План-конспект занятия объединения Геометрическое рисование на тему Рисование зимнего пейзажа


Технологическая карта занятия
Предмет: внеурочная деятельность – кружок «Геометрическое рисование»
Класс: 5
Тема занятия: «Пейзаж. Зима в парке (в лесу)».
Цель занятия: Создание условий для формирования понятия пейзаж.
Выполнение учащимися рисунка в соответствии с законами перспективы, который позволяет им самостоятельно сделать вывод о жанре ЗИМНИЙ пейзаж.
Задачи занятия:
обучающие: учить наблюдать окружающий мир; созерцать красоту мира природы; передавать объекты первозданной природы;
развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- развивать внимание, наблюдательность, творчество и фантазию;
- способствовать развитию чувства прекрасного и формированию умения и навыка рисования гуашью без карандашного наброска;
- способствовать формированию технике рисования различными и средствами (художественной кистью, ватной палочкой, клеевой кистью, поролоном, обратным концом кисти).
воспитательные: воспитывать интерес к живой природе, бережное отношение к ней, т.к. она является источником жизни и здоровья.
Тип занятия: рисование по представлению (по памяти).
Необходимое оборудование: компьютер, фильм «Зимние пейзажи», карточки-иллюстрации, набор геометрических фигур, карты-опоры по законам перспективы, листы формата А4 синего цвета, белая гуашь, кисти художественные и клеевые, поролон, ватные палочки, баночки с водой.
Ход занятия:
Организационный момент.
Цель: Создание эмоционально-психологического настроя на успешную работу
Приветствие детей (парни – «дай пять», девчонки – объятья)
Знакомство с кабинетом и его зонами: «Художественная мастерская», «Информационно-исследовательский центр», «Экспертный отдел»).Обратить внимание на гостей, которые на занятии тоже будут работать в «Экспертном отделе».
Целеполагание. Актуализация знаний.
Цель: Активизация инициативы и самовыражения
Чтобы определиться с темой нашего занятия кто-то из Вас должен взять первое задание в информационно-исследовательском центре.
Кто-то из ребят идёт в «Информационно-исследовательский центр» за заданием №1. КАРТИНЫ.
Что принесли?
Что изображено на каждой картине?
Как одним словом можно назвать, что изображено на картинах?

Что такое пейзаж? (ребята из обрезков предложения составляют формулировку понятия, размещают её на доске). ЧИТАЮТ!!!
ПЕЙЗАЖ – вид изобразительного искусства, в котором основным является первозданная рирода.
Игра «Кто автор?»
Таким образом, вы правильно определили тему нашего занятия
Сегодня мы будем в своей художественной мастерской рисовать ПЕЙЗАЖ.
Лучшие работу будут отправлены на областной конкурс.
Конкретизация темы занятия.
Цель: Использование нескольких каналов восприятия, усиление эмоционального эффекта.
Закройте глаза. Я включу музыку П. И. Чайковского из музыкального альбома «Времена года». А вы, послушав её, потом мне скажите, какое время года вам представилось? (зима)
Правильно! Молодцы! Сегодня мы будем рисовать ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ!
Кто-то из ребят идёт в «Информационно-исследовательский центр» за заданием №2. РАЗРЕЗНАЯ КАРТИНКА.
Картинка в чёрно-белом варианте (потерялись краски ЗИМЫ)
ФИЗМИНУТКА.
Цель: Смена динамической позы.
Поисковая работа. Найти в классе 8 кусочков РАЗРЕЗНОЙ КАРТИНЫ. Собрать её (пока дети собирают картинку, педагог переодевается в костюм ЗИМЫ, с целью привлечения ослабевшего внимания).
Организация деятельности учащихся
Молодцы, ребята! Вы правильно собрали картинку, все осколочки сошлись. Рисунок стал яркий и красочный. Все краски зимы Вы нашли. Даже я преобразилась.
Подумайте:
Что символизирует узор на костюме – морозные окна.
Рукава, обвязанные ниткой «ТРАВКА», как мех – лёгкие снежинки.
Лёгкая воздушная юбка, которая прячет под собой цветы – снежное одеяло, чтоб растения не погибли в морозы.
Так как, мы сегодня будем рисовать зимний пейзаж, то Вам необходимо вспомнить ещё характерные особенности этого времени года.
Просмотр отрывка из фильма «Времена года»
С целью усиления эмоционального эффекта и использования нескольких каналов восприятия.
Работа над пейзажем.
Какие деревья чаще всего можно встретить в нашей местности?
Чем парк отличается от леса?
Кто-то из ребят идёт в «Информационно-исследовательский центр» за заданием №3. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.
Вы знаете, что любой объект, чтобы нарисовать, нужно понять, на какую геометрическую фигуру он похож. На вашей картине должны быть нарисованы деревья. Поэтому играем и игру.
Игра «Покажи мне дерево такое» игра проводиться с целью привлечения активизации познавательной деятельности и как подготовительная работа перед самостоятельной деятельностью.
Молодцы! Я думаю, что нашему экспертному отделу будет трудно выбрать лучшую работу на областной конкурс, потому что вы все правильно справились с заданием, значит, правильно нарисуете деревья.
Осталось последнее…
Правила построения рисунка (законы перспективы)
Давайте составим технологическую карту Вашего пейзажа… Помогайте!
Линия горизонта и маленькие деревья изображаются… на заднем плане.
Крупные деревья ближе и… большего размера.
Средние деревья … дальше и меньшего размера.
Вопрос на засыпку…
Какая чаще всего погода бывает зимой? Пасмурная.
Дети встают и берут себе листы синего цвета.
Матушка-Зима пользуется карандашными наброскам или сразу рисует белой кистью? Сразу белым.
Дети встают и берут себе баночки с белой гуашью, воду.
Самостоятельная работа учащихся
С целью активизация инициативы и творческого самовыражения

Подведение итогов занятия.
Выставка работ учащихся. Анализ детских рисунков.
Рефлексия.
Ответьте сами себе на вопросы:
Получилось ли у меня нарисовать Зимний пейзаж?
Понравилось мне рисовать при помощи геометрических фигур?
Что нового я узнал для себя?
Чья работа самая красивая и почему?
«Золотая осень»
Пейзаж русского художника
Исаака Ильича Левитана,
написанный в 1895 году
«Утро в сосновом лесу»
Картина русских художников 
Ивана Ивановича Шишкина 
и Константина Апполоновича Савицкого,
написанная в 1889 году
Савицкий написал медведей, но коллекционер Павел Третьяков стёр его подпись, так что автором картины часто указывается один И. Шишкин.
«Рожь» 
картина русского художника 
Ивана Ивановича Шишкина,
написанная в 1878 году
Приложение 1. Дидактические материалы для игры
«КТО АВТОР?»
«Грачи́ прилете́ли» 
картина русского художника 
Алексея Кондратьевича Саврасова, созданная в 1871 году.
4906010-142240670560-93980
-552453165475
49701452611120
жанр изобразительного искусства,
в котором основным является
первозданная природа
Приложение 2. Дидактический материал к уроку.
художественная
мастерская
информационно – исследовательский центр
экспертный отдел
Приложение 3. «Разрезная картинка»
1127760128905
Приложение 4. Игра «Дерево и геометрия»
ЕЛЬ (ёлка)
485775329565


273685534035 Рябина

Сосна
-2362205715


481374337316 Дуб

Берёза
62230069850

Приложение 5. «Зимний пейзаж»
938530156210