Конспект классного часа Путешествие в школу хороших манер


Тематический классный час-путешествие в школу хороших манер
«По одежке встречают»
Класс – 1
Четверть – II
Месяц – ноябрь
Число - 18
Форма проведения – классный час – путешествие.
Тема - «По одежке встречают».
Цель - вооружить учащихся знаниями об этикете костюма, требовании  к нему: гигиена, аккуратность, соответствие костюма ситуации.
Задачи:
Жизненно - практическая задача – формирование умения одеваться по погоде и опрятно.
Воспитательная задача – воспитание эстетического вкуса и осознанного отношения к внешнему виду.
Организационно – педагогическая задача – создание необходимых условий для формирования представления детей о правилах этикета в одежде.
Предварительная работа – знакомство учащихся с основными стилями одежды.
Оборудование - плакаты: «Школа хороших манер» (Приложение 1), «По одежке встречают…» (Приложение 2), таблицы с изображением одежды детей (Приложение 3); картинки неряшливого одетого мальчика и аккуратного, приятного наружности мальчика (Приложение 4); листы А4 с названием стилей одежды (Спортивный, деловой, уличный) и изображения людей одетых в разные стили одежды (Приложения 5); круги большие и маленькие разных цветов (Приложение 6); бумажные куклы (Приложение 7).
План
Тематический классный час-путешествие в школу хороших манер
«По одежке встречают»
Этап Содержание воспитательного воздействия Приемы воздействия Необходимые средства Планируемый результат
Организационный - Здравствуйте, ребята! Подровняйтесь, а теперь присядьте те, кто сидит на первом ряду, кто сидит на втором ряду, на третьем ряду. Сегодня мы побываем с вами в «Школе хороших манер» и поговорим об умении одеваться. Давайте проверим вместе готовность к классному часу. Сегодня нам понадобится: цветные карандаши, ручка. Педагогическое требование - Выработка готовности учащихся к проведению классного часа-путешествия.
Мотивационно-целевой Ребята, ваши родители, воспитатели в детских садах, учителя в школе учат вас хорошим манерам. А что такое манера?
В словаре Сергея Ивановича Ожегова о значении этого слова сказано так: манера – это способ что–нибудь делать, та или иная особенность поведения, образа жизни.
Что можно отнести к хорошим манерам?
(правила личной гигиены, умение принимать гостей, умение пользоваться столовыми приборами, дарить подарки, знакомство с людьми, поведение в общественных местах).
Представьте себе ситуацию: вы гуляете на улице (катаетесь на велосипеде, строите замки из песка, играете в мяч). Пришли домой и мама сообщает, что вы идете в гости. Ваши действия.
(идти в ванну умываться)
Какие правила гигиены вы еще знаете?
   ( надо заботиться о своей естественной одежде – коже)
В чистоте и порядке должны быть ваши волосы – на голове у здорового ребенка насчитывается 100 тысяч волос. Ухода требуют лицо, уши, шея. Сколько раз их нужно мыть?
К чему следует относиться особенно внимательно?
(к чистоте рук и ногтей)
Почему?
(грязь с рук может попасть на продукты, посуду, а через них     в организм)
Сколько раз нужно мыть руки?
(утром, вечером, перед едой, после еды, после игр, после    туалета и т.д.)
И не нужно забывать чистить и стричь ногти, поскольку под ними находится большая часть микробов.
А сейчас проведем тест: «Проверь себя».
1) Положите руки ладонями вниз. Посмотрите на ногти. О них нельзя сказать словами из учебника этикета времен Петра 1, что они черным бархатом обшиты?
2) Есть ли при вас носовой платок? Достаньте его: так ли он безупречно чист, как следует?
3) Посмотрите друг на друга. У всех ли волосы в порядке?
4) Припомните, пожалуйста, сегодня утром вы мыли шею и уши?
5) Как вы думаете, подходят ли к воротнику и манжетам вашей блузки или рубашки слова «белоснежные», «абсолютно чистые», «свежие»?
Молодцы! Чистоплотность – это обязательная норма хорошего тона.
Итак, после соблюдения гигиенических правил вы одеваетесь.
