Конспект урока музыки в 3 классе «Тайны нотного королевства»


Конспект урока музыки в 3 классе «Тайны нотного королевства»
Это урок–творчества, который поможет учителям музыки  использовать его на заключительных уроках в конце четверти. На уроке используются разнообразные творческие  и музыкальные задания, которые развивают мышление, память, воображение, музыкальные  и творческие способности детей.Урок рассчитан для учащихся 3 класса.
Тема урока: «Тайны нотного королевства»
Тип урока: урок-путешествие
Цель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся  с элементами творческих заданий, нотной грамоты.
Задачи  развития:
- ассоциативного мышления учащихся, воображения, памяти
- музыкальных и творческих способностей учащихся
- вокально-хоровых навыков пения через песенный материал
- исполнительской и слушательской культуры
воспитания:
· эмоционального интереса и отклика на музыку
· нравственно-духовных аспектов - доброжелательность, любовь и   уважение к музыке, друг другу, сопереживание
· инициативного отношения к предлагаемым заданиям
обучения:
· закрепление знаний по музыкальной грамоте
· закрепление   знаний  по темам   I  четверти
· знание музыкальных инструментов
· исполнение песен «Музыкант», Семь нот», «Звуки       музыки», «Нотный стан» с использованием музыкальных инструментов 
Методы обучения:
· репродуктивный
· наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, наглядно – практический
· частично-поисковый
· контрольно-практический
· словесно-практический
Форма деятельности:  индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная
Наглядность:
· дидактический материал
· компьютерная презентация
Оборудование: 
· компьютер
· магнитофон 
·  фонограммы песен
·  музыкальные инструменты (металлофоны, ксилофоны, треугольники)
·  мультимедийный  проектор
Ход урока

Звучит музыка «Маленькая страна». Дети входят и садятся по командам( на столах музыкальные инструменты)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся путешествовать в нотное королевство и узнаем все его тайны.

Дети читают стихи.
«Пять линеек нотной строчки
Мы назвали нотный стан
И на нём все ноты-точки
Разместили по местам.

Скрипичный ключ:
«Открывает нотный стан
Музыкальный капитан
Капитан отличный
Славный ключ …(хором –скрипичный)

Учитель: Ребята, вы видите, что к нам на праздник пришёл сам король нот–скрипичный ключ и принёс с собой нотную лесенку–чудесенку с заданиями. Он будет смотреть и оценивать ваши знания, а затем наградит ту команду, которая наберёт наибольшее количество баллов.
Первое задание, которое приготовил скрипичный ключ - исполнить песню «Нотный стан»
Скрипичный ключ: А сколько нот вы знаете?
Все хором:
Семь всего лишь нот на свете
До, ре, ми, фа, соль, ля, си
Ты запомни ноты эти
И в сердечке сохрани.
Исполнение песни «Звуки музыки» с игрой на музыкальных инструментах.

Скрипичный ключ:  Молодцы, ребята! Посмотрим, как вы справитесь со вторым заданием, которое называется «Музыкальные ребусы».
Учитель: во время звучания музыки  вы отгадываете слова, в которых встречаются ноты. Как только музыка перестанет звучать, участники под номером 1 от каждой команды  выходят к доске и отвечают. За правильный ответ команда получает 2 балла.
1 команда- дорога, берет
2 команда- домик, фамилия
3 команда- фасоль, соль
4 команда- коляска, спасибо
5 команда- помидор, сирень  

