Конспект урока-праздника по русскому языку «В королевстве Русского языка».


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №2»г. Тарко-Сале Пуровского района

Конспект урока по русскому языкув 1 классе
Тема: «В королевстве Русского языка»


Подготовила: Макарова Лариса Ивановна учитель начальных классов

г. Тарко-Сале2013 год
Урок - праздник «В королевстве Русского языка».
Цель деятельности учителя: обеспечить условия для поддержки познавательного интереса и положительных эмоций при изучении русского языка. Ход урока.
I. Организационный момент.II. Сообщение темы и постановка цели урока. - Ребята, вы любите учиться? - Королева Буковка приглашает вас посетить королевство. А как оно называется, вы должны отгадать сами. - Чтобы пройти в ворота королевства и расшифровать его название, надо открыть замок. Он не простой. Чтобы открыть его, надо узнать волшебное слово – ключ, которое зашифровано. - Я буду вам читать стихотворение, а вы должны на слух определить, какой звук в стихотворение встречается чаще других. Будьте внимательны! - Дятел дерево долбил, Деда стуком разбудил. - Одуванчик облетает, Он от ветра словно тает. - Бе – е – е, барашек белый блеет, Больше букв не разумеет. - Рыбке – рак – ни друг, ни враг. Рыбке вряд ли страшен рак, Рыбке страшен червячок, Что насажен на крючок. - В этой букве нет угла, Оттого она кругла. До того она кругла, Покатиться бы могла. - От топота копыт Пыль по полю летит. - Посмотри на колесо, И увидишь букву О. - Жук жужжит в железной бочке, Жук не хочет жить в жестянке. Жизнь жука в плену горька Жалко бедного жука. - А – а – а! – заплакала Алёнка, На – а, - сказала ей сестрёнка. Алый цветик сорвала и Алёнушке дала. - Лев комарика ловил, Лапой лоб себе разбил… - В старом дереве дупло, Ну, совсем, как буква О. - Варежки у Вари пропали на бульваре, Воротилась Варя вечером с бульвара, И нашла в кармане варежки Варвара. Вот ведь как. - Вот буква вроде шалаша. Не правда ль, буква хороша! И хоть она проста на вид, А начинает алфавит. - Тигр – свирепый зверь, но всё же, Тихим тигр бывает тоже, Тигр бывает тих с тигрицей, Так как сам её боится. - Мягкий голос, мягкий шаг. Это буква – мягкий знак. - Ворота открыты. Добро пожаловать в королевство, которое называется «Русский язык». - Могуч и прекрасен наш русский язык. - Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Русский язык – необыкновенный язык, и в этом мы сегодня убедимся. - Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские писатели. - «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой», так считал Л.Н. Толстой. - М. Горький говорил: «Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык». - А теперь послушайте стихотворения: - Грамматика, грамматика, Наука очень строгая! Учебник по грамматике. Всегда беру с тревогой я. Она трудна, но без неё Плохое было бы житьё! Не составить телеграмму И открытку не отправить. Даже собственную маму, С днём рождения не поздравить. Люблю, тебя, грамматика! Ты умная и строгая Тебя, моя грамматика, Осилю понемногу я!
- Всему название дано – и зверю, и предмету. Вещей вокруг полно – полным , а безыменных нет. И всё, что может видеть глаз – над нами и под нами. И всё, что в памяти у нас, - означено словами. Они слышны и здесь, и там, на улице и дома. Одно давно привычно нам, другое – незнакомо. Слова, слова, слова… Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно - В огромном мире - море слов, Купаться ежечасно!
- Но на пути новое препятствие. В королевство можно войти по мосту. Мост состоит из слов, но слова зашифрованы. Расшифруйте слова и постройте мост: ЖЫИЛ (лыжи), АНСИК (санки), НОЛС (лиса), САЛИ (лиса).
III. Путешествие по королевству Русского языка. - И вот мы вместе с Буковкой в королевстве Русского языка. Здесь необыкновенные проспекты, улицы, площади. - ПРОСПЕКТ «УГАДАЙ – КА». - 1 конкурс «Найди слово». - Даны слова, в каждом их которых спряталось ещё одно слово. Вы должны отгадать это слово: УТОЧКА (точка), СТОЛБ (стол), ЗУБР (зуб), КОСА (оса), УДОЧКА (дочка), ПОЛК (пол). - 2 конкурс «Ребус» . - Ребусы – тоже загадка, в которых отгадка нарисована: её надо увидеть в комбинации фигур, знаков, букв. - Отгадываем ребусы: БА … (бабочка), Ш … (шутка), РЯ … (рядом), … К (рядом), 40 А (сорока), 7 Я (семья), С 3 ЖИ (стрижи), Р 1 А (Родина). - 3 конкурс «Найди вторую половинку». - Прочитайте и составьте пословицы:
Языком болтай … Потом говори.
Не спеши … Вылетит не поймаешь.
Сначала подумай … Торопись делом.
Слово не воробей … Рукам воли не давай.
- УЛИЦА «ЗАБАВНЫЕ НЕДОРАЗУМЕНИЯ». - Послушайте внимательно стихотворение «Буква заблудилась» и найдите ошибки. Неизвестно, как случилось, Только буква заблудилась. Заскочила в чей – то дом, И хозяйничает в нём. Но едва туда вошла Буква – озорница, Очень страшные дела, Начали твориться. Куклу, выронив из рук, Маша мчится к маме: Там ползёт зелёный лук, С длинными усами! Врач напомнил дяде Мите, Не забудьте об одном: Обязательно примите, Десять цапель перед сном. Неизвестно, как случилось, Только буква заблудилась... На виду у детворы Крысу красят маляры. Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей. Миша дров не нарубил, Печку кепками топил. Старый дедушка Пахом. На козе скакал верхом. Говорят, один рыбак, В речке выловил башмак. Но зато ему потом, На крючок попался дом. - ПЛОЩАДЬ «СМЕКАЛИСТЫХ». - Раскрыть смысл выражений, которые называются «крылатыми». - Прикусить язык (замолчать). - Во весь дух (быстро). - Рукой подать (близко). - В час по чайной ложке (медленно). - Знать назубок (выучить). - Сломя голову (быстро).