Посмотрите на картинку, как оделся мальчик для того, чтобы отправится в гости.
Что вы можете сказать о нем?
А если это будет вот такой мальчик, ваше мнение изменится или нет?
Очень часто мы судим о человеке по его внешнему виду, не правда ли?
Как вы думаете, какая пословица может описать эту ситуацию?
Выходя из этого как можно сформулировать тему нашего классного часа? ( По одежке встречают…)
- А должны ли мы знать правила этикета в одежде? (да)
А какова цель классного часа? (узнать о правилах этикета в одежде) Слово учителя, беседа, создание воспитывающих ситуаций, опрос, пример. Плакат «Школа хороших манер» (Приложение 1) Картинки неряшливого одетого мальчика и аккуратного, приятного наружности мальчика (Приложение 4). Мотивация учащихся на деятельной, совместное учителем и учащимися формулирование задач деятельности.
Актуализация знаний учащихся о хороших манерах.
Деятельностный Продолжим разговор об одежде. В народе говорят: «По одежке встречают…» Почему?
Одежда может многое рассказать о своем владельце. Она содержит информацию не только о его вкусах, но и взглядах, образе мыслей. Речь идет о том, что к одежде применительно такие понятия, как красота, гармония, вежливость, такт, приличие.
Что говорит о человеке причудливая, вычурная одежда?
  (нескромно хочет выделиться)
А тусклая, невыразительная?
(пренебрежение к себе и окружающим)
Сможете ли вы снискать себе уважение, если облачитесь в тогу (одежда мужчин Древнего Рима: полотнище, концом перекидываемое через левое плечо) и будете расхаживать по улице? Почему нет?
Пусть светлейшие мысли блестят в ваших очах, пусть благороднейшее сердце стучит в груди, но странная одежда позволит усомниться в наличии у вас столь многих и, несомненно, важных достоинств.
Вообще, костюм должен дополнять человека, быть частью общей культуры.
А может ли одежда влиять на человека?
Вместе с потребностью красиво одеваться растет потребность улучшать свои манеры, появляется стремление стать более желательными с окружающими.
В повседневной жизни нам приходится встречаться с новыми для себя лицами, вступать с ними в контакт. Что при этом не стоит забывать?
   (по одежке встречают…)
Выбирая фасон, силуэт, тон платья, мы выбираем и впечатление, которое хотим на них произвести. И хотя, провожать нас будут, как известно, по уму, первое впечатление бывает настолько сильным, что накладывает отпечаток на все последующее общение.
Игра «Гардероб». Ребята давайте разделимся на три команды, каждой команде дается лист А4 с названиями стилей одежды (Спортивный, деловой, уличный) и изображения людей одетых в разные стили одежды. Вам нужно из предложенных изображений выбрать тот стиль одежды, который написан у них на листе и приклеить эти изображения на лист с названием стиля.
Скажите, а для чего возникла одежда?
Верно, чтобы защитить человека от зноя, холода и других стихий. А уже потом добавились другие значения (красивая, удобная).
Возможно, не раз девочки слышали от мамы приговоры: а к синему платью голубые гольфы и туфельки белые. Бант, какой повяжем?
Красный, - выбирает девочка. Она всегда выбирает только красный.
Можно и красный, - не спорит мать.
А только синий с белым горохом лучше будет.
Смотри лучше, - соглашается малышка – c горохами.
Для чего мама все это говорит? Мама у девочки воспитывает вкус.
Модно и со вкусом одет тот, чей костюм соответствует возрасту, особенностям внешности, погоде, времени года  и даже времени дня. И это создается не красотой отдельных вещей (очень хорошие сапожки, красивый кожаный ремешок), а их гармонией! Гармония – это сочетание цветов.
Как вы считаете: зависит ли цвет в одежде от возраста? Почему?
(молодежь любит яркие цвета, пожилые люди – спокойные, пастельные тона).
А от времени года?
В летних костюмах яркие, светлые тона гармонируют с яркостью зелени на улице, голубым небом, ярким солнцем. Зимняя одежда сдержана по цвету – черно – белые тона. Весенняя одежда – цвета нежные, легкие. Осенняя – красновато – коричневые тона.
