Программа по внеурочной деятельности Корригирующая гимнастика (1 класс)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГЛЕБОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
УТВЕРЖДАЮ
директор школы
______________О.В. Жукова
«___»___________________г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по корригирующей гимнастике
на 2015 – 2016 учебный год
1 класс
учитель Феоктистова Ирина Борисовна
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО учителей
физкультуры
_________________________ заместитель директора по ВР
Протокол от «___»______________ г.
№____ _____________________Ф.И.О.
«______»_____________г.
п. Глебовский2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Корригирующая гимнастика – это комплекс специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение деформаций опорно-двигательного аппарата. Чтобы корригирующие упражнения были эффективны, то есть могли обеспечить ребенку полноценную тренировку, подбирать их необходимо, учитывая уровень физического развития, подготовленности и состояния здоровья.
Для формирования правильной осанки необходимо особое внимание уделять упражнениям, вызывающим активную работу мышц разгибателей спины и мышц живота. Эти упражнения выполняются из исходного положения сидя и лежа. При этом необходимо следить, чтобы дети не задерживали дыхание, держали голову прямо, плечи расправляли, живот подтягивали. Положение с поднятой головой увеличивает тонус мышц, улучшает кровообращение в головном мозге. Предпочтение составляют симметричные упражнения.
Корригирующие упражнения могут проводиться около гимнастической стенки, на скамейках, с использованием различных предметов (гимнастические палки, мешочки с песком, мячи) и без них.
Выполняя упражнения, ребенок должен почувствовать и запомнить правильное положение тела.
В целях предупреждения плоскостопия следует использовать упражнения профилактического характера: ходьбу на носках и на пятках, «по-медвежьи» с опорой на наружные края стоп; по ребристой доске и т.п.
При деформации стопы применяются специальные корригирующие упражнения, которые включают активные движения стопы и пальцев ног, хождение по лежащей на полу лесенке, попеременное сгибание и разгибание стоп, собирание пальцами ног веревки, притягивание к себе палки и другие.
Корригирующие упражнения необходимо выполнять в разгрузочном исходном положении (устраняющем статическую нагрузку) – лежа, сидя. По мере укрепления связочно-мышечного аппарата голени и стопы вводятся упражнения в исходном положении стоя и в борьбе.
Корригирующая гимнастика в условиях школьного учреждения
Корригирующая гимнастика в школьном учреждении - новая форма реабилитации детей 7 - 10 лет, имеющих различные патологические и предпатологические состояния.
До недавнего времени для профилактики различных заболеваний и поддержания здоровья ребенка использовали преимущественно различные физиотерапевтические средства, элементы закаливания.
Причины, вызвавшие внедрение КГ в практику школьных учреждений, многообразны. Среди главных можно выделить следующие: резкое ухудшение качества здоровья новорожденных и, как следствие, - детей дошкольного и младшего школьного возраста; ухудшение экологической обстановки, вызвавшее снижение иммунобиологической реакции ребенка. Наряду с глобальными социальными проблемами, влияющими на здоровье ребенка, можно выделить и более частные проблемы, к которым относится повышенная профессиональная занятость родителей. Ограниченность свободного времени, строгий режим работы поликлиник и кабинетов КГ, порой удаленность их от места проживания и ожидание в очереди не способствуют уменьшению числа детей, нуждающихся в немедикаментозной терапии. Данная программа создана и реализуется с целью оздоровления детей. В современных условиях жизни детям совершенно необходимы занятия различными видами подвижной деятельности, т. к. нижеперечисленные факторы отрицательно влияют на физическое и психическое здоровье подрастающего поколения.
Ухудшение экологии.
Неправильная осанка.
Малоподвижный образ жизни.
Увлечение компьютером и, как следствие, дефицит общения.
Неправильное питание.
Сложные межличностные отношения.
В свою очередь КГ и задачи, решаемые в процессе занятий, помогают ребенка адаптироваться как к нынешней экологии, так и к современному социуму. Также занятия КГ призваны воспитывать в детях культуру движения, чувство прекрасного, развивать эстетическое восприятие мира.
Подобное состояние вопроса заставило ученых и практиков уделить должное внимание детским дошкольным учреждениям, где ребенок имеет рациональный режим, материально-технические условия и кадровую поддержку, необходимые для нивелирования отрицательных последствий и своевременного улучшения качества здоровья. Именно своевременность воздействия различных средств и методов КГ можно отнести к наиболее значимым факторам ее внедрения в школьных учреждениях.
КГ позволяет получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях. В школьном учреждении она показана всем детям, имеющим постоянные или временные отклонения в состоянии здоровья.
Противопоказания могут носить лишь временный характер. К ним можно отнести общее недомогание, высокую температуру.
Общими задачами КГ являются следующие:
Оказание общеукрепляющего воздействия на организм ребенка;
Своевременная коррекция имеющегося патологического и предпатологического состояния;
Формирование и закрепление навыка правильной осанки;
Повышение неспецифической реакции организма.
Лечебное действие физических упражнений объясняется важной биологической ролью движений в жизни ребенка. КГ улучшает нарушенные болезнью функции, ускоряет восстановительные процессы, уменьшает неблагоприятные последствия вынужденной гипокинезии. Физические упражнения оказывают разнообразное действие в зависимости от их подбора, методики выполнения и степени нагрузки.
Физические упражнения - главное средство КГ.
