Сценарий внеклассного мероприятия В королевстве хороших манер


Комитет по образованию администрации г. Мурманска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Мурманска гимназия № 5

Внеклассное мероприятие по теме «Этикет»
«В Королевстве хороших манер»

Автор:
Степанова Елена Анатольевна,
педагог-организатор
МБОУ г. Мурманска
гимназии № 5

«В королевстве хороших манер»
Сценарий
Цель мероприятия: повышение уровня общей культуры воспитанников, воспитание чувства ответственности, умения работать в команде, развитие духа здорового соперничества.
Форма: конкурс-игра
Подготовка: организация команд, оформление кабинета пословицами и афоризмами об этикете [11].
Оборудование: компьютер, интерактивная доска
Действующие лица: Королева, Первая фрейлина, Вторая фрейлина, церемониймейстер (ведущий)
Элементы костюмов: Королевская корона, мантия
Церемониймейстер: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я предлагаю вам провести некоторое время в месте, которого нет ни на одной географической карте. Называется оно Королевством хороших манер. На его территории живут удивительные люди. Они добры, приветливы, образованны и очень хорошо воспитаны. Все граждане этого королевства с детских лет изучают хорошие манеры и придворный этикет. Моя должность при королевском дворе называется церемониймейстер, я слежу за строжайшим соблюдением всех дворцовых ритуалов. Хочу предложить вам возможность узнать что-то новое, проверить свои знания хороших манер и принять участие в королевском турнире по правилам этикета. Высокий королевский суд будет оценивать ваши ответы. Прошу всех встать и склонить головы, приветствуя главного судью – властительницу Королевства хороших манер.
Звучит фонограмма. [4]
Входит Королева.
Церемониймейстер: А теперь попрошу аплодисментами поприветствовать фрейлин королевского двора.
Входят фрейлины и занимают свои места.
Церемониймейстер: Ваше королевское высочество, позвольте мне приступить к своим обязанностям.
Королева: Повелеваю, приступайте!
1. Конкурс «Дурные манеры»
Церемониймейстер: У древнегреческого философа Лукиана спросили: «Где ты учился благовоспитанности?» - «У невоспитанных - ответил он, - я избегал делать то, что делают они.» Как вы думаете, что считается в обществе дурными манерами? Предлагаю командам составить так называемый список дурных манер. Чей список окажется длиннее, тот и победит!
- грызть ногти;
- громко разговаривать;
- неряшливо одеваться;
- громко хлопать дверью;
- ковырять пальцем в зубах, носу;
- сквернословить и т.п.
2. Конкурс «Ежели вы вежливы» [5]
Церемониймейстер: Рассмотрим такую ситуацию: Мальчик кричит прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Услышав ответ, он спешит домой. Обращаясь с вопросом к прохожему, он допустил 4 ошибки. Какие? Напишите, пожалуйста.
1) в обращении не было слова «пожалуйста»;
2) правильно будет «который час»;
3) нужно поблагодарить, сказав «спасибо»
4) не кричать
3. Конкурс «Словарь вежливых жестов»
Церемониймейстер: В разговоре нам помогают не только слова, но и жесты. Я имею в виду не размахивание руками, а определенные, известные всем движения рук, головы. Предлагаю участникам конкурса показать жестами некоторые вежливые слова.
- «здравствуйте» - рукопожатие;
- «пока, прощай» - машет рукой;
- «спасибо» - кивок головы;
- «извините» - рука на сердце;
- «садитесь, пожалуйста» - показать рукой на место;
- «вы не правы» - покачать головой
4. Конкурс «Круговорот приветствий»
Церемониймейстер: Смею заметить, что одним из самых древних жестов человечества является приветствие. В разных уголках земного шара люди по-разному приветствуют друг друга.
Демонстрируется презентация «Приветствие в разных странах» [6]
Церемониймейстер: Вот такие разные традиции. Но есть и кое-что общее: у всех народов уклонение от приветствия считалось верхом неприличия и неуважения к окружающим.
