начинают искать башмачок. Ребенок, нашедший башмачок, останавливается около него, подзывает к себе педагога и детей. Игра повторяется.
Примечание. Границы площадки для игры четко ограничены. 
«Сегодня маме помогаем».
Инвентарь : резиновый мяч (диаметром 18-20 см) произвольного цвета.
Дети образуют круг. Педагог находится в центре круга, в руках он держит мяч, который после  произнесения следующего текста:
Сегодня маме помогаем,
На столе посуду собираем.
Я буду мячик вам кидать,
А вы посуду называть.
Ребенок , поймавший мяч, кидает его обратно педагогу, одновременно называя любой вид посуды. 
«Петрушка»
Дети образуют круг. Считалкой педагог выбирает водящего- Петрушку, водящий встает в центр круга. Петрушка вместе с педагогом произносит следующий текст:
Я- веселая игрушка,
А зовут меня -Петрушка!
Я буду делать упражнения, Вы – повторять за мной движения.
В это время дети, стоящие в кругу, выполняют «пружинку», руки на поясе. По окончании текста Петрушка выполняет какие-либо упражнения . Дети должны точно повторить показанные Петрушкой движения. Ребенок, наиболее точно и правильно выполнивший задание Петрушки, становится новым водящим. Игра повторяется. 
«Найдем синичку».
Дети встают на одной стороне площадки, напротив детей – педагог, в руках у педагога резиновая игрушка – синичка. Педагог говорит детям:
Пойду прятать я синичку-
Очень маленькую птичку.
Быстро глазки закрывайте,
Где синичка-отгадайте.
Дети присаживаются на корточки, закрывают глаза. Педагог прячет игрушку, говорит детям:»Ищите синичку!» Дети встают, идут искать птичку. 
«Солнце, дождик, ветер».
Дети образуют круг, поворачиваются друг за другом. В центре круга находится педагог. Дети идут по кругу друг за другом, внимательно слушая команды педагога, и выполняют следующие движения:
По команде «Солнце!» идут по кругу на носках, руки поднимают вверх;
По команде «Дождик!» останавливаются, складывают руки «домиком» над головой (руки согнуты в локтях, пальцы рук касаются друг друга);
По команде «Ветер!» бегут  по кругу в медленном темпе. 
«Веселые снежинки».
Дети врассыпную располагаются на площадке. Педагог произносит текст:
Метель-вьюга у ворот
Кружит снежинок хоровод.
После слов педагога дети кружатся на месте в медленном темпе вправо влево. После команды «Метель утихла» дети останавливаются.
Игра повторяется 
«Летает-не летает».
Дети образуют круг, становятся лицом в центр круга, где находится педагог. Педагог вразбивку произносит название предметов мебели, животных, птиц, насекомых. Если названный предмет летает, дети поднимаются на носочках, если не летает – присаживаются на корточки.