Тема урока: Вышивка как один из видов декоративно-прикладного искусства. Модуль: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов . Раздел: Рукоделие. Вышивка.


Тема урока: Вышивка как один из видов декоративно-прикладного искусства.
Модуль: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов . Раздел: Рукоделие. Вышивка.
Цели урока:
Образовательные цели:
Способствовать освоению технологических знаний: орнамент в вышивке;
холодные , теплые, хроматические и ахроматические цвета; способы увеличения
и уменьшения рисунка.
Способствовать овладению умения подбирать одежду к традиционным праздникам , строить симметричный узор , определять размер и место узора на изделии , выполнять свободную вышивку по рисованному контуру.
Развивающие цели:
Способствовать развитию познавательных интересов, пространственного воображения , творческих способностей.
способствовать формированию и развитию умений и навыков при вышивании;
Способствовать формированию у учащихся знаний о истории возникновения вышивки:
Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, её выразительности и оттенков),
Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы),
Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету,
Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
Воспитательные цели:
Воспитание трудолюбия , бережливости , аккуратности , ответственности за результаты своей деятельности , уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их деятельности.
способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических, экологических, экономических качеств личности,
способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
Профориентационные цели:
Способствовать получению опыта – применению технологических знаний и умений в самостоятельной , практической деятельности;
познакомить с творчеством народных умельцев старшего поколения своего края , области;
показать применение вышивки в народном творчестве местных умельцев. обобщить у учащихся знания в сферах трудовой деятельности профессий вышивальщицы, модельера.
воспитывать уважение к работающему человеку.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
- кабинет трудового обучения;
- посуда.
2. Дидактическое обеспечение:
- DVD «Энциклопедия женского рукоделия»;
- презентации: «Вышивка», «Вышивка на швейной машине»;
- учебник;
- рабочая тетрадь;
- дополнительная литература (словари, справочники);
- учебно-техническая документация:
информационные карты.
- образцы объектов труда;
- материалы для контроля знаний учащихся:
карточки-задания,
тесты,
кроссворды.
Методы обучения:
наглядный, словесный;
формирование, закрепление, применение ЗУН,
репродуктивный, объяснительно-иллюстративный;
объяснительно-побуждающий;
просвещение, активизация познавательных интересов и углубление
знаний.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: рассказ, демонстрация, фронтальный опрос (устный), работа с карточками-тестами.
Словарная работа: орнамент, декоративное изображение, орнаментальное
изображение, мулине, пяльцы, копировальная бумага, раппорт, композиция, орнамент.
Инструменты, приспособления и материалы: игла ,ножницы, пяльцы, нитки мулине, ткань ,копировальная бумага.
Наглядные пособия: образцы вышивки, эскизы расположения узоров,
иллюстрации, показывающие использование вышивки в национальной одежде, предметах быта; лучшие вышивки, выполненные учащимися, журналы и книги по рукоделию.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Организационный момент:
- приветствие;
- проверка явки учащихся;
- заполнение учителем классного журнала;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- настрой учащихся на работу;
- доведение до учащихся плана урока.
Проверка домашнего задания.
( фронтальный опрос - устный)
1)Девочки , какой вид рукоделия мы с вами изучаем?
(вышивка)
2)Вспомните пожалуйста, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?
(История возникновения вышивки, композиционное построение узоров)
3. Актуализация знаний учащихся.
- А какое было домашнее задание?
(Подготовить сообщение с дополнительной информацией о вышивке, которой у нас нет в учебниках.)
Фронтальный опрос (устный)
4.Изложение нового материала.
1 )Сообщение темы и цели урока : «Вышивка как один из видов декоративно-прикладного искусства.»2) Вводный инструктаж учителя:
-Продолжая тему прошлого занятия , когда мы с вами начали изучать новый раздел «Рукоделие. Вышивка», мы с вами познакомились с компьютерной программой по женскому рукоделию. И я предлагаю вам сегодня попробовать оформить свою страничку по рукоделию в Интернете, которую мы назовем :WWW. ВЫШИВАЙКА.RU.
(приложение - диск с программой «Энциклопедия женского рукоделия» )Вывод: Вышивка –исторически сложившийся вид рукоделия ,который оказывает большую роль и влияние на современную моду.
5.Закрепление знаний учащихся.
Тестовое задание (приложение №1)
6.Физкультминутка
С помощью лазерной указки давайте нарисуем глазами один мотив из нашей коллекции рисунков « Бабочку».
7. Практическая работа №1 « Оформление странички в Интернете».
Вводный инструктаж:
- Выполняем практическую работу «Оформление странички в Интернете»
Задачи:
Познакомить с дополнительной информацией;
Прикрепить на доску в специальную папку приготовленный
материал;
7.2.Текущий инструктаж (по ходу самостоятельной работы):
-Итак, давайте посмотрим что вы можете нам предложить?