1 вариант
Церемониймейстер: Сейчас мы проведем небольшой конкурс и узнаем, кто из вас лучше знает правила вежливости. Участникам турнира предлагается ответить на вопросы.
1. Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? (Младший.)
2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.)
3. Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (Кивнуть головой.)
4. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, по дороге в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться. (Да.)
2 вариант
Церемониймейстер: Кроме жестов для приветствия можно использовать различные слова и выражения. В этом конкурсе мы узнаем, в какой команде участники знают больше приветственных слов. Начинаем по очереди, по одному слову от каждой команды. И так далее, пока кто-нибудь не остановится.
5. Конкурс «Вставь словечко» [7]
Церемониймейстер: Команды получают карточки, на которых написаны фразы. В них пропущены слова. Нужно вставить слова по смыслу, чтобы они соответствовали правилам этикета: Девочка встретила учительницу и поздоровалась:«...». Миша уходил от друга и сказал ему: «...» — а его родителям:«...». Когда Катя узнала, что подругу Ксюшу положили в больницу, она позвонила ей и спросила:«...». В школьной столовой Саша нечаянно толкнул Дашу и произнес:«...». После еды сын сказал маме:«...».
6. Конкурс «Встречают по одежке…»
Церемониймейстер: Как церемониймейстер, я с уверенностью могу утверждать, что знание этикета позволяет человеку выглядеть уместно на королевском приеме, дипломатической встрече, в театре и т.д. Вот как представляет себе этикет Кролик из сказки Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес» [10].
Пропали перчатки,
И веер пропал!
Ну, как же теперь
Мне явиться на бал?!
Ведь я не могу нарушать этикет!!!
Все скажут, что кролик разут и раздет
Уверена, что и к внешнему виду ученика есть определенные требования. В этом конкурсе мы проверим, знают ли их наши участники. Команды получают рисунки с изображением современных школьников, задача следующая - найти ошибки в этих рисунках.
7. Конкурс «Нужные слова»
Церемониймейстер: Этот конкурс – упражнение для тех, кто еще сомневается в пользе вежливых слов. Представьте себе такую картину в школьной столовой. Некая ученица кричит своему однокласснику: « Эй, ты там!... Передай-ка мне компот!...Шевелись быстрее!... Наконец-то!» Предлагаю командам вспомнить нужные вежливые слова и исправить грубость девочки.
Например: «Витя, извини! Передай мне, пожалуйста, компот. Спасибо!»
8. Конкурс «Рассуждения» [5]
Церемониймейстер: Послушайте, пожалуйста, такую историю: «Одна девочка, которой сделали замечание, потому что она слишком громко и неестественно смеялась, обиженно сказала: «Мое поведение - мое личное дело». Права ли девочка? Что вы думаете по этому поводу? Чем объясните свой ответ? Напишите, пожалуйста, свои рассуждения.
9. Подведение итогов.
Церемониймейстер: Все конкурсные задания исчерпаны. Сейчас я предоставляю слово главному судье. Ваше королевское Высочество, соблаговолите оценить ответы наших конкурсантов.
Выступает Королева, комментирует ответы команд и объявляет результаты конкурсов.
10. Награждение победителей.
Церемониймейстер: На прощание хочу сказать: «Стать вежливым, тактичным и деликатным не так уж трудно, стоит только захотеть! До свидания! До новых встреч в Королевстве хороших манер!
Приложение
Таблица подведения итогов
№ п/пНазвание конкурса Критерии оценки 1 команда 2 команда 3 команда
1. Дурные манеры
1 балл за ответ 2. Ежели вы вежливы
до 4 баллов 3. Словарь вежливых жестов до 3 баллов 4. Круговорот приветствий до 2 баллов или 1 балл за ответ 5. Вставь словечко
до 5 баллов 6. Встречают по одежке…
до 5 баллов 7.
