Урок по технологии моделирование и конструирование клиньевой юбки (7 класс)


План-конспект урока №1
Раздел: «Создание изделий из текстильных волокон»
Тема: «Моделирование и конструирование клиньевой юбки»
Класс: 7А
Целеполагание:
Предметные:
1.1. Рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
1.2. Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности;
1.3. Рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и элементов научной организации труда.
2. Метапредметные УУД:
2.1. Познавательные: формировать умения сопоставлять, анализировать, рассуждать, ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельность;
2.2. Регулятивные: формировать умения постановки цели, моделировать ситуации, планировать свою деятельность, проводить рефлексию, оценивать свою работу и действия;
2.3. Коммуникативные: развивать навыки построению диалога/монолога, организовывать учебное сотрудничество.
3. Личностные УУД:
Формировать мотивацию и самомотивацию изучения темы, реализации творческого потенциала, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
-кабинет технологии.
Дидактическое обеспечение:
-учебник: Синица Н. В. Технология. Технология ведения дома: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. В. Синица, В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2014.
-рабочие тетради;
-стенд «правила техники безопасности»;
-учебно-техническая документация (УТД): инструкционные карты (ИК), материалы для контроля знаний учащихся.
Методы обучения: рассказ, демонстрация, показ, практические работы.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: коллективная.
Тип урока: комбинированный - урок приобретения новых знаний, применение знаний на практике.
Ход урока.
Организационный момент.
Вопрос простой как три копейки,И в тоже время сложен он:Какой покрой быть должен юбки?Ведь в этом весь её резон!Сто лет назад носили юбкиДлиннее чем до самых пят.И ведь никто не возмущался,На столь причудливый наряд.Но жизнь на месте не стояла,А вместе с ней шагал прогресс.Модель у юбки изменялась,От ниже пят и до небес!
Вопрос простой как три копейки,И всем тематика ясна…Урок мы юбке посвящаем,
Она для женщин всех важна!
Изложение нового материала
Тема урока «Моделирование и конструирование юбки».
У вас на столах лежат рабочие материалы, с которыми мы будем работать на уроке. Давайте откроем их и запишем тему.
Сегодня на уроке мы с вами побываем в роли учеников, практикантов в творческой мастерской художника – конструктора, научимся строить выкройку клиньевой юбки и, изменяя её конструкцию, научимся создавать новые модели.
Для этого нам надо вспомнить изученный материал. Один человек работает у доски, остальные по индивидуальным карточкам, которые в конце урока будут оценены.
Для этого нам надо вспомнить изученный материал. Один человек работает у доски, остальные по индивидуальным карточкам, которые в конце урока будут оценены.
Какие мерки необходимо снимать для построения юбки?
Наименование мерок Условные обозначения Назначение мерок
Полуобхват талии Для определения длины пояса
Полуобхват бедер Для определения ширины чертежа юбки
Длина спины до талии Для определения линии бедер
Длина изделия Для определения длины юбки
– А знаете ли вы, что изготовление одежды – одно из самых древних ремесел. Столетия оно существовало как кустарное производство. Все операции выполнялись одним мастером – портным. В середине 19 столетия на смену кустарному производству пришло массовое, возникшее во Франции. Поэтому процесс создания любого швейного изделия укладывается в такую схему-цепочку:

Рис. 1
– Сегодня на уроке мы с вами выступаем в роли художника-конструктора. Художник-конструктор воплощает замысел художника-модельера в чертеже. Он должен иметь пространственное воображение, хорошо чувствовать силуэт, линии, пропорции в одежде.
А что такое «конструирование»?
Конструирование – это составная часть проектирования одежды, которая включает в себя измерение фигуры человека, расчет основных параметров и построение чертежа основы швейного изделия.
Как вы считаете, от какого слова произошел термин “моделирование”?
Термин “моделирование” происходит от слова “модель”, то есть образец, создаваемый художниками модельерами.
Моделирование одежды — это творческий процесс создания новых моделей. Различают два вида моделирования — художественное и техническое.
Давайте впишем эти понятия в наши рабочие материалы.
Итак, на первом этапе работы в нашей мастерской мы с вами ученики и будем учиться строить чертеж классической клиньевой юбки.
Для этого нам потребуется линейка закройщика, простой карандаш, лекало, цветной карандаш. От заказчика нам поступили его мерки и количество клиньев юбки.
Вводный инструктаж.
Работать продолжаем в рабочих материалах, где записаны необходимые мерки типовой фигуры, указано количество клиньев и прибавки для свободного облегания изделия по фигуре.
Также есть инструкционная карта построения клиньевой юбки и лист для построения чертежа.
Приступаем к выполнению заказа.
Практическая работа.
Инструкционная карта построения клиньевой юбки.
№ Название отрезков и точек Обозначение на чертеже Расчетная формула Цифровой расчет
1. Длина клина ТН Ди 50
2. Линия бедер ТБ Дтс:2 35:2= 17,5
3. Ширина клина по линии талии ТТ1=ТТ2 Ст+Пт:N 33+1:6= 5,7
4. Линия бедер Б1Б2 ББ1=ББ2=
(Сб+Пб):2 (43+3):6= 7,7
5. Боковые стороны клина Т1Б1Н1=
Т2Б2Н2 Через Т1Б1 до линии низа Построение
6. Оформить линию талии От Т вниз 0,5 Т10,5Т2 7. Оформление линии низа От ТН вниз 0,5 Н10,5Н2 построение