При создании моделей художник учитывает все цветовые сочетания родственных цветов и сочетания контрастных цветов. Из белых и черных тканей создают самые нарядные и самые строгие скромные вещи. Художественное слово, рассказ, беседа, пример, игра. Плакат «По одежке встречают…» (Приложение 2)
Листы А4 с названием стилей одежды (Спортивный, деловой, уличный) и изображения людей одетых в разные стили одежды.
(Приложения 5) Сформированность знаний об этикете костюма, требованиях к нему: гигиена, аккуратность, соответствие костюма ситуации.
Овладение учащимися умением одеваться по погоде и опрятно.
Кульминационный Перед вами лежит большой круг и несколько маленьких кругов разных цветов. Найдите к большому кругу гармонирующий цвет.
Также одежда должна соответствовать обстановке. Но Можно встретить юношу, который пришел на спектакль в спортивном костюме. Значит, костюм должен соответствовать обстановке.
Сейчас мы посмотрим, сможете ли вы подобрать одежду для различных мероприятий.
Игра «Куклы».
Рассмотрите гардероб своей куклы.
1) Кукла пришла в школу на занятия. Какую одежду ей надеть?
2) А сегодня вся начальная школа идет в поход. Найдите подходящий костюм.
3) Кукла идет вместе с родителями в театр. Что ей надеть?
4) А сегодня будут спортивные соревнования. Что посоветуете кукле?
Ребята, оказывается, мало выбрать одежду со вкусом. Нужно ее еще и уметь носить. Нарядное платье и выходные туфли предполагают иную походку, чем кроссовки и спортивные брюки. Даже самая искусная портниха не спасет, если есть привычка сутулиться, опускать плечи, выпячивать живот, ходить, раскачиваясь, как утка.
Какой вывод?
(следить за своей походкой, стараться красиво  сидеть и стоять).
Что еще мы не сказали об одежде?
(чистота одежды)
Одежда, как и ваше тело, всегда должны быть безукоризненно чистыми. И оправдывать ношение несвежей рубашки или мятого платья тем, что это рабочая одежда – значит признаваться в неуважении к окружающим и к самому себе. Любая одежда должна быть чистой, подшитой, выутюженной, застегнутой. Игровая ситуация, пример, игра, слово учителя, беседа. Таблицы с изображением одежды детей (Приложение 3); круги большие и маленькие разных цветов (Приложение 6); бумажные куклы (Приложение 7).
Сформированность эстетического вкуса у учащихся и осознанного отношения к внешнему виду.
Итогово-рефлексивный Мы хотим выглядеть хорошо одетыми и воспитанными. Что для этого необходимо? Выбери ответ:
* Надо иметь много денег, чтобы покупать дорогие вещи.
*Надо покупать только заграничную одежду, она лучше.
*Надо не покупать вещи в магазине, а шить в ателье.
*Надо следить за модой, носить только модное.
Какой бы ответ вы не выбрали, все они неправильные. Ответить на него лучше всего так: чтобы быть хорошо одетым, надо иметь вкус. А это:
* Не может быть красивым то, что может нанести ущерб здоровью.
* Одежда должна соответствовать:
   - назначению,
   - возрасту,
- индивидуальным особенностям человека.
* Все предметы и части костюма должны хорошо сочетаться друг с другом.
     Выходит, что воспитать свой вкус не так-то легко, но и не так уж трудно. Надо просто помнить, что самая модная мода – быть самим собой. Опрос, слово учителя, беседа. - Определение итогов классного часа.
Определение полученных знаний и умений.
Соотнесение полученного результата с намеченной целью.
Литература:
1.     Анисимов И.М. Хорошие манеры. – 1996 г. – с.47 – 89.
2.     Энциклопедия для маленьких джентльменов. – с.326.
3.     Ян Камычек. Вежливость на каждый день. – 1975 г. – с.102
4.     Могилевская С. Девочки, книга для вас. – 1995 г. – с.134
5.     Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» - 1995 г. – т.1 – с.287 (гигиена)