Нужные слова до 5 баллов 8. Рассуждения
до 5 баллов Итого:
Странности этикета [8]
За нарушение придворного этикета полагалось наказание. Порой, доходило до абсурда. Так присниться принцессе считалось неслыханной дерзостью при марокканском дворе. За это могли высечь кнутом или даже отправить на плаху. Обед при Эдуарде VIОднажды Франсуа де Вьевиль - будущий маршал Франции, был приглашён на обед к английскому королю Эдуарду VI. В своих мемуарах де Вьевиль с удивлением описывал увиденное:"На обеде прислуживали рыцари ордена Подвязки. Они вносили блюда и, приблизившись к столу, опускались на колена. Блюда у них принимал главный гофмейстер и обслуживал короля, тоже стоя на коленах. Мы, французы, находили весьма странным, что рыцари, происходящие из самых именитых родов Англии, отличные мужи и военачальники, стоят на коленях, ведь у нас даже прислуживающие пажи склоняют колени только в дверях, входя в зал".Чарльз II и граф де ГишТакой диковинный этикет с коленопреклонениями во время обеденной церемонии сохранялся в Англии ещё и во времена Чарльза II. На одном из таких обедов присутствовал Антуан де Грамон, граф де Гиш, и король решил похвастаться:"Не правда ли, там, дома, Вы подобного не видели? Французского короля ведь не обслуживают, стоя на коленях?"У де Грамона оказался острый язык:"Я полагал, что эти господа стоят на коленях, чтобы испросить прощения за многие плохие блюда, поданные Твоему величеству".
Российский этикет
О европейском этикете в России узнали при Петре I. Царь лично составил свод правил хорошего поведения, в который входили следующие пункты: "в носу перстом не ковырять, в круг не плевать, ножом зубы не чистить, ногами не болтать…". Также запрещалось за столом облизывать пальцы, сморкаться в скатерть, плевать в свою тарелку и бросать кости под стол. "Нельзя быть краше императрицы"Это правило этикета при дворе Елизаветы нарушила фрейлина Лопухина, за что поплатилась… прической. Императрица прямо на балу отрезала ей клок волос. Но фрейлина еще легко отделалась. Часто немилость императрицы полностью исключала человека из светской жизни. Очень строгий и временами абсурдный этикет сложился при дворе испанских королей. Вот несколько примеров.Лошадь Марии-ЛуизыИзвестно, к испанской королеве не мог прикоснуться ни один мужчина, кроме короля.Однажды королева Мария-Луиза, жена Карла II, прогуливалась верхом, лошадь внезапно понесла, королева вывалилась из седла и её нога запуталась в стременах. Королеве грозила верная смерть, но два молодых офицера, презрев этикет, остановили лошадь, подхватили королеву и высвободили её ногу.Не дожидаясь благодарности, офицеры пустили своих коней в галоп и поспешили покинуть королевский двор. Говорили, что им даже пришлось укрыться за границами Испанского королевства – ведь молодым людям грозила смертная казнь за то, что они посмели прикоснуться к телу королевы.Как быть королеве?Тяжёлая жизнь была у испанских королев. Если бы королева упала во время прогулки или во время торжественной церемонии, то ей пришлось бы подниматься самой или дожидаться, пока не подоспеют некоторые придворные дамы, которым дозволено прикасаться к королеве.Ожоги короля
Не лучше положение было и у испанских королей.Рассказывают, что когда однажды Филипп III грелся у камина, ему стало плохо, и он потерял сознание. Пока придворные бегали за одним из грандов, который имел право прикасаться к королю и двигать его кресло, Филипп III получил довольно серьёзные ожоги. В истории любой страны с легкостью можно обнаружить подобные абсурдные правила. Если уж говорить о чудачествах придворного этикета, не упомянуть правление Людовика XIV было бы странно. При Короле-Солнце абсурд перерос все границы. Короля, как рой, окружало несметное число придворных. Размах, с которым жил Людовик, не укладывался ни в какие рамки. Только вельмож, что управляли кухней, было 96 человек, а весь персонал при приготовлении трапезы и вовсе насчитывал 400 человек! Столы ломились от изобилия вкусностей, но при этом Король-Солнце продолжал есть мясо и рыбу, приготовленную в вине, руками, так и не научившись пользоваться столовыми приборами. В правила этикета могли быть включены и правила, которые кажутся просто настоящим самодурством. Однажды в России наказали... колокол. Его звон прервал послеобеденный сон царя Федора Алексеевича. За это колокол сослали в Николаевский Карельский монастырь, чтобы не тревожил царя в неположенный час.