Построение чертежа начинается с прокладывания прямой вертикальной линии, вверху которой ставится точка Т.
Строим отрезок ТН=Ди (50)
Находим положение линии бедер отрезок ТБ=Дтс/2 (17,5)
Через точки Т, Б, Н проводим горизонтальные линии. Это линия талии, линия бедер, линия низа.
Откладываем ширину клина по линии талии. ТТ1=ТТ2=Ст+Пт/n=5,7
Строим ширину клина по линии бедер. ББ1=ББ2=(Сб+Пб)/2=7,7
Откладывает от точку Б вправо и влево это расстояние.
Для получения ширины клина по линии низа провести прямые через точки Т1, Б1 и Т2, Б2, продолжая их вниз до пересечения с горизонтальной линией, проведенной через точку Н. Точки пересечения обозначить Н1 и Н2.
От точек Т и Н отложить вниз по 0,5 см и соединить точки Т1 и Т2, Н1 и Н2 плавной линией через эти вспомогательные точки.
Берем в руки цветной карандаш и обводим готовую выкройку Т1 Т2 (по плавной линии) вниз до Н2 влево до Н1 по плавной линии и вверх до Т1.
Вот так выглядит основной чертеж одного клина клиньевой юбки.
В клиньевых юбках всегда используется четное количество клиньев - от 4 до 12. Несмотря на такое разнообразие вариантов, принцип конструирования остается одним и тем же, меняются лишь результаты расчетов.
Итак, с первой задачей мы справились. Мы получили выкройку клина классической клиньевой юбки.
Теперь отдохнем.
ФИЗМИНУТКА
А теперь на практике в мастерской мы закрепим наши знания и выступим в роли практикантов, получим новую выкройку по эскизу.
В нашу мастерскую поступило два заказа.
Наши клиенты знают, что юбки, состоящие из клиньев, относятся к классическому типу и всегда популярны. В этом нет ничего удивительного: ведь такие юбки удачно вписываются в любой гардероб и за счет продольных швов позволяют выглядеть стройнее.
Кроме того, на основе такой модели можно сшить как вариант для повседневной носки, торжественных случаев, для занятия спортом. Этот вариант подходит для всех случаев и женщин всех возрастов. Все зависит от назначения юбки, ткани, длины изделия и, конечно же, количества разрезов между клиньями!
Итак, получите ваши первые заказы. Летняя юбка для девочки 10-12 лет и вечерняя юбка для женщины.
Ваша задача изменить форму клина так, чтобы по новой выкройке можно было сшить заказанную модель. Для работы вам понадобятся клей и ножницы. Не забываем о технике безопасности при работе с ножницами.
Учащиеся работают в группах.
(Собрать карточки)
Завершение практической работы.
Работа над изменением выкройки закончилась. Теперь представьте полученный результат, зачитав полученный заказ.
Защита продукта. (Займите свои места)
Закрепление материала
Молодцы, с заказом вы справились. И теперь давайте закрепим полученные знания. В этом нам поможет «Волна». На последней странице рабочих материалов у вас луч, поделенный на отрезки.
Отвечая на вопросы на экране на ответ “да” над номером вопроса ставится дуга сверху, если ответ “нет” – дуга ставится снизу.
Вопросы:
Мерка ДТС необходима для определения линии бедер? (Да)
Длина изделия измеряется от линии бедер до желаемой длины? (Нет)
Чем больше клиньев в юбке, тем клинья шире? (Нет)
Результат измерения нужно разделить пополам при записи мерок Ст, Сб? (Да)
Длина клина определяется по мерке Сб ? (Нет)
К ассортименту поясной одежды относится юбка, шорты брюки? (Да)
Мерка Ст определяет ширину юбки? (Нет)
Масштаб 1:1 используется при построении чертежа изделия в натуральную величину? (Да)
Моделирование — это творческий процесс создания новых моделей? (Да)
Конструирование – это исправление дефектов в одежде? (Нет).
Теперь обменяемся с соседом по парте рабочими материалами и проверим друг друга (взаимопроверка работы). Нет ошибок – «5», одна ошибка – «4», три-четыре ошибки – «3».
Пока вы работали над созданием новой выкройки, я проверила ваши карточки и вот результаты (озвучивание оценок)
Итак, сегодня, работая в нашей творческой мастерской, вы были учениками – научились строить выкройку, практикантами – изготовили новую выкройку по эскизу и вы готовы стать мастерами и разрабатывать свои эскизы и выкройки к ним.
Вопрос простой как три копейки,И в тоже время сложен он:Какой покрой быть должен юбки?Ведь в этом весь её резон!
Домашнее задание.
Разработать эскиз юбки на выбор:
праздничной,
повседневной,
домашней.
Построить выкройку клина по своим меркам.
Внести в него изменения согласно своей модели.
Спасибо за работу на уроке. До свидания.