Сценарий внеклассного экологического занятия в начальной школе. «Береги свою планету, ведь другой на свете нету»


Сценарий внеклассного экологического занятия в начальной школе.
«Береги свою планету, ведь другой на свете нету»
Ведущий.
Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает — леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа. Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину, оказывает благотворное влияние на его душу. Красота простой и безыскусной русской природы - неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников и композиторов. Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к ней. Наша жизнь неотделима от природы. Природа кормит, поит, одевает, лечит нас. Она щедра и бескорыстна. Она дает нам все для жизни, но и требует от нас бережного отношения к себе. Все мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу перед потомками.
Однако порой и взрослые, и дети беззаботно, расточительно ведут себя по отношению к ней. Это приносит большие беды.
Выступает 2 класс.
1.
Много, много лет назадБыл у нас и рай и сад.Были птички и слоныБыли бабочки, цветы.
2.
Были реки и моря -Так цвела наша Земля,
2-аНо однажды в древний векПоявился – человек.
3.
Вырос он из обезьяны,Ел кокосы и бананы,На работу не ходил,Но детей своих учил.
4.
Чтоб не быть всегда голодным,Не сидеть во тьме холодной -Надо мамонта убить,И огонь себе добыть.
5.
Люди мамонта убилиИ огонь себе добыли.
6.Стали землю покорятьПотихоньку заселять.
7.
Год от года заселяли,Год от года засоряли,Понастроили заводов, Стали реки покорять.
8.
Стали люди на ракетахВ небо синее летать.Всё летали, и леталиАтмосферу загрязняли.
9.Подошел к концу наш век - Как живёшь ты, Человек?
Ведущий.
Прекрасна наша Земля! Её природа – источник здоровья, радости и красоты для человека! Человек использует богатства природы, приспосабливает их к своим нуждам. Необдуманно вмешиваясь в жизнь природы, легко нарушить её красоту.
Вы уже знаете, что вода, воздух, солнце оказывают влияние на ваше здоровье. Ведь человек – часть природы, а это означает, что он связан с окружающим миром тысячами невидимых нитей.
Всё чаще и чаще мы слышим и произносим слово «экология».  
- А что такое экология? Хотите узнать?
Экология – наука о местообитании, проживании. Она изучает взаимоотношения растений, животных и человека. В последнее время экология занимается сохранением растений, животных, то есть сохранением жизни на Земле. Она учит нас бережно относиться к окружающему миру.
Природные богатства, которые имелись у нас не так давно в изобилии, истощаются. Природа не может безгранично залечивать свои раны. Вполне возможно, что за последние недели с лица Земли исчезло еще одно животное, еще одна птица или еще одно растение.
Давайте будем помнить, что каждое животное или растение неповторимо. Вдруг мы его больше не увидим на Земле?
Выступает 1 класс
1.
Солнышко я нарисую,
Землю круглую, большую,
Здесь цветы, леса, поля…
Рядом с ними – ты и я.
2.
Видишь небо? Это воздух.
В небе облака плывут.
Журавлей они с собою
В страны дальние зовут.
3.
На просеке светится лужица
Синего неба синей.
Кружатся, кружатся, кружатся
Бабочки стайкой над ней.
4.
Вот бежит, журчит ручей.
Расскажи-ка мне, ты чей?
Ты о чём всегда журчишь,
И скажи, куда бежишь.
Отвечает на бегу: «К маме-речке я бегу».
5.
Как много мы увидели:
И речку и цветы.
Узнали много нового
И я, и ты, и мы.
Песня на мелодию «Вместе весело шагать»              
 Нам природа – дом родной, пойте звонче,
            пойте звонче, пойте звонче.
            Будем счастливо мы жить все под небом,
            Синим небом и под солнцем.
Припев:
  Вот ручей звенит и солнце улыбается,
  А зелёный лес нам эхом отзывается,
  Птицы звонкие поют и звёзды падают,
  Это всё – мой край родной, он сердце радует.
          2.    И куда бы ни пошёл я по краю,
       По родному, я по краю,       Я люблю тебя, Земля, и в дороге
       Всё я знаю, замечаю.
Припев.
   Вот ручей звенит и солнце улыбается,
  А зелёный лес нам эхом отзывается,
  Птицы звонкие поют и звёзды падают,
  Это всё – мой край родной, он сердце радует.
Выступает 4 класс
1.
Здравствуй лес!Дремучий лес!Полный сказок и чудес!Ты о чём шумишь листвоюНочью тёмной, грозовою?Что там шепчешь на зареВесь в росе, как в серебре.Кто в глуши твоей таится?Что за зверь, какая птица?Всё открой, не утаиТы же видишь, мы свои!
2.
Случится, в солнечный денёк
Ты в лес уйдёшь поглуше –
Присядь, попробуй на пенёк,
Не торопись, послушай.
Шумит листва. Шуршит трава.
Не умолкают птицы.
3.
Родник в траве журчит едва,
Спеша на свет пробиться.
Как будто все поёт вокруг
Про солнце в поднебесье
Послушай, маленький мой друг,
Не та ли это песня?
4.
Пусть птицы нам поют без нот.
Пускай поют без слов
Я знаю всё, о чём поёт
На ветке соловей,
Малиновка и дрозд
« Ты гнёзда разорять не смей.
Не трогай птичьих гнёзд!
5.
Ты в наши гнезда не смотри.
Не становись на пни.
Яиц из гнёзд ты не бери –
Зачем тебе они?»
Через неделю или две
Зайди послушать в лес –
Птенцы, что вывелись, в гнезде
Тихонечко пищат.
Ведущий. А вы, ребята знаете, какие бывают птицы? А теперь я предлагаю вам отгадать загадки о птицах.
