Конспект урока по ОРК и СЭ по теме семья и семейные традиции


Составили учителя начальных классов
СКОШ-интерната 1-2 вида г.Нижнекамска РТ:
Гердаускене А.Х.,
Багавиева Г.И.,
Саттарова Л.В.,
Гайдучёнок М.В.
Конспект урока по ОРК и СЭ
по теме «Семья и семейные традиции»
Цель: формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций семьи.
Задачи:
развивать этические чувства как регулятор морального поведения;
формировать умение высказывать суждения;
учить осуществлять поиск и обработку информации;
формировать умение и готовность слушать, вести диалог;
обобщить и расширить знания о семье и ее традициях.
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устное высказывание на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, работа в группе.
Ход урока
1. Орг. момент (Эмоциональный настрой на урок)
Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки. (Стоят у доски, взявшись за руки)
Фоноритмика (речевая работа - логическое ударение во фразах, соблюдение речевых пауз)
Дружно за руки возьмемся.И друг другу улыбнемся.Всем, всем добрый день.И работать нам не лень.
- Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Хотите начать прямо сейчас?
- Проходите, пожалуйста, на свои места.
2. Актуализация знаний.
Тему нашего урока сформулируем, разгадав ребус:
7 я
Слайд 1, 2.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Слайд 3.
3. Целеполагание.
Сегодня наш урок посвящен: старым и молодым, взрослым и детям. Сегодня мы поговорим о том, что объединяет всех нас: всё о семье и семейных традициях. .
Слёзы радости и огорчения, ссоры и примирения – это то, без чего, пожалуй, не обходится ни одна семья.
Но очень важно, чтобы в каждой семье были свои традиции. Что же такое «традиции»?
4. Беседа по теме.
Слайд 4
1.Традиция - от латинского"передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.(см. учебник стр. 135)
Слайд 5
Традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, постоянно меняются. Как вы думаете, каково назначение семейных традиций в нашем обществе?
( традиции нужны для прочных семейных отношений и для передачи культурных ценностей)
2. Традиции в семье бывают разными. Одной из таких традиций может стать традиция составления генеалогического дерева. Это традиция узнавать о своих предках и составлять свою родословную.
Физминутка
Игра «Вопрос-ответ»
Слайды : 7-16.
Обратите внимание на стенд, на котором находятся ваши родословные. Итак, что мы узнали о составлении родословной в нашем классе?
Ответы детей о том, как они составляли родословную, кто им помогал.
Учитель: Я думаю, что всем было интересно.
Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение (и может быть, в вашей семье зародится традиция).
Пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.
3.В ваших семьях, наверное, тоже существуют традиции? Назовите их.
Примерные ответы:
- по воскресеньям готовить любимые блюда
- свободное время проводить вместе с семьей
- праздники проводить вместе с семьей
Заглянем в прошлое и вспомним очень важную народную мудрость, которая гласит:
Слайд 17:
Тот , кто не уважает обычаи своего народа, своей семьи, не хранит традиции в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но и прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков.
Слайд 18 .
4. А какие пословицы о семье вы знаете?
Игра «Собери пословицы»
Слайды 18-21.
5. Подведение итогов. Домашнее задание.
Много было сказано о семейных традициях.
Для чего они нужны?
( Чтобы было интересно.
Чтобы семья была крепкой и дружной.
Вместе и работа спорится. )
Что такое семья?
Что такое семейные традиции?
Какие примеры семейных традиций вы можете привести?
Слайд 22.
Выберите одно из предложенных заданий на выбор:
Проведёте исследовательскую работу и сможете рассказать о своих семейных традициях.
нарисуй герб семьи, объясни, что он обозначает,
нарисуй рисунок на тему «Моя любимая семейная традиция»,
напиши сочинение – размышление «Какими добрым правилам научила меня моя семья?»
проведи в классе «Добрую игру, в которую играет ваша семья»,
напишите мини- сочинение по темам «Моя семья», «Моя родословная»
6. Рефлексия.
Ребята, как вы сейчас себя чувствуете?
Если вам комфортно и уютно, подойдите и возьмите желтый шар.
А если у вас настроение радости и удовольствия подарите себе красный шар.
7. Стихотворение 
Слайд 23:
Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волненье и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните.
 Слайд 24.
Цитата: 
Спасибо за урок.
Используемые пособия и материалы сайтов при разработке урока:
- Учебник «Основы светской этики», 4 класс, М.Т.Студеникин.- М.: Русское слово, 2012
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999
- www.uchmet.ru
- http://teacher-almaty.clan.su
- http://nachschool.ucoz.ru