Наказание для рекиОднако особым самодурством отличился персидский царь Кир II. История произошла недалеко от реки Гинд. В водах Гинда утонула его любимая лошадь, которую считали священной. Что сделал Кир II? Он приказал казнить реку! Ему удалось осуществить свою бредовую идею: воины изрыли реку многочисленными каналами, и она прекратила свое существование.
В целом, в старых хрониках и мемуарах придворных можно найти множество свидетельств того, как из-за мелочей, связанных с этикетом, нередко вспыхивали ссоры, осложнявшие политические отношения между государствами. Безусловно, сегодня, узнавая о таких перипетиях этикета и курьезах с людьми, следовавшими или нарушавшими их, мы только улыбаемся и пожимаем плечами.
Вадим Левин «Учтивый разговор» (История очень вежливая и не слишком короткая)
Один англичанин толкнул англичанинаи тут же сказал: "Извините, нечаянно".Второй англичанин любезно ответил:"Простите, но я ничего не заметил"."Нет-нет, это вы, ради Бога, простите"."Простите, но что мне прощать, объясните?""Как - "что мне прощать"? Неужели не ясно?""Сэр, вы беспокоитесь, право, напрасно.Я рад бы простить вас, но мне не понять,Что именно должен я вам извинять".Тогда англичанин толкнул англичанинаи сразу сказал: "Извините - нечаянно".На что собеседник любезно ответил:"Простите, но я ничего не заметил"."Нет-нет, это вы, ради Бога, простите"."Простите, но что мне прощать? Объясните"."Как - "что мне прощать"? Неужели не ясно?""Сэр, вы беспокоитесь, право, напрасно:я рад бы простить вас, но мне не понять,что именно должен я вам извинять!"Тогда англичанин толкнул англичанинаи сразу сказал: "Извините. Нечаянно".На что собеседник любезно ответил:"Простите, но - я ничего не заметил!""Нет-нет, это вы, ради Бога, простите"."Простите, но что мне прощать, объясните?""Как - "что мне прощать"? Неужели не ясно?""Сэр, вы беспокоитесь, право, напрасно.Я рад бы простить вас, но мне не понять,Что именно должен я вам извинять".Тогда англичанин толкнул англичанина!И сразу сказал: "Извините, нечаянно!"Но тут собеседник ответил иначе:"Простите, но я вам, пожалуй, дам сдачи".И вежливо-вежливо два англичанинадруг друга до ночи тузили отчаянно.
Пословицы и афоризмы об этикете [10]
По одежке встречают, по уму провожают.
Доброе слово и кошке приятно.
Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой.
Не красна изба углами – красна пирогами.
Список литературы и интернет-источников1. Бушелева Б. В. Поговорим о воспитанности. Петрозаводск. Карелия.1991.
2. Гольдникова А. Хорошие манеры в рисунках и примерах. М. Молодая гвардия. 1987.
3. Колас И. Весело и просто. О правильном поведении девочек. М.
Омега-пресс. 2011.
4.http://muzofon.com/search/%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%B8%20%D1%84% D0%B0%D0%BD%D1%84%D0%B0%D1%80
5. http://ped-kopilka.ru/vs-ob-yetikete/klasnyi-chas-horoshie-manery-4-klas.html
6. http://prezentacii.com/obschestvoznanie/9777-privetstvie-v-raznyh-stranah.html7. http://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnikov/library/2014/09/28/v-gostyakh-u-gnoma-etiketa-ili-prazdnik-vezhlivosti
8. http://maxpark.com/community/4772/content/17799279. В. Левин «Учтивый разговор»
10. Льюис Кэролл «Алиса в стране чудес» в переводе Б. Заходера