Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи в приобщении детей старшего дошкольного возраста к основам здорового образа жизни.


Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи в приобщении детей старшего дошкольного возраста к основам здорового образа жизни.
Социально-экономические преобразования, которые произошли в нашей стране в конце XX – начале XXI в., повлекли за собой изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций и не могли отразится на воспитании детей в семье. В настоящее время наблюдается:
- ухудшение здоровья детей (физического, психического, социального);
- стратификация общества, ведущая к увеличению процента социально не защищенных родителей и детей, росту социально-психологической тревожности, усталости;
- трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов;
- личностные проблемы родителей (усталость, психическое и физическое перенапряжение; тревога в связи со снижением безопасности жизни; рост чувства одиночества (особенно в не полных семьях), отсутствие понимания; событийные кризисы);
Данные тенденции требуют внимания, в том числе со стороны специалистов дошкольного профиля (психологов, педагогов, дефектологов). Семье нужны поддержка и сопровождение. В сложившихся социально-культурных и экономических условиях взаимодействие с семьей является важным направлением детского сада, выполняющего интегральную функцию в развивающей личность ребенка сложной системе «семья-улица-детский сад».
Сотрудничество детского сада с семьями воспитанников позволяет установить единство требований к физическому воспитанию детей. Отрицательно действуют на личность ребенка и на его нервную систему разногласия в подходах взрослых.
В организации работы по взаимодействию с семьями воспитанников педагогический коллектив дошкольного учреждения направляет свое внимание на решение задач здоровьесбережения, которое предусматривает:
•психологический комфорт в семье;
•соблюдение эколого-гигиенических условий;
•оптимальную двигательную активность в соответствии с возрастом ребенка;
•распорядок дня, отвечающий индивидуальным и возрастным особенностям детей;
В интересах ребенка необходимо, прежде всего, поднять культуру семейных отношений, исключить из жизни родителей те проявления поведения, которые являются асоциальными (алкоголизм, тунеядство, курение). В силу своей подражательности дети усваивают родительские стереотипы поведения. Педагог должен ежедневно обмениваться с родителями информацией о здоровье и самочувствии ребенка.
Для знакомства с семьей воспитанника используются следующие методы: беседы с родителями, анкетирование родителей, посещение семьи.
В беседах с родителями им сообщается сведения об индивидуальных характеристиках физического развития ребенка, состоянии здоровья, уровне физической подготовленности, поясняется важность соблюдения режима дня в выходные и праздничные дни, даются советы по воспитанию полезных гигиенических привычек, организации условий для развития двигательной активности детей. Длительность беседы определяется обоюдным желанием педагога и членов семьи, но не должна превышать 20 минут.
Анкетирование родителей направлено на уточнение особенностей воспитания ребенка в семье, укрепление его здоровья, ознакомление с мерами воздействия, которые на него оказываются.
Посещение семьи помогает ознакомиться с бытовыми условиями , в которых живет ребенок, взаимоотношениями членов семьи, способствует выявлению проблем ( в частности, касающихся физического воспитания детей), помогает родителям в их разрешении.
Родителей, в свою очередь, необходимо ознакомить с условиями, в которых в дошкольном учреждении воспитывается их ребенок, содержанием физкультурно-оздоровительной работы, наличием дополнительных образовательных услуг. Важно приобщить их к участию в оздоровительном процессе, обучить необходимым конкретным умениям, которые пригодятся им при взаимодействии с ребенком в условиях семьи.
Родители могут выступать в роли наблюдателя или активного участника образовательного процесса, помогать организовывать и проводить совместный физкультурный досуг, праздники, туристические походы. Видя своего ребенка во взаимодействии другими детьми, родители лучше понимают особенности его развития, больше узнают об обучающих методах.
Педагог может использовать разные формы взаимодействия с семьей: родительские собрания, тематические консультации, семинары - практикумы, конкурсы, тренинги, круглый стол, дни (недели семьи и др. При выборе формы работы он ориентируется на цели, которые в процессе взаимодействия будут решаться (создание единого здоровьесберегающего пространства, закаливание, часто болеющих детей, использование тренажеров и тренажерных устройств и т.д.). Родители вместе с педагогом обсуждают проблему, ищут пути ее решения. У них есть возможность узнать разные точки зрения (в том числе специалистов), корректировать свои взгляды и позиции, обмениваться опытом, знаниями.
В современный период процесс физического воспитания в дошкольном учреждении предусматривает оказание дополнительных образовательных услуг (занятий в секциях и кружках) с целью повышения уровня физического и двигательного развития детей. Такие образовательные услуги могут быть организованы и по желанию родителей. Программа организации дополнительных услуг по физическому воспитанию детей создается на один год. Она включает в себя следующие разделы:
•объяснительная записка, в которой указываются основная цель работы, принципы отбора материала, его направленность, форма реализации (кружок, секция), адресность (возраст детей);
•содержание изучаемого материала (может быть изложено по блокам – видам упражнений и игр, которые должны освоить дети);
•список необходимой литературы;
•приложения (вспомогательный практический материал).
Занятия детей по данной программе (в кружках, секциях) организуются по подгруппам (10 – 12 детей) 2 раза в неделю. Преимущество отдается физическим упражнениям, оказывающим разностороннее воздействие на организм и дающим тренирующий эффект. Оптимальная моторная плотность занятий составляет 75-78%, а средний уровень ЧСС – 150-165 уд/мин.
На занятиях (в секциях, кружках) важно обеспечить общую педагогическую поддержку всех детей и создать необходимый для этого эмоциональный фон доброжелательности, взаимопонимания, сотрудничества. Особая роль в индивидуальной педагогической поддержке отводится ситуациям успеха, созданию условий для самореализации личности, повышению статуса ребенка, значимости его личного вклада в решение общих задач. В контексте педагогической поддержки педагог должен придерживаться следующих правил:
• любовь к ребенку, принятие его как личности, умение сопереживать, терпимость и терпение;
•диалоговые формы общения с детьми;
•понимание интересов ребенка;
•поощрение и одобрение самостоятельности.
В конце года можно с родителями провести совместный анализ результатов физкультурно-оздоровительной работы по показателям состояния здоровья, уровня физического развития, физической подготовленности детей. Благодаря такому анализу осмысливаются процесс и результаты работы, что может найти отражение в изменении внутренней позиции родителей, способах организации совместной деятельности с детьми. Желательно что бы анализ был максимально индивидуализирован, обязательно учитывать личностные особенности конкретных родителей.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространстве культуры, постижение ее ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающемся на его физическом, психическом и социальном здоровье.
Таким образом, успешное формирование представление о ЗОЖ у старших дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создание условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок-педагог-родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.