Конспект урока по ИЗО на тему Семья. Семейные традиции



Авторский конспект урока по ИЗО на тему «Семья и семейные традиции».4 класс
Выполнила:
Учитель начальных классов
Горных Мария Дмитриевна


Екатеринбург 2014

Тема урока: «Семья и семейные традиции»
Цель:
Углубить представления учащихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких.
Выполнить творческую работу на тему «Семейные традиции»
Задачи:
Обучающие:
-раскрыть значение понятий «семья», «семейные традиции»
Развивающие:
-развивать навыки ответственного поведения в семье;
- развитие внимания, памяти и кругозора учащихся.
Воспитательные:
-показать необходимость уважительного отношения к родным и близким;
-воспитание бережного отношения к семье и семейным традициям.
Зрительный ряд: презентация, иллюстрации семьи, репродукции картин русских художников на семейную тему, детские рисунки.
Литературный ряд: загадки, стихи о семье: «Традиции семьи» И. Некрасова, Семья – это громкое слово! А.В. Сидорова, пословицы о семье ;Музыкальный ряд: песня М. Рябинина, В Шаинского «Родительский дом»
Оборудование: проектор, ноутбук, экран.
Материала, инструменты: альбом, простой карандаш, ластик.
Предварительная работа: подбор фотографий из семейного архива на тему урока, заучивание одним учеником стихотворения о семье; чтение нескольких учеников загадок для одноклассников.
Словарная работа: работа со словами традиции, семья

Карта урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Методическое обоснование этапа
1.Организационный момент
(1мин.) Учитель приветствует детей, проверяет готовность учащихся Ученики приветствуют учителя. Организация учеников на урок.
2. Сообщение темы и цели урока
(5 мин.) Сообщает тему и цель урока. Слушают учителя На данном этапе учитель подводит учащихся к формулировке темы с помощью отгадывания ребуса, что способствует активизации интереса школьников и привлечение внимания. Фронтальный опрос, который помогает учителю включить в работу всех учеников.
3. Беседа
(7 – 10 мин) Ознакомительная беседа на заданную тему. Слушают и беседуют с учителем Актуализация знаний, знакомство с новым, развитие коммуникативных навыков. Ознакомительная беседа на заданную тему. Чтение стихотворений учеником и учителем. Используется фронтальная формы работы, которая помогает учителю включить в работу всех учеников и удерживает их внимание. Чтение загадок способствует развитию интереса к уроку. Игра способствует смене видов деятельности и снятию напряжения, а также сплочению коллектива.
4. Итог урока.
(5-6 мин) Подведение итогов занятия. Просмотр репродукций картин русских художников. Подводят итоги, делятся своими впечатлениями Подведение итогов урока. Фронтальная форма работы, беседа, ходе которой дети делятся своими впечатлениями.
Анализ собственной деятельности (т.е. деятельности учеников).
5. Практическая работа
5 мин Учитель дает задание: нарисовать эскиз семейной традиции по семейной фотографии Выполняют задание Практическая деятельность учащих способствует развитию практических навыков, а также самостоятельности.
6. Домашнее задание Учитель предлагает детям нарисовать свою семью и их традицию. Дети записывают домашнее задание Домашнее задание способствует закреплению полученного материала на уроке. Это будет способствовать положительным качествам, таким, как уместная независимость и ответственность.
Содержание урока.
1.Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок!
Начинается урок.
2.Сообщение темы и цели урока:
- Разгадайте ребус : 7Я (на слайде)
- А что есть у семьи?
(традиции, обычаи, дети, родители и др.)
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
(Семья и семейные традиции)
- Сегодня мы поговорим о семье и семейных традициях . (Тема нашего урока – семья и семейные традиции.)
3.Беседа по теме.
Прежде чем мы начнем беседовать о семейных традициях, давайте попробуем ответить на вопрос «Что такое семья?» Какие ассоциации возникают, когда вы слышите это слово?
(дети предлагают варианты)
- Семья – это маленькое солнце, которое согревает нас своим теплом. Семья-это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни.
Чтение учеником стихотворения:
Семья – это громкое слово!
Семья – это звонкое слово!
Семья – это слово важное,
Об этом вам скажет каждый.
Семья – это солнце светит,
Семья – это звезды на небе,
Семья – это всё любовь.
Любовь сыновей и отцов,
Любовь дочерей и мам.
Любовь свою дарим вам!...А.В. Сидорова
- СЕМЬЯ – сколько загадок в этом слове. Существует несколько версий его происхождения.
Как появилось слово семья?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе 7 вопросов задам:
кто деток родит мне, богиня моя?»
И Ева тихонько ответила: «Я».
«Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос мой, подруга моя...»
«Я, я, я», - Ева молвила: «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я»,
И так на земле появилась семья».
- А вот еще одна верия:
Слово «семья» - делится на 2 слова «семь» и «Я», т.е. 7 + я .Это значит семеро как я. Ведь в семье все чем – то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером; могут быть общие интересы, увлечения.
«Семь» - не делится. Оно считается особенным числом и напоминает о том , что и «семья» - тоже едина и неделима.
Или такая версия:
- А ещё можно сказать, что слово «семья» происходит от слова «СЕМЯ» . Маленькое семя , с любовью посаженное в землю даёт вскоре крепкий росток, на котором со временем появляются сначала нежные цветочки, а затем добрые плоды.
Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии, заботиться друг о друге. Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нём зацветают и первые цветочки - сынки и дочки.
Теперь у родителей главная забота: вырастить детей хорошими людьми. И для этого они не жалеют ни сил , ни времени.
Чтение учителем стихотворения «Традиции семьи»
И.Некрасова
Традиции семьи...
В них - мудрость наших предков
Традиции семьи...
В них - времени печать.
Традиции семьи -
Прекрасное наследие.
Его мы будем детям завещать.
В каждой семье существуют свои традиции. Ребята, как вы думаете, что это такое?
(дети предлагают варианты)
Традиции – это обычаи, перешедшие от старших поколений к младшим. Следовательно, можно сделать вывод о том, что семейные традиции – это обычаи, принятые в семье, которые передаются из поколения. Это может быть нормы, праздники, манеры поведения, обычаи и взгляды.
А какие семейные традиции знаете вы?
(предлагают варианты: празднование Нового года, празднование дней рождений, обед всей семьей, прогулка, поход, фотоальбом со старыми фотографиями, совместное проведение свободного времени и др.)
А какие традиции у вас есть в семье?
(предлагают варианты)
Какие традиции вам нравятся? Почему?
(предлагают варианты)
Какая традиция кажется вам наиболее важной для сплочения семьи?
Сейчас я вам расскажу одну легенду:
В давние времена была семья – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И спросил он у главы семьи “как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?”. Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было начертано сто раз одно и тоже слово “понимание”.
Как вы думаете, как о чем эта легенда?
(О семье и понимании)