- УЛИЦА «ВЕСЕЛИНКА». - Сценка «Урок русского языка». (Действующие лица – учитель и ученик.) Поставь ударение в слове «девочка». - Я не могу, девочек бить нельзя. Хотя очень хочется! Хи – хи – хи. - Придумай предложение со словом «уха». - У Мишки два уха. - Какие ты знаешь знаки препинания? - Восклицательный знак, успокоительный знак, точка с хвостиком. Правильно? - Не совсем. Ребята, сейчас тебя поправят. - А сейчас измени, пожалуйста, глагол «идти». - Я иду, ты идёшь… - Побыстрее, пожалуйста. - Он бежит, мы бежим, вы бежите. - Ох, устал я, ребята. Мне учиться трудновато. А вы, конечно, продолжайте, Тайны знаний открывайте!
- Сценка по стихотворению С. Маршака «Знаки препинания». (Действующие лица – чтец , знаки препинания: восклицательный знак, вопросительный знак, запятые, многоточие, двоеточие, точка, точка с запятой.) - Ребята, давайте ещё раз назовём знаки препинания, которые встретились нам в Королевстве Русского языка.
- ПЛОЩАДЬ «ПОИГРАЙ – КА». - Игра « Наборщик». - Давайте, поиграем в игру «Наборщик». Придумайте из букв, входящих в слово « Грамотей » как можно больше новых слов. - Игра «Подставь словечко». - Ещё одна шуточная игра «Подставь словечко».
- И нам с тобой пришёл черёд. Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово «высоко», А ты ответишь – «низко». Скажу я слово «далеко», А ты ответишь – «близко». Скажу тебе я слово «трус», Ответишь ты – «храбрец». Теперь « начало» я скажу. Ну, отвечай - «конец».
- УЛИЦА «ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ». - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на этой улице? - Ребята, послушайте внимательно стихотворение. - Друзья, вот вам на всякий случай Стихи о школьнике одном. Его зовут…, а впрочем, лучше Мы здесь его не назовём. «Спасибо», «здравствуйте», «простите» - Произносить он не привык, Простого слова «извините» Не одолел его язык. Ему бывает часто лень, Сказать при встрече «добрый день». Казалось бы, простое слово, А он стесняется, молчит. И в лучшем случае «здорово», Он вместо «здравствуй» говорит. А вместо слова «до свиданья» Не говорит он ничего. Или заявит на прощанье, «Ну, я пошёл, пока, всего…». Не скажет он друзьям по школе Алёша, Петя, Ваня, Толя. Своих друзей зовёт он только Алёшка, Петька, Ванька, Толька. Ребята, мы не можем тут, Сказать вам, как его зовут. Мы честно вас предупреждаем, Что имени его не знаем. Но, может быть, он вам знаком, И вы встречались с ним где – либо. Тогда скажите нам о нём, А мы… Мы скажем вам «спасибо». - Я думаю, что среди вас нет таких учеников. - Для того, чтобы стать вежливым, вы должны как можно чаще пользоваться «волшебными словами», от которых становится теплее и радостнее на душе. - Прочитайте пословицу: «Доброе слово человеку, что дождь в засуху». - В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, рассеять плохое настроение. Но не только слова должны быть у нас добрыми, надо чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, такими, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться их. Надо стараться только. - Давайте ещё раз вспомним «волшебные слова». - А ещё почаще вспоминайте задорные строки нашего замечательного поэта Самуила Яковлевича Маршака. - И ежели вы вежливы, Тому, кот послабее, Вы будете защитником, Пред сильным не робея.
IV. Оценочно – рефлексорный этап. - Урок – праздник мне хочется завершить словами, которые как нельзя лучше характеризуют всё, что мы встречали, изучая русский язык. - Всматривайтесь в привычное - И вы увидите неожиданное, Всматривайтесь в некрасивое – И вы увидите красивое, Всматривайтесь в простое - И увидите сложное, Всматривайтесь в малое – И вы увидите великое! - Смогли ли вы полюбить предмет русского языка? - Удалось ли вам ощутить, сколько трудностей и тайн скрыто в русском языке? - Хотите все их открыть? Мы обязательно это сделаем в новом учебном году.


Список использованной литературы.
1. Александрова Г. Занимательный русский язык. Нескучный учебник. – СПб.: Тритон, 1997.
2. Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. – М.: Владос, 2001.
3. Бетенькова М. Н. Орфография и грамматика в рифмовках. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2004.
4.Волина В. Весёлая грамматика. – М.: Олма-пресс, 1999.
5. Волина В. Праздник Букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2006.
6. Орг А. О. Олимпиада по русскому языку: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2005.
7. Сборник диктантов и творческих работ: пособие для учителя начальной школы. – М.: Просвещение, 2004.
8. Соболева О.Л. Когда правила смеются. – М.: Новая школа, 1996.
9. Тикунова Л. И. Сборник диктантов и творческих работ: пособие для учителя начальной школы. – М.: Просвещение, 2005.