Урок русского языка в 6 классе на тему Морфемика. обобщение


Салихова Раушания Музагитовна
Должность: учительница русского языка и литературы
Школа: МБОУ "СОШ села Какре-Елга» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан
e-mail: raushanija@rambler.ru
Урок русского языка в 6 классе.
Тема: «Морфемика. Обобщение изученного».
(урок – КВН)
Цели урока: 1. Закрепить знания по теме «Морфемика» и умения определять части слова; повторить орфограммы «Чередующиеся гласные в корне слова», «Соединительные гласные в сложных словах».
2. Развивать внимание, скорость мышления; формировать чувство ответственности за результат своего труда.
Тип урока: повторение изученного.
Вид урока: урок-соревнование.
Технология: игровая.
Оборудование: карточки с оценками жюри, поле для кроссворда, сигнальные карточки для команд, табло соревнования, мультимедийная система, презентация.
Название команды Количество баллов
1 тур 2 тур 3 тур 4 тур 5 тур 6 тур 7 тур 8 тур 9 тур 10 тур
№ 1 № 2 Ход урока.
I. Оргмомент.
Класс делится на две команды. Каждая команда выбирает капитанов. Организуется жюри. Учитель объясняет учащимся цель и ход урока.
II. Работа по теме урока.
1-й тур. На этот тур отводится 4 минуты.
Беседа:
- Ребята, сейчас вы услышите вопросы, если вы знаете полный ответ и можете привести примеры, поднимите сигнальный флажок. Первой будет отвечать команда, которая раньше всех была готова к ответу. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
- Назовите все морфемы.
- Что такое корень?
- Что такое основа корня?
- Является ли основа корня морфемой и почему?
- Что такое окончание слова?
- Что такое приставка?
- Что такое суффикс?
- Как найти окончание?
- Как найти корень слова?
Подведение итогов 1-го тура, заполнение табло.
2-й тур. За верно выполненное задание команды получают 3 балла. На работу отводится 3 минуты.
Задание: найти окончания, объяснить свое мнение (2 слайд презентации).
1-я команда: купил, дождем, путешествие;
2-я команда: полем, конституция, носился.
Подведение итогов 2-го тура, заполнение табло.
3-й тур. За верно выполненное задание команды получают 4 балла. На работу отводится 5 минут.
Задание: из текста выписать слова, соответствующие схемам: приставка, корень, окончание; корень, окончание; приставка, корень, суффикс, окончание; приставка, корень.
Осенний рассвет нетороплив. Над головами сереющая полоска неба да несколько едва различимых стволов небольших сосенок. Вокруг тишина (3 слайд презентации).
Подведение итогов 3-го тура, заполнение табло.
4-й тур. За верно выполненное задание команды получают 3 балла. На работу отводится 2 минуты.
Задание: выполнить морфемный разбор слов (4 слайд презентации):
1-я команда – шахматист, командная, выиграть;
2-я команда – игрок, осенний, победить.
Подведение итогов 4-го тура, заполнение табло.
5-й тур. За верно выполненное задание команды получают 4 балла. На работу отводится 6 минут.
Задание: выбрать из данных слов слова с чередующимися гласными в корне слова (5 слайд презентации), записать их и рядом написать слова с противоположным написанием, обозначить орфограммы: заря, пригорок, пригорел, забор, запереть, сидеть, заросли, сложение, косичка, поиграть, книжный, коснусь, замирать, мирный, роса.
Подведение итогов 5-го тура, заполнение табло.
6-й тур. За верно выполненное задание команды получают 3 балла. На работу отводится 3 минуты.
Задание: вставить пропущенные буквы, обозначить условия выбора орфограмм (6 слайд).
Изл..жение, прил..гательное, заг..реть, зам..рать, выр..сти, прик..снуться, р..сток, зап..реть :
Подведение итогов 6-го тура, заполнение табло.
7-й тур. За верно выполненное задание команды получают 5 баллов. На работу отводится 4 минуты.
Задание: решить кроссворд (7 слайд).
1 С Д
2 А О 3 М Х 4 О 5 Р Л 6 А Е 7 П Т
Специалист по разведению садов.
Локомотив с паровым двигателем.
Канал для выхода дыма из трубы.
Русская народная игра-пляска.
Поваленный лес.
Стихийное совершение какого-либо дела.
Огнестрельное оружие.
Ответы к кроссворду:
Садовод.
Паровоз.
Дымоход.
Хоровод.
Бурелом.
Самодел.
Пулемет.
Подведение итогов 7-го тура, заполнение табло.
8-й тур. Команда, подобравшая большее количество однокоренных слов и выполнивших работу без ошибок, получает 3 балла. Другая команда в зависимости от скорости и правильности – 1-2 балла. На работу отводится 2 минуты.
Задание: подобрать как можно больше однокоренных слов с корнями (8 слайд).
1-я команда - -крас-;
2-я команда - - сад-.
Подведение итогов 8-го тура, заполнение табло.
9-й тур. За верно выполненное задание команды получают 3 балла. На работу отводится 3 минуты.
Задание: заполнить таблицу данными словами (9 слайд).
Пришли, волнорез, красивейшие, побережье, синь, причудливые, ранний, преспокойно, пароход, тенистый, мореходный, моряк.
Способ словообразования
Приставочный Суффиксальный Приставочно-суффиксальный Бессуффиксный Сложение
Подведение итогов 9-го тура, заполнение табло.
10-й тур. Максимальное количество баллов за данную работу – 3. На работу отводится 5 минут.
Задание: написать сочинение-миниатюру на тему «На море», используя слова, данные в 9-м туре.
После чтения работ члены жюри выставляют оценки, заполняют табло и подводят общий итог соревнования, объявляют победителей.
III. Выставление оценок.
IV. Подведение итогов урока:
- Ребята, вот и закончились соревнования. Вы показали хорошие знания. Давайте еще раз вспомним то, что мы повторили на этом уроке. Назовите все известные вам морфемы.
- Расскажите о них. Приведите примеры.
- Как найти окончание слова?
- Как найти корень слова?
- Расскажите о прядке морфемного разбора слов.
- Какие способы словообразования вам известны?
- Расскажите о них. Приведите примеры.
V. Домашнее задание:
- выполнить морфемный анализ слов: расположиться, переполненный, мореходное, принеслась;
- повторить материал по разделу «Морфемика» и подготовиться к проверочной работе.