Значит семья – это понимание.
Молодцы! А как у вас в семье происходит понимание? (Ответы детей.)
Еще в старину о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому семьи на Руси были большие и дружные. Подтверждением тому являются пословицы и поговорки. Например, «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Где родился, там и пригодился», « В гостях хорошо, а дома лучше». А я для вас приготовила другие пословицы. Но они перепутались. Вы должны их правильно составить.( на слайде представлены данные пословицы в перепутанном виде)
Пословицы:
В дружной семье и в холод тепло.
В своем доме и стены помогают.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
На что и клад, когда в семье лад.
Человек без семьи, что дерево без плодов.
Ребята, а как вы понимаете значение этих пословиц?(предлагают варианты)
Ребята, какой вывод мы можем сделать?
(Семейные традиции – это не только праздники, но и обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, понимание, дружба)
- А вы не заметили, что почти все семьи соблюдают одни и те же традиции?
-Ребята, как вы думаете, какие в семье традиции главные? (дети предлагают варианты)
-Главными традициями любой семьи являются дружба и взаимопонимание.
Семья – наш общий дом, а значит и традиции общие. Чем больше традиций. Тем интереснее жизнь в семье.
А сейчас я вам предлагаю по отгадывать загадки, которые вам загадают ваши одноклассники(в произвольном или выборочном порядке выбираются ученики):
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья) Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья) Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша... (мама) Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? —
Лишь заботливая... (мама)
Кто любимей всех на свете?
И за всю семью в ответе?
От зарплаты до зарплаты
Что б мы делали без... (папы) Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш... (папа) Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (бабушка) Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш... (дед)
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой... (братишка) Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая... (сестренка) Мамы старшая сестра —
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: «Как живете?»
Кто в гости к нам приехал? (Тетя) Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
«Здравствуй!» — говорит мне... (дядя)
Будни это тяжелый труд всех членов семьи. Взаимовыручка, взаимопомощь, понимание и .т.д. Но в семье как же без праздников. В каждой семье справляют праздники. Наряду с традиционными, т.е. такими, которые празднует вся страна, у каждой семьи есть свои собственные. Давайте; поиграем.
Игра: Кто последним назовет семейный праздник, тот – победитель. (День рождения, день бракосочетания, проводы в армию, новоселье, вручение аттестата об окончании школы, день первой зарплаты, поступление в первый класс, прощание с детским садом, прощание с начальной школой, покупка дачи, автомобиля, победа в конкурсе...)
4.Подведение итогов.
Наш урок подошел к концу, давайте вспомним, чему он был посвящен?
(Семье и семейным традициям)
А что вы узнали нового? Может новые традиции.
(Предлагают варианты)
А давайте мы с вами сейчас посмотрим репродукции картин русских художников на тему «Семейные традиции»
Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо поработали на уроке.
5.Практическая работа
А сейчас пришло время нашему творчеству. Давайте мы с вами нарисуем эскиз семейной традиции по фотографии. Итак, ребята, с чего начнем рисовать?
Смотрим, где будет находится изображение относительно нашего листа бумаги.
Определяемся с расположением изображения на листе бумаги и приступаем к выполнению эскиза.
6.Домашнее задание
А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. Вам нужно будет дорисовать семейную традицию, где будет нарисована вся семья. Урок окончен!