-У нас есть заголовки разделов (папок):
1. Вышивка : история и современность.
( Исторические данные о вышивке. Традиции.) 2.Инструменты, материалы, приспособления.
(Иглы. Ножницы. Нитки. Пяльцы.)3 .Организация рабочего места.
4.Способы увеличения рисунка.
5.Правила переноса рисунка на ткань
б.Цветоведение.
7.Уход за вышитым изделием.
8.Вышивка гладью.
9.Коллекция мотивов.
7.3.1.Самостоятельная работа учащихся.
Начинаем заполнять папки, каждая девочка выходит к доске, рассказывает дополнительную информацию, затем кнопками крепит лист к доске.
Если не успеваем, то сообщения просто оформляем на доску, но делаю акцент на том, что с данной страничкой вы можете ознакомиться самостоятельно или спросить у....................., и она вам все объяснит.
8.Практическая работа №2 « Оформление сувениров цветной двусторонней гладью».
-Я вам предлагаю оформить данной формой вышивки уголок носового платка.
-Первая проблема, которая стоит перед нами - это перенос рисунка на ткань.
Я вас просила этот этап самостоятельно выполнить дома. У кого не получилось?
-Замечательно, т.е. все с этим заданием справились.
-Вторая проблема- это новый для вас способ вышивки : Цветная двусторонняя гладь.
Текущий инструктаж учителя(Формирование новых умений):
- проверка организованности начала работы учащихся;
проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);
соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;
7.3.2 Усвоение новых знаний:
- инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.
7.3.3 Целевые обходы:
- инструктирование уч-ся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
- концентрация внимания уч-ся на наиболее эффективных приемах выполнения задания;
- оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания уч-ся;
- контроль за бережным отношением уч-ся к средствам обучения;
- рациональное использование рабочего времени уч-ся.
У вас на столах есть технологическая карта «Вышивка гладью»,где вы увидите основные приемы выполнения простейших швов.
(Демонстрация выполнения вышивания цветочка).
7.4.Заключительный инструктаж:
- анализ выполнения самостоятельной работы уч-ся;
- разбор типичных ошибок уч-ся;
- вскрытие причин допущенных уч-ся ошибок;
- повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.
8.1. Демонстрация презентации «Вышивка на швейной машине»
Знакомство с творчеством модельера Дрыгановой Татьяной Леонидовной.
9. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
Подготовить тему. Выучить правила.
10. Уборка рабочих мест.
11.Подведение итогов урока.
- сообщение о достижении целей урока;
- оценка результатов труда; выставление отметок;
- сообщение о теме следующего урока;
- задание уч-ся на подготовку к следующему уроку



Приложение 1
Задание1: Укажи правильную последовательность
технологических операций при подготовке ткани для вышивания.
Накрахмалить чистое изделие, подсушить в махровом полотенце. скатанном трубочкой.
Выстирать ткань.
Выполненную работу осторожно выстирать.
Подсушить ткань.
Отутюжить работу с изнаночной стороны во влажном состоянии на чистой подстилке.
Хорошо отутюжить во влажном состоянии.
Заправить ткань в пяльцы и хорошо ее натянуть по долевой нити и по утку.
Перевести рисунок на ткань с помощью цветной копировальной бумаги.
Выполнить вышивку.
Выполнить закрепление нитки в начале работы.
Выполнить закрепление нитки в конце работы с изнаночной стороны.
Эталон ответа:10-1-9-2-11-3-5-4-7-6-8.
Задание2:
Обведите буквы правильных ответов.
Какие простейшие ручные швы ты знаешь?
А) тамбурный
Б) потайной
В) вперед иголку
Г) стебельчатый
2. Где используют простейшие ручные швы?
А) для изготовления трикотажных изделий
Б) для соединения боковых швов в изделиях
В) для декоративного оформления изделий
3. При выполнении стебельчатого шва с какой стороны от работы
должна располагаться рабочая нить?
А) справа
Б) слева
В) сверху
Г) снизу
Задание 3.
Вставь пропущенные слова, закончи предложение.
Для вышивания используют следующие инструменты и приспособления___________________________________________
Для вышивания подходят такие ткани, как ______________________________________________________
Подготовка ткани к вышиванию состоит из следующих этапов:________________________________________________
При вышивании положение тела считается правильным когда______________________________________________________
Задание 4.
Ответь на вопросы.
Что такое «запяливание»?
Что такое пасма?
Как осуществляется подготовка пасмы мулине к работе?
Какие правила отрезания нитки от пасмы и вдевания нитки в иголку ты знаешь?