статья нравственно-патриотическое воспитание в начальной школе как условие становления и самоопределения личности


Пузанова Наталья Владимировна
МОУ «Гимназия №12», г о Саранск, учитель начальных классов
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Сегодня патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из приоритетных задач современной школы, ведь именно детство — самая благодатная пора для формирования священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием мы понимаем постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. [1, C.53]. У школь ников должно вырабатываться чувство гордости за свои Родину, народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Воспитание патриота в современном обществе имеет огромное значение. Общество, в котором мы живём, нуждается в образованных, высоконравственных людях, обладающих не только знаниями, но и прекрасными нравственными качествами. В огромном мире ребёнок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства маленького человека, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека. [2, C.25]. Любовь к Родине у каждого проявляется в своё время и по-своему. Сначала это происходит неосознанно, ребёнок тянется к отцу, к матери; подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу; и только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознаёт свою принадлежность к Отчизне.
Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов. Ни для кого не секрет, что воспитание патриотических чувств детей невозможно без формирования нравственной сферы личности ребёнка, что человек – патриот должен обладать определёнными этическими качествами. Ещё древние философы говорили: “Чтобы стать патриотом, важно стать хорошим человеком!” [4, C.89]. Однако в воспитании Человека с большой буквы учителя младших классов сталкиваются с некоторыми трудностями: недостаточная устойчивость и прочность нравственных чувств детей. За последние годы нравственные ценности подверглись изменениям (понятия “дружба”, “совесть”, “доброта” понимаются не так, как раньше). На формирование этих понятий большое влияние оказывают средства массовой информации, к сожалению, не всегда положительное. Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. [3, C.76].
Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса - все это в равной степени формируют у детей симпатию к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной. [3, C.88]. С малых лет необходимо дать детям представление, пусть даже самое простое, о месте и роли их страны в мире. Тот, кто работает с младшими школьниками, хорошо знает, насколько трудно сформировать у детей 7-10 лет хоть какое-то представление о малой и большой родине. Но делать это, тем не менее, необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества. Поэтому одним из основных направлений, через которое осуществляется воспитательная работа МОУ «Гимназия №12» города Саранска является формирование нравственных основ личности, воспитание патриотизма. Всё это - важнейшие педагогические задача нашего времени. И воспитывать эти качества мне помогает урок, с которого я начинаю учебный год. Он называется "Я - гражданин". Цель этого урока - вызвать у детей интерес к родной стране, дать им самые первые представления о родном крае, о стране, в которой они живут, познакомить их с понятиями "гражданин", "государство", "законы страны", с государственными символами - флагом, гербом и гимном, дать некоторое представление о правах и обязанностях граждан. На уроке дети знакомятся с изображением Государственного флага и герба России, со словами и звучанием гимна Российской Федерации. Естественным дополнением к этому служат картины родной природы, репродукции полотен русских живописцев. При этом активно используются возможности компьютерной техники, показываются презентации. Ученики класса активно принимают участие в ежегодном школьном конкурсе чтецов «С чего начинается Родина?», в спортивных эстафетах "Сильные и ловкие", занимаются исследовательской работой по теме "Моя родословная". Родительское собрание на тему: " Патриотическое воспитание в семье" проходит совместно с учащимися. Родители и дети с огромным интересом готовятся к теме "Моя Родина - это моя большая семья" (рисунки, рассказы, семейные фотографии).
Действительно, как много нужно труда и сил, чтобы вырастить патриота своей страны и просто хорошего человека, от которого будут зависеть и судьбы последующих поколений. Ведь как сказал Уильям Эллери Чэннинг: «Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством». [5, C.91] Ребенок видит мир глазами взрослого. И то, как он будет относиться к окружающим, определяют его родители и педагоги. Именно они должны заложить в маленьком человеке творческое начало, чувство уважения к своим истокам, стремление самим увидеть красивое, учиться получать удовольствие от того, что дарят радость другим. Только так можно воспитать гражданина, уважающего прошлое своего народа и верящего в светлое будущее Родины, патриотов, которые возведут Россию на мировой пьедестал, смогут приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать высоким.
Литература:
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. - Педагогика. Психология. Управление, 2006, 184стр.
2. Колесов, Д.В. Психологические основания нравственности [Текст] / Д.В. Колесов // Хрестоматия по педагогике. – Барнаул, 1999, 250 стр.
3. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2001 г., 210 стр.
4. Гуревич Павел. Культурология. Хрестоматия. Издательство: Гардарики, 2001г., 585 стр.
5. Всемирная энциклопедия афоризмов. Собрание мудрости всех народов и времен. (Составитель Агеева Елена) Издательство: АСТ, Астрель, 2009 г., 688 стр.