Прикладной курс по русскому языку Стилистика русского языка для 10-11 классов


Рассмотрено «Утверждаю»
На заседании МО ГЦ решением педагогического совета средней школы имени Естая Средней школы имени ЕстаяПротокол №1 Протокол №1
« »______2014г « »______2014г
_____________ ______________
Тема прикладного курса:
«Синтаксис русского языка»
Программа предназначена для 10 классов
Автор программы: Марденова Айнур КайыровнаДолжность: учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Цель прикладного курса практической стилистики русского языка заключается в ознакомлении учащихся с основами этой учебной дисциплины, с понятием о функциональных стилях, о нормах.
Учащиеся должны уметь создавать тексты различных стилей и жанров, осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному. Учащиеся должны научиться соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка, осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Теоретической основой формирования умений является описание особенностей каждой функциональной разновидности языка, видов речевой деятельности.
Велика необходимость в данном курсе, так как анализ ошибок, допущенных учащимися в заданиях части В и части С на ЕНТ, подтверждает слабую подготовку учащихся именно по стилистике. Потребность введения данного элективного курса вызвана ещё и тем, что на уроках русского языка практически нет времени для отработки знаний, умений и навыков по стилистике.
Курс рассчитан на два года обучения, и его практическая направленность состоит в отработке литературных норм языка, в редактировании письменной и устной речи, текстов школьных сочинений, в стилистическом анализе текстов. Он призван помочь в определении типичных ошибок, допущенных из-за неправильного словоупотребления.
Данная программа не претендует на всесторонний анализ основных видов практической стилистики. Она дает лишь общие представления о ней как самостоятельном предмете и предоставляет возможность отработать практически основные стилистические нормы лексики, морфологии, синтаксиса, в основе 2х-годичного курса лежит концентрический принцип: в 10 классе идет первичное знакомство с понятиями, в 11 классе их практическая отработка, рассматриваются вопросы тенденции и развития.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по практической стилистике русского языка (прикладной курс):
Учащиеся должны ЗНАТЬ основные понятия курса (в программе выделены), обосновывая свои примеры.
К концу изучения краткого курса практической стилистики ОВЛАДЕТЬ следующими УМЕНИЯМИ и НАВЫКАМИ:
определять стиль текста, создавать тексты разных стилей, определять стилевые особенности русских классиков;
соблюдать основные нормы литературного языка;
свободно, грамотно высказываться на заданные темы, добиваясь выразительности речи за счет тропов и стилистических фигур;
соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет, следить за чистотой, точностью речи;
уметь находить и исправлять в тексте различные языковые ошибки, овладеть навыками правки и редактирования.
Тематическое планирование
10 класс (34 час)
№ Тема Кол-во часов
1. Общее понятие о практической стилистике. Виды стилистики 1 час
2. Понятие о функциональных стилях. 1 час
3.
Основные черты художественного, разговорного, научного, официально- делового и публицистического стилей. Работа с текстами. 1 час
4. Основные черты художественного, разговорного, научного, официально- делового и публицистического стилей. Работа с текстами. 1 час
5. Лексическая стилистика. Работа с текстами. 1 час
6. Стилистическая правка текстов. 1 час
7. Стилистическая правка предложений, текстов, определение характера ошибок, выбор и мотивация выбора подходящих слов. Отметить данные лексические явления в тексте, объяснить их стилистические функции.
1 час
8. Плеоназм. Тавтология. Стилистическая окраска слова. Редактирование школьных сочинений. 1 час
9. Историзмы, архаизмы, неологизмы, советизмы, иноязычная лексика, канцеляризмы и речевые штампы. Редактирование школьных сочинений. 1 час
10. Фразеологизмы, диалектизмы, профессионализмы и стилистические ошибки, связанные с их употреблением. Редактирование школьных сочинений. 1 час
11. Синонимы, градация, антонимы, оксюмороны, антитеза, омонимы, каламбуры, омографы, омофоны, паронимы и стилистические ошибки, связанные с их употреблением.1 час
12. Лексические образные средства речи: тропы (сравнение, метафора, олицетворение, аллегория, метонимия, синекдоха, эпитет, гипербола, литота, перифраза). Стилистические ошибки, связанные с употреблением тропов. 1 час
13. Сравнение, метафора, олицетворение, аллегория. 1 час
14. Метонимия, синекдоха, эпитет, гипербола, литота, перифраза. 1 час
15. Стилистическая правка предложений, текстов, определение характера ошибок, выбор и мотивация выбора подходящих слов. 1 час
16. Стилистическое использование форм имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глагола. 1 час
17. Род имен существительных. Особенности склонения имен и фамилий. Варианты окончаний существительных Р.п., мн.ч. 1 час
18. Употребление краткой формы прилагательных, притяжательных прилагательных.
