Использование интегрированного урока информатики и технологии при изучении темы: «Конструирование и моделирование прямой юбки» в 7 классе.


Использование интегрированного урока
информатики и технологии при изучении темы:
«Конструирование и моделирование
прямой юбки» в 7 классе
Барабаш Г.И., Бухонова И.В.
e-mail: bgi-09@mail.ruМБОУ СОШ с УИОП №8 г. Воронеж
Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину.
Интегрированные уроки являются одними из средств повышения активности учащихся на уроках в средних и старших классах.
Урок информатики может стать интегрирующим звеном в формировании информационной культуры школьника. Интеграция здесь видится в постепенном сближении информатики как науки о рациональных способах работы с информацией и базовых учебных дисциплин. Причем это сближение заключается как в придании информатике большей практической направленности и поддержке других учебных предметов, так и в стремлении максимально использовать достижения информатики в базовых учебных курсах.
Возможно проведение интегрированных уроков информатики и технологии при изучении темы: «Конструирование и моделирование прямой юбки» в 7 классе. На этапе конструирования юбки для проведения расчетов при построении чертежа используются знания, полученные на уроке информатики при работе с электронной таблицей. Ученицам было предложено снять мерки и произвести расчет для создания чертежа юбки, так как вычисления размеров выкройки вручную - трудоемкий процесс, то все расчеты девочки выполняли на компьютерах в электронной таблице Microsoft Office Excel 2007, используя возможности программы. На основе этих данных ученицы построили чертеж основы юбки на формате бумаги.
Рассмотрим схему проведённого интегрированного занятия «Моделирование на основе прямой юбки». Урок начался с вводного слова учителя о важности применения знаний, полученных в различных предметных областях. Прежде чем приступить к основной части урока рассматривались вопросы, изученные ранее в курсе технологии:
- Опрос-повторение, закрепление пройденного материала: какие виды юбок могут быть по конструкции? (прямые, конические, клиньевые); от чего зависит разновидность юбок? (от моды, назначения, вида ткани ); какие мерки необходимы для построения чертежа юбки? (Ст- полуобхват талии, Сб- полуобхват бедер, Дтс- длина спины до талии; Ди- длина изделия); назовите и подпишите линии чертежа юбки ( работа учащихся с применением интерактивной доски); из скольких деталей состоит прямая юбка? (из 2-х деталей: заднее и переднее полотнища); что такое моделирование? (ответ дается с использованием определения и в технологии и в информатике).
На протяжении всего урока наглядным материалом для учащихся служила презентация, каждый слайд которой соответствовал основным рассматриваемым вопросам. Содержанием основной части занятия было моделирование на основе прямой юбки. При изучении новой темы учитель технологии демонстрировал на интерактивной доске приемы моделирования, учащиеся следили за последовательностью работы. При выполнении основной задачи урока- разработке собственной модели юбки - практическую работу проводили в парах. На компьютерах учащихся находились файлы с эскизами моделей юбок. Предлагалось обсудить способы моделирования для разработки данных моделей по плану-отчету, заполнить его каждой паре на компьютере. Затем каждая ученица выполняла это задание самостоятельно на бумаге, разрабатывая собственную модель юбки.
Для закрепления полученных знаний учащиеся выполнили тесты с использованием системы интерактивных опросов SMART Response 2011. Ученицы с помощью пульта вводили правильные ответы на предложенные вопросы : мерка ДТС необходима для определения линии бедер? (Да -нет); длина изделия измеряется от линии бедер до желаемой длины? (Да -нет); результат измерения нужно разделить пополам при записи мерок Ст, Сб? (Да -нет); к ассортименту поясной одежды относится юбка, шорты брюки? (Да -нет);мерка Ст определяет ширину юбки? (Да -нет); масштаб 1:1 используется при построении чертежа изделия в натуральную величину? (Да -нет); моделирование — это творческий процесс создания новых моделей? (Да -нет); какие линии не влияют на конструкцию изделия? (вытачки рельефы, боковые, линия низа изделия); какие фасоны юбок научились получать на основе прямой юбки ( клиньевые, с кокеткой, конические, с расширением низа, с встречной складкой)? После проведения тестирования результаты были высвечены на доске, ребята сразу увидели в каких вопросах они допустили ошибки.
Итоги урока позволяют сделать некоторые выводы об интегрированном обучении. Использование информационных технологий на уроке технологии развивает интерес учащихся к предметам, позволяет организовать их самостоятельную работу, реализовать дифференцированный подход, дает возможность учащимся творчески подходить к решению задач, сокращает время на рутинные вычисления и повышает интерес к процессу обучения. На таких интегрированных уроках ученики приходят к мысли о том, что любая жизненная задача имеет не одно, а несколько решений, только необходимо выбрать наиболее оптимальный вариант её решения.
Литература
Гохберг, Г. С. Информационные технологии: учебник для сред. проф. образования / Г. С. Гохберг, А. В. Зафиевский, А. А. Короткин. – М.: Академия, 2004.
Данилюк, Д. Я. Учебный предмет как интегрированная система /Д.Я. Данилюк //Педагогика. - 2007. - № 4.
Иванова, М.А. Межпредметные связи на уроках информатики / М.А. Иванова, И.Л. Карева // Информатика и образование.- 2005. - №5.