План-конспект открытого урока на тему Развитие творческих способностей учащихся на основе использования нотного редактора Sibelius 7 в классе балалайки


МБУДО «Алексеевская школа искусств»
Корочанского района
Белгородской области
План-конспект урока
Развитие творческих способностей учащихся на основе использования нотного редактора «Sibelius 7» в классе балалайки
Подготовила: преподаватель
по классу балалайки
Гащенко А.Н.
с. Алексеевка, 2015г.
Тема: Развитие творческих способностей учащихся на основе использования нотного редактора «Sibelius 7» в классе балалайки.
Форма проведения: индивидуальная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: традиционный
Цель урока: развивать творческие способности учащегося на основе использования нотного редактора «Sibelius 7», исполнять
Задачи урока:
Обучающие: показать процесс применения нотного редактора «Sibelius 7» на уроке по балалайке в нескольких этапах.
Развивающие
Стимулировать развитие музыкальных способностей ученика через инновационные формы работы на уроке.
Способствовать развитию у ученика синтеза зрительных и слуховых навыков.
Формировать у ученика толерантность и коммуникабельность.
Воспитывающая: воспитание самостоятельности, чувства ответственности, исполнительской дисциплины.
Материально-техническое оснащение урока: инструмент-балалайка, нотные пособия, инструмент-фортепиано, компьютер, пюпитр.
Методические приемы: объяснение, наглядный метод, сравнение, самоконтроль, практическая работа, контроль.
Межпредметные связи: сольфеджио.
Этапы урока:
№ Этапы урока Цели и задачи
1 Организационный (приветствие, подготовка инструмента) Воспитание умения организовать свое рабочее место и настроиться на активную работу
2. Наглядно-демонстрационный.
Подготовительные упражнения по посадке и постановке аппарата Сознательное руководство и контроль учеником упражнений и состоянием своих мышц.
3. Практический
Игра на инструментах. Закрепление учебного материала на практических заданиях Развитие у ученика синтеза зрительных и слуховых навыков.
4. Теоретический
Знание нотной грамоты Повышение уровня теоретической подготовки.
5. Заключительный этап: подведение итогов урока, поощрение за активную работу на уроке, домашнее задание. Закрепление полученных знаний.
Используемые методы:
наглядный (слуховой и зрительный)
объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным ;
накопление знаний;
наблюдение;
самоконтроль;
убеждение;
стимулирование;
создание ситуации успеха
Используемые современные технологии обучения:
Технология личностно-ориентированного обучения .Игровая технология.
Ход урока:
1.Организационный момент (1 минута).2.Сообщение темы, цели и задач урока (2 минуты) 3. Проверка домашнего задания (15 минут):
а) гаммы Е-dur, е-moll (натуральный, гармонический, мелодический), в 2 октавы;б) проигрывание пьесы Р.Н.П. «А я по лугу»;
в) набор и работа с партитурой пьесы М. Красева «Ёлочка».
I Вступление
В последнее время возрос интерес к эстрадной, популярной музыке исполняемой на академических инструментах (скрипка, балалайка, баян, аккордеон, домра, ансамбли различных составов) под фонограмму. Народные инструменты раскрылись с новой стороны, о чём свидетельствуют выступления П. Дранги, дуэта «Баян – mix», Александра Воронище и т. д. Это послужило популяризации инструментов. Но прежде чем играть под фонограмму необходимо научить слышать как фонограмму в целом так и каждый инструмент в отдельности. И для этого мы используем нотные редакторы.
Самые распространённые нотные редакторы это Final и Sibelius. На наших уроках мы используем Sibelius 7.
Работая в этой программе, ученик сам выбирает инструменты, которые будут воспроизводить музыку, усваивает оркестровые разновидности инструментов, закрепляет знания по сольфеджио.
II Новый материал
Наша сегодняшняя работа в Sibelius 7 будет состоять из трёх этапов.
Написание нот в партитуру;
Инструментовка пьесы с элементами аранжировки;
Исполнение пьесы «Ёлочка» под фонограмму (+) и (-).
Для начала набираем мелодию пьесы. Затем пишем басовую партию и лишь после аккомпанемент.
III Закрепление . Подведение итогов.
Работая нотном редакторе на уроках балалайки значительно расширяется музыкальный кругозор учеников, развивает умение записывать, слушать и слышать записанный аккомпанемент. Такой вид исполнения вовлекает ученика в активную форму музицирования. Ведь исполняя самые простые мелодии, дети приобщаются к творческому процессу.
Игра под фонограмму воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств: ритмическая дисциплина, ощущение темпа, способствует развитию музыкальности, исполнительской выразительности, слуха.
Такой способ исполнения доставляет ученикам истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу, раскрепощает его, снимает зажатость, страх публичных выступлений.
Любому преподавателю важно увлечь маленьких музыкантов, ведь играя под фонограмму, он ощущает себя настоящим артистом, играющим в сопровождении целого коллектива.
Применяя нотные редакторы на уроках, ученик развивает творческие способности, помогает закладывать основы для слухового внимания, развития гармонического слуха, способствует ритмической дисциплине, закрепляет знания нотной грамоты, развивает самостоятельность.