ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 19.01.17 Повар, кондитер

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«СВИРСКИЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»












УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ «СЭМТ»
____________О.С. Лобанова
«____»____________2016г.







ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИНФОРМАТИКА



по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии
19.01.17 Повар, кондитер






















СВИРСК
2016

Рассмотрена и одобрена
на заседании
методического объединения
преподавателей ООД
Руководитель МО
_______________ /И.П. Есина/
Протокол №____ от
«_____»_____________2016г
Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины, разработанной с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования (протокол № 3 от 21.07.2015 г. научно-методического совета Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО») для профессии 19.01.17 Повар, кондитер

Заместитель директора по УР
___________ /Н.Н. Чуракова/
«_____»____________2016 г.


Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Свирский электромеханический техникум»

Разработчик: Шестакова Татьяна Ивановна, преподаватель ГБПОУ «СЭМТ»



ОДОБРЕНО
на заседании
Методического совета
Протокол № 1
от «____» сентября 2016 г





СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

условия реализации программы учебной дисциплины

13

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

16






паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНФОРМАТИКА

Область применения программы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины Информатика является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и предназначена для изучения информатики в соответствии с ФГОС по профессии естественнонаучного профиля 19.01.17 Повар, кондитер.
Программа учебной дисциплины может быть использована преподавателями для осуществления профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих естественнонучного профиля.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина Информатика входит в состав общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
распознавать информационные процессы в различных системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
различные подходы к определению понятия «информация»;
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
назначение и функции операционных систем.

Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 162 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 108 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 54 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
162

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
108

в том числе:


лабораторные занятия
-

практические занятия
70

контрольные работы
-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
54

в том числе:


подготовка информационного сообщения
подготовка презентаций
составление схем и таблиц
решение задач
выполнение домашних заданий на компьютере
подготовка учебных проектов
9
4
7
5
4
25

Итоговая аттестация в форме экзамена




2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Информатика
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1. Информационная деятельность человека

15


Тема 1.1. Основные этапы развития информационного общества
Содержание учебного материала
4



1


Роль информационной деятельности в современном обществе. Требования техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе с компьютером.
Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

2


Практические занятия




Практическая работа 1 Информационные ресурсы общества.
2



Самостоятельная работа
3



систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
Изучить информационные ресурсы: понятие, состав, рынок информационных ресурсов и услуг



Тема 1.2. Виды профессиональной информационной деятельности человека.
Правовые нормы в информационной среде
Содержание учебного материала
2



1
Виды профессиональной деятельности человека. Стоимостные характеристики информационной деятельности.
Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.

2


Практические занятия




Практическая работа 2 Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты.
2



Самостоятельная работа
2



систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
Изучить основные положения ФЗ "О правовой защите информации", УК РФ. Ст.273. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ



Раздел 2. Информация и информационные процессы

45


Тема 2.1. Подходы к понятию информации и измерению информации
Содержание учебного материала
4



1
2
Подходы к понятию информации и измерению информации
Универсальность дискретного(цифрового) представления информации

2


Практические занятия




Практическая работа 3 Дискретное представление информации
Практическая работа 4 Представление информации в различных системах счисления
4



Самостоятельная работа
4



систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
Информационное сообщение История современной системы счисления



Тема 2.2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка информации
Содержание учебного материала
6



1
2
3
Арифметические и логические основы работы компьютера. Элементная база компьютера
Алгоритмы и способы их описания.
Программный принцип работы компьютера

2


Практические занятия
12



Практическая работа 5 Примеры построения алгоритмов и их реализации на компьютере
Практическая работа 6 Основные алгоритмические конструкции
Практическая работа 7 Разработка несложного алгоритма решения задачи
Практическая работа 8 Среда программирования. Тестирование программы
Практическая работа 9 Программная реализация несложного алгоритма
Практическая работа 10 Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели




Самостоятельная работа
9



систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
Информационное сообщение Арифметические операции в восьмеричной, шестнадцатеричной СС
Построение алгоритмических структур к задачам



Тема 2.3. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: хранение, поиск и передача информации
Содержание учебного материала
2



1
Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.

2


Практические занятия




Практическая работа 11 Создание архива данных. Извлечение данных из архива.
2



Самостоятельная работа
систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
Составить схему Основные информационные процессы
2


Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий

30


Тема 3.1. Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Виды программного обеспечения компьютеров
Содержание учебного материала
4



1

2
Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру.
Виды программного обеспечения компьютеров.

2


Практические занятия




Практическая работа 12 Операционная система. Графический интерфейс пользователя
Практическая работа 13 Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка
Практическая работа 14 Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности.
6



Самостоятельная работа
5



систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
Мой рабочий стол на компьютере (учебный проект)



Тема 3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть
Содержание учебного материала
2



1
Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных сетях.