Различают множество классификаций физических упражнений по анатомическому признаку, по степени активности, по характеру двигательных действий и т.д. В школьной практике применения КГ наиболее распространены гимнастические упражнения с предметами и без предметов, игры. Большое внимание на занятиях корригирующей гимнастикой отводится дозированию нагрузки: она должна быть адекватной состоянию ребенка и его психомоторному развитию. Основными критериями дозировки служат подбор физических упражнений, количество повторений, плотность нагрузки на протяжении занятия, исходные положения при выполнении упражнений, темп.
Своевременное и квалифицированное применение программы физической реабилитации детей в школьных учреждениях позволяет положительно влиять на качество здоровья ребенка.
Целями и задачами корригирующей гимнастики являются:
Формирование у детей правильной осанки.
Укрепление мышц спины и живота.
Развитие гибкости.
Создание мышечного корсета.
Увеличение подвижности позвоночника.
Устранение или уменьшение его искривления.
Укрепление мышц и обеспечение нормального наклона таза.
Устранение недостатков в строении тела, связанных с нарушением осанки.
Устранение развития плоскостопия.
Отличительная особенностью занятий КГ является плотность выполнения упражнений и длительность перерывов между отдельными упражнениями. Физическую нагрузку на уроках КГ дозируют следующим образом:
Подбор физических упражнений – от простого к сложному;
Продолжительность физических упражнений;
Число повторений;
Выбор исходного положения;
Темп движений на 1 – 4;
Амплитуда движений;
Степень усилий;
Точность;
Сложность;
Ритм;
Количество повторений.
В данных условиях применяются достаточно продолжительные курсы КГ (в начальных классах: с 1го по 4й класс). Это обусловлено прежде всего климатическими условиями, когда в течении долгой зимы учащиеся носят тяжелые ранцы с учебниками, зимнюю одежду, тяжелую обувь, что является причиной нарушения осанки и появления плоскостопия. Для правильной ходьбы каблук должен быть 3-4см. и пятку плотно обхватывать задник обуви, тогда стопа будет зафиксирована.
На каждом этапе роста ребенка формируется позвоночный столб, растут скелетные мышцы, поэтому для получения лучших результатов нужно соблюдать следующие правила:
Системность занятий;
Регулярность их проведения;
Длительность, нарастание нагрузки,
Индивидуальный подход к каждому ребенку;
Общеукрепляющие процедуры.
В КГ различают упражнения общего характера и специального, так для применения упражнений для детей с нарушением осанки используются упражнения специального характера с некоторым добавлением упражнений общего характера. КГ основывается на движении. Движение только тогда будет лечебным и профилактическим фактором, когда оно организовано в виде физического упражнения и применяется целенаправленно и применяются в соответствии с терапевтическими задачами, в дозированной форм, с учетом общего состояния ребенка, особенностей заболевания и нарушения функции пораженной системы организма.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(1-ый класс)

п\пРаздел, тема Кол-во часов Дата Форма занятий Форма подведения итогов
1 Теоретические сведения:
Первичный инструктаж.
Повторный инструктаж. Безопасность. Осанка.
Гигиена, режим, питание, закаливание. 1
1
1 Беседа Знание теоретических сведений, правил техники безопасности.
2 Строевые упражнения:
Понятия: строй, шеренга, колонна, ряд, интервал, дистанция.
Повороты: направо, налево, кругом.
Построение: в одну шеренгу, в одну колонну, перестроение в две колонны через середину.
Ходьба на месте и в движении, остановка, смыкание, размыкание.
Понятия: границы площадки, углы, середина, центр, круг, шахматный порядок. 1
1
1
1
1 Практические занятия. Игра. Умения выполнять упражнения, ориентироваться в пространстве.
3 Дыхательные упражнения. 1 Практические занятия. Игра. Умение правильно дышать при выполнении упражнений.
4 Виды ходьбы и бега:
Спортивный шаг, на полупальцах, на пятках, на внутренней и внешней стороне стопы, ходьба в полу- и полном приседе.
Мягкий, высокий, широкий шаги.
Бег с высоким подниманием бедра, с захлестом, приставным на правую, на левую, полька, подскоки. 1
1
1 Практические занятия. Игра.
Ритмика. Умение правильно ходить и бегать.
5 Обще-развивающие упражнения
Упражнения для мышц шеи: наклоны, повороты, круговые вращения.
Упражнения для стоп: поднимание на полупальцы.
Упражнения на развитие подвижности в суставах:
- лучезапястном;
- локтевом;
- плечевом;
- щиколотка;
- коленном;
- тазобедренном;
- в грудном и поясничном отделах позвоночника. 1
1
1
1 Практические занятия.
Ритмика. Умение правильно выполнять упражнения.
6 Общая физическая подготовка
Упражнения на развитие:
- силы рук, ног, брюшного пресса, мышц спины;
- выносливости, прыгучести;
b)Упражнения на расслабление. 2
1
1 Практические занятия. Умение правильно выполнять упражнения.
7 Упражнения сидя и лежа на гимнастических матиках.
3
Практические занятия.
Ритмика. Умение правильно выполнять упражнения.
8 Упражнения с медицинболами. 3 Практические занятия.
Эстафеты. Умение правильно выполнять упражнения.
9 Упражнения с гимнастическими палками. 3 Практические занятия.
Ритмика. Умение правильно выполнять упражнения.
10 Прыжковые.
Малые прыжки
- на двух;
- на правой, на левой;
- подскоки; 1 Практические занятия.
Умение правильно выполнять упражнения.
11 Ритмика и танцевальные движения.
Метр, такт, затакт.
Упражнения на согласование движения и музыки. 1 Теория.
Практические занятия.
Ритмика. Умение правильно выполнять упражнения.
12 Подвижные игры. 1 Игра. Знание игр.