1.
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдёт приют.
Не боится он простуды.
С первым снегом тут как тут (снегирь).
2.
Окраской сероватая, 
Походкой мешковатая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая (ворона).
3.Длиннохвоста, белобока, а зовут её …..(сорока).
4.Живёт в дупле пустом, дуб долбит, как долотом (дятел).
5.
Маленький мальчишка
В сером армячишкеПо двору шныряет,
Крошки собирает (воробей).
6.
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней? Кто же это? (соловей).
7.
Всех прилётных птиц черней,
Враг личинок, друг полей.
Взад- вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица…..(грач).
8.
Хоть я птичка- невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода,
Прямо с севера – сюда (синичка).
Ведущий.
Надо охранять птиц, чтобы в наших лесах были слышны их песни, чтобы они уничтожали вредителей. Без птиц невозможна жизнь на Земле.. Но не только летом, но зимой птицы просят нашей помощи. Очень голодно птицам.
Стих воробушки.
На дворе морозище – Градусов под сорок. Плачутся воробышки, Что весна нескоро, Что в морозы лютые Плохо греют шубки… Я принес воробышкам На тарелке крупки: - Кушайте, воробышки, Кушайте, хорошие. Я бы вам и валенки Подарил с калошами. Но сказала мама: - Воробей ведь маленький. Сразу, как запрыгает, - Потеряет валенки.
Песня «Воробьиная песня»
1Мне не нужно ни игрушек,Ни цветных карандашей,Потому что у кормушки Поселился воробей.Только слушался бы лучшеЭтот хитрый озорник.Я решил на всякий случайПтичий выучить язык.
Припев:Чирик-чик-чик,Чирик-чик-чик,Всем нужны друзья.Чирик-чик-чик,Чирик-чик-чик,Даже воробьям.
2Сколько вкусных бутербродовИскрошил в кормушку я.Очень трудная работа -Дрессировка воробья.Но зато в районе нашемУдивляется народ -Воробей вприсядку пляшет,Бьёт в ладоши и поёт.
Припев.
3С ним мы делимся обедом,Как положено друзьям.Расчирикал он об этом Всем знакомым воробьям.Я им крошек дам послаще.И недели не пройдёт -Все увидят настоящийВоробьиный хоровод.
Выступает 3 класс
1.
Смотрю на глобус –  шар земной
И вдруг вздохнул он, как живой
И шепчут мне материки: «Ты береги нас, береги».
2.
В тревоге рощи и леса
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники: «Ты береги нас, береги».
3.
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги».
4.
Остановил олень свой бег:
«Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим –не солги,
Ты береги нас, береги».
5.
Смотрю на глобус –      шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу…»
6.
Берегите Землю! Берегите! Жаворонка в голубом зените, Бабочку на стебле повилики, На тропинке солнечные блики, На камнях играющего краба, Над пустыней тень от баобаба, 
7.Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите Берегите Землю, берегите! (хором) 
8.
А чтоб увидеть добрые их лицаИ доброе лицо им показать.
Нор звериных, птичьи гнёздаРазорять не будем никогда!Пусть птенцам и маленьким зверятамХорошо живётся с нами рядом.
9.
Люди! Оглянитесь вокруг.Как природа истинно прекрасна.Ей нужна забота ваших рукЧтобы красота её не гасла!
Песня «Не дразните собак»
1.
Не дразните собак, не гоняйте кошек, Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек. И тогда воробьи песенкой разбудят, А царапать и кусать вас никто не будет. 2Если очень шуметь около берлоги, То придется потом уносить вам ноги. И пчела просто так тоже не пристанет. Ведь и жалить, и рычать зря никто не станет. 3
Ни к чему обижать бабочку на ветке, Веселее в лесу от ее расцветки. Не пугайте жуков с длинными усами, И поверьте, что жуки вас не тронут сами. 4Если вам по душе красота земная, Берегите ее, устали не зная. Непременно тогда станем мы друзьями, А про кошек и собак пойте вместе с нами!
Поиграем в игру «Можно - нельзя»
- Я буду читать, что можно и что нельзя делать в лесу, а вы на ответ можно – хлопаете, а на ответ нельзя - топаете.
Тренировочное упражнение
Если я приду в лесок и сорву ромашку?      - топаете.
Если ветку подвяжу, колышек поставлю?      - хлопаете.
Ломать деревья и ветки - нельзя топают.
Сажать больше деревьев - можно хлопаем.
Ходить и топтать на лугах цветы - нельзя топают.
Ходить только по тропинкам - можно хлопают.
Рвать большие букеты цветов - нельзя топают.
Любоваться цветами - можно хлопают.
Оставлять мусор в лесу - нельзя топают.
Собрать мусор в яму и закопать - можно хлопают.
Разжигать костры в лесу - нельзя топают.
В лесу шуметь - нельзя топают.
Выступает 2 класс
1.
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
ведь другой на свете нету!
2.
Давайте, люди,
Дружить друг с другом,
Как птица с небом,
Как травы с лугом,
Как ветер с морем,
Поля с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!…
3.
Давайте, люди,
К тому стремится,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица,
И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям.
4.
Давайте, люди,
Беречь планету
Во всей Вселенной
Похожей нету.
Во всей Вселенной-
На всех одна.
Что будет делать
Без нас она?
Вед: Природа – наше богатство! Сберечь это богатство для следующих поколений – наша задача и долг. Вдумайтесь в содержание призыва к нам писателя Михаила Пришвина: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы! В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. А охранять природу – значить охранять Родину!"
Подведение итогов. Вручение медалей.
Предлагаю закончить наш сбор песней «Если с другом вышел в путь»
(Дети с мест исполняют песню)