2


Практические занятия




Практическая работа 15 Подключение компьютера к сети
2



Самостоятельная работа
2



систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
Повторить основные понятия компьютерных сетей, топологию сетей, компоненты сети, пользуясь лекционным материалом, сетью Интернет. Составить презентацию по теме



Тема 3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита
Содержание учебного материала
2



1
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита.

2


Практические занятия




Практическая работа 16 Защита информации. Антивирусная защита.
Практическая работа 17 Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту
4



Самостоятельная работа
3



систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
Тестирование готовых антивирусных программ. Составить таблицу антивирусные программы



Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов

36


Тема 4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов
Содержание учебного материала
4



1

2

3
4
Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.
Использование возможностей динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных.
Представление об организации баз данных и системах управления базами данных.
Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах.

2


Практические занятия




Практическая работа 18 Использование систем проверки орфографии и грамматики.
Практическая работа 19 Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов.
Практическая работа 20 Использование различных возможностей электронных таблиц
Практическая работа 21 Использование различных возможностей электронных таблиц
Практическая работа 22 Формирование запросов для работы с электронными каталогами
Практическая работа 23 Создание базы данных.
Практическая работа 24 Создание и редактирование объектов средствами компьютерных презентаций.
Практическая работа 25 Создание и редактирование объектов средствами компьютерных презентаций.
Практическая работа 26 Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного обеспечения
Практическая работа 27 Компьютерное черчение
20



Самостоятельная работа
систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
Выполнение индивидуального задания. Домашняя комплексная работа (учебный проект)
12


Раздел 5. Телекоммуникационные технологии

36


Тема 5.1.Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет – технологии
Содержание учебного материала
4



1

2
Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий.
Интернет – технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.
Методы создания и сопровождения сайта

2


Практические занятия




Практическая работа 28 Браузер. Примеры работы с Интернет ресурсами.
Практическая работа 29 Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах
Практическая работа 30 Создание ящика электронной почты и настройка его параметров
Практическая работа 31 Средства создания и сопровождения сайта
Практическая работа 32 Средства создания и сопровождения сайта
Практическая работа 33 Средства создания и сопровождения сайта
12



Самостоятельная работа
8



систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
Создание сайта студента (учебный проект)



Тема 5.2. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, Интернет – телефония
Содержание учебного материала
2



1
Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, Интернет – телефония.

2


Практические занятия




Практическая работа 34 Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет, использование тестирующих систем в учебной деятельности.
2



Самостоятельная работа
2



систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
Подготовить презентацию Интернет - телефония



Тема 5.3. Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления
Содержание учебного материала
2



1
Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления Представление о робототехнических системах

2


Практические занятия




Практическая работа 35 АСУ различного назначения, примеры их использования
2



Самостоятельная работа
2



систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
Составить таблицу сходства и отличия САУ и АСУ



ИТОГО

162




3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики.
Оборудование учебного кабинета:
учебная доска;
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий.
Технические средства обучения:
интерактивная доска,
мультимедийный проектор,
рабочее место преподавателя, оснащенное компьютером.
Оборудование компьютерного класса:
компьютеры, объединенные в локальную сеть, подключенную к сети Интернет,
сканер,
принтер.

3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:
Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник. - М.: Академия, 2015. – 352с.
Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально- экономического профилей / под ред. М.С. Цветковой. - М.: Академия, 2014. - 272с.
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2009. – 420 с.
Дополнительные источники:
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 245с.
Кузнецов А.А. и др. Информатика, тестовые задания. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 232 с.
Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ, 10 класс, Базовый уровень – СПб.: Питер, 2008. – 256с.
Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ, 11 класс, Базовый уровень – СПб.: Питер, 2008. – 416 с.
Семакин И.Г. и др. Информатика. Структурированный конспект базового курса. – М.: Изд-во "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2001. – 168 с.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8–11 кл. (в 2 томах). – М., 2002. -309 с., 294 с.
Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. -394 с.
Интернет- ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов (ФЦИОР)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - открытые Интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информатика»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информационным технологиям
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы « Наука / Математика. Кибернетика» и «Техника/ Компьютеры и Интернет»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Портал Свободного программного обеспечения


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
практические работы, домашняя работа

распознавать информационные процессы в различных системах;
практические работы, индивидуальное задание

использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
практические работы, домашние работы

осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
практические работы, домашние работы

иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа

создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
практические работы, выполнение индивидуального проектного задания

просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
практические работы, выполнение индивидуального проектного задания

осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
практические работы, выполнение индивидуального проектного задания

представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
практические работы, выполнение индивидуального проектного задания

соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ
практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа

Знания:


различные подходы к определению понятия «информация»;
тестирование, домашняя работа

методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
тестирование, домашняя работа

назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
тестирование, индивидуальное задание

назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
тестирование, индивидуальное задание

использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
тестирование
индивидуальное задание

назначение и функции операционных систем.
тестирование










13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515





13PAGE 15


13PAGE 141515