1 час
19. Варианты сочетаний числительного с существительным.
Употребление форм глагола, варианты форм причастий, деепричастий.
1 час
20. Формы Т.п.числительных оба - обе, счётное слово «пара, полтора, полтораста».
1 час
21. Употребление местоимений. 1 час
22. Употребление форм глагола, варианты форм причастий, деепричастий.
1 час
23. Грамматические ошибки. Словообразование. 1 час
24. Ошибочное формообразование. 1 час
25. Нарушение согласования и управления. 1 час
26. Стилистический синтаксис 1 час
27. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. 1 час
28. Построение предложений с однородными членами. 1 час
29. Построение предложений с обособленными членами. Редактирование школьных сочинений. 1 час
30. Нарушение границ предложения. 1 час
31. Смешение прямой и косвенной речи. Редактирование школьных сочинений. 1 час
32. Синтаксис сложного предложения. 1 час
33. Ошибки при построении сложных предложений. Редактирование школьных сочинений. 1 час
34. Анализ текстов различных стилей. Итоговое занятие. 1 час
Тематическое планирование.
11 класс (34 часа)
№ Тема Кол-во часов
1. Культура речи как лингвистическая дисциплина. Различные аспекты культуры речи. 1 час
2. Правильность речи как основное коммуникативное качество хорошей речи. 1 час
3. Норма как центральное понятие культуры 1 час
4. Орфоэпия. Акцентологические нормы литературного языка. 1 час
5. Орфоэпический и акцентологический тренинги. 1 час
6. Морфологические нормы русского литературного языка и тенденции их развития. 1 час
7. Употребление слова в несвойственном ему значении. Корректирование предложений. 1 час
8. Нарушение лексической сочетаемости слов. 1 час
9. Синтаксические нормы современного русского литературного языка. 1 час
10. Нарушение видо- временной соотнесённости глагольных форм. Редактирование сочинений. 1 час
11. Неудачное употребление местоимений. Редактирование текста. 1 час
12. Построение простых предложений. Инверсия. 1 час
13. Построение сложных предложений различных конструкций. Редактирование текста. 1 час
14. Точность речи. Лексические нормы современного русского литературного языка. 1 час
15. Употребление слов сниженной стилевой окраски
( просторечного или жаргонного). 1 час
16. Многозначность слова в отношении к точности речи 1 час
17. Плеоназм, тавтология. Построение предложений. 1 час
18. Выразительность речи как коммуникативное средство хорошей речи 1 час
19. Соблюдение речевых норм. Анализ сочинений. 1 час
20. Соблюдение этических норм. Построение сочинения- рассуждения. 1 час
21. Чистота речи как коммуникативное качество хорошей речи. Иностранные слова, диалектизмы, жаргонизмы, вульгаризмы, слова-паразиты, канцеляризмы, сленг, арго в аспекте чистоты речи.1 час
22. Соблюдение языковых норм. Анализ сочинений. 1 час
23. Проблема текста. Способы выявления проблем. 1 час
24. Типы проблем. Философские, социальные, политические проблемы. Анализ текста. 1 час
25. Типы проблем. Нравственные, экологические, эстетические. Анализ текста. Способы выявления проблемы. 1 час
26. Способы формулирования проблемы. Типовые конструкции для формулирования проблемы. 1 час
27. Комментарий к проблеме. Текстуальный, концептуальный. 1 час
28. Введение цитат в сочинение. Оформление цитат. 1 час
29. Авторская позиция в тексте. Способы оформления авторской позиции в сочинении. 1 час
30. Аргументация собственной позиции. Виды аргументов. 1 час
31. Композиция сочинения. Виды и формы вступления и заключения. 1 час
32. Речевое оформление сочинения. 1 час
33. Написание сочинений- рассуждений по прочитанному тексту. 1 час
34. Редактирование ученических сочинений. Итоговое занятие 1 час
Библиография
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. - М.: Вербум-М, 2004.
Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: Курс лекций / Под ред. Н.А. Ипполитовой. - М.;ТК Вельби, изд-во «Проспект», 2007.
Колокольцева Т.Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006..
Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. -М.: Аквариум ЛТД, 2001.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.
Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. -М.: ОО ТИД «Русское слово РС», 2004.
Горбачевич А.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978.
Львова СИ. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 кл. Пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2003.
Черников И.Н., Петровская С.С, Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2003.
Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл. - М.: Вербум-М, 2003.
Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя. - М.: ОО ТИД «Русское слово- РС», 2005.
«Русский язык. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы».
«ЕНТ: Русский язык: Типичные ошибки при выполнении заданий».