Учитель: Молодцы! Следующее задание, которое предлагает нам скрипичный ключ –нужно разгадать кроссворд «Нотный стан».
Задание: от каждой команды ко мне выходят участники под номером 2 ,отвечают на вопросы, а ответы вписывают в пустые клеточки. Если участник не справляется с заданием, помогает команда. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
1 команда
1) Назовите русский народный инструмент, похожий на   гармонь? (баян)
6) Как называется словесное состязание акынов на домбре? (айтыс)
2 команда
2) Какой лад имеет светлый характер? (мажор)
7) Какая нота пишется на 3-ей линейке нотного стана? (соль)
3 команда
3) Как называется чередование длительностей нот? (ритм)
8) Как называется скорость движения в музыке? (темп)
4 команда
4) Какой лад имеет печальный характер? (минор)
9) Назовите героя героического эпоса? (алпамыс)
5 команда
5) Как по-казахски называется «эпос»? (жыр)
10) С помощью чего композиторы пишут произведения? (нот)
Учитель: Молодцы! Ребята, а как называют людей, которые зная все ноты, сочиняют музыку?
Дети: Композиторы, музыканты.

Скрипичный ключ: Вы хотели бы стать музыкантами? А какую знаете песню про музыканта?
Дети исполняют песню «Музыкант» с игрой на инструментах.

Скрипичный ключ: Теперь я хочу узнать, какие вы знаете музыкальные инструменты? 





Учитель: В этом задании надо соединить красиво точки-цифры друг  за другом последовательно, чтобы получился музыкальный инструмент. Участник под номером 3 покажет свой рисунок  назовёт этот инструмент. Задание оценивается в 2 балла.
Звучит музыка «Светит месяц».

Учитель: Хорошо  вы ребята рисуете и угадываете музыкальные инструменты. А любите  ли вы отгадывать загадки про инструменты?
В этом конкурсе работает вся команда. За правильно отгаданную загадку команда получаете 1 балл.
1 команда
«В лесу выросла, на стене вывислаНа руках плачет, кто слушает-скачет» (балалайка)
2 команда
«Зубы чёрные и белые выстроились в ряд,
Их не бойся - не кусаются,
А если тронешь - зазвучат» (рояль, аккордеон)
3 команда
«Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, ребят созывает» (барабан)
4 команда
«То толстеет, то худеет,
На весь дом голосит» (баян)
5 команда
«У него есть язык,
Он болтать им привык,
Но, когда болтает он,
Слышно не слова, а звон» (колокол)

Учитель: Отлично поработали. Но, чтобы с лёгкостью преодолеть ещё 2 ступеньки лесенки, проведём музыкальную разминку «Топай друг».
Переходим к конкурсу «Живые картинки» в музыке.
Задание: звучит музыкальное произведение, команда слушает и определяет композитора, название произведения, а участник под номером 4 выходит к доске, показывает картину, которая соответствует  данному произведению и называет это произведение.
Задание оценивается в 2 балла.
1 команда  – «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» Н. А.Римский-Корсаков
2 команда – «Народный танец» из балета «Легенда о белой птице» Г. Жубанова3 команда – Эпос «Алпамыс»
4 команда – «Военный марш»
5 команда – «Дождик»

Учитель:  Последний конкурс называется  «Высказывание о музыке».
Задание:  та команда, которая быстрее  всех  соберёт в  правильной  последовательности полоски  с  буквами,  чтобы  получилось  высказывание  русского  композитора  о  музыке,  получает  3 балла.  Участник  под  номером  5  зачитывает  высказывание.
(«Музыка – душа  моя» М.И.Глинка)

Учитель: Ребята, мы с вами прошли все ступени нотного королевства. Семь нот, с которыми мы путешествовали, будут и дальше сопровождать нас в течении всей жизни. Так давайте завершим наше путешествие весёлой песней «Семь нот».
Исполнение песни «Семь нот».
Скрипичный ключ, какой из команд ты добавил бы дополнительный балл за смекалку, отличные знания, быстроту, умение дружно работать?

Настал момент, когда скрипичный ключ подсчитывает набранные баллы и награждает победителей подарками.
Звучат фанфары.

Учитель: Ребята, вы все сегодня отлично поработали, показали свои знания и умения по музыке. Спасибо вам за урок! Спасибо тебе скрипичный ключ, что пришёл к нам в гости и открыл нам тайны своего королевства. Всем до свидания! До новых встреч в нотном королевстве!
Дети выходят под музыку «Маленькая страна».