Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 155 -летию со Дня Рождения А.П.Чехова.


Сценарий внеклассного мероприятия по литературе «Антон Чехов и его ранние юмористические рассказы», посвящённого 155-летию А.П.Чехова
(6 класс)
Разработала: Звягинцева Инна Юрьевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ « СОШ № 56» г. Курска.
Методы и приемы использования информационных технологий  на внеклассном мероприятии по литературе.
Данное внеклассное мероприятие проводится в рамках Дня литературы.. При проведении литературной викторины информационные технологии выполняют вспомогательную роль, что позволяет учителю значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках литературы в 5-6 классах.
На данном мероприятии используется мультимедиа-презентация, созданная в программе Power Point с минимум текста и богатым иллюстративным материалом. Этот вид работы способствует вовлечению всех учащихся в ход викторины и дает возможность быстро проверить правильность выполнения заданий. А раздаточный материал, выполненный при помощи программы Word, развивает у детей способности к самостоятельной или групповой творческой работе.
Информационные технологии также позволяют учителю решить целый ряд задач, которые весьма трудно реализуются в рамках традиционных подходов. А именно: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы мероприятия (это интересно, потому что необычно), демонстрация реальных межпредметных связей и их использование при решении самых разнообразных задач.
Цели:
Обучающие цели:
Обобщить изученный материал по ранним юмористическим рассказам А.П. Чехова
Формировать умения применять полученные знания на практике.
Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.
Развивающие цели:
Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.
Воспитывающие цели:
Воспитывать умение работать в группах.
Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование:
Раздаточный материал (электронный вид в папке “Раздаточный материал”).
2. Компьютерная презентация по литературе: «Антон Чехов и его ранние юмористические рассказы».
3. Учебный фильм « На родине Чехова»
Ход мероприятия
1 ведущий - Здравствуйте, ребята! 29 января 2015 исполняется 155 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова. К юбилею писателя мы приготовили небольшой рассказ о нем и его ранних комических произведения
2 ведущий - А какие рассказы Чехова вы читали, ребята? (ответы слушателей). -Хорошо! Надеемся, что после нашего рассказа вы захотите прочесть и другие произведения Чехова и больше узнать о писателе)
1 ведущий - Творчество писателя высоко оценивали М.Горький, В.Маяковский,М.Пришвин, К. Станиславский.«Чехов – это Пушкин в прозе» , говорил Л. Н. Толстой
1 ведущий-А вы знаете в каком городе родился А.П.Чехов? (ответы )Антон Павлович Чехов родился в Таганроге,в небольшом приморском городке. Перед вами отчий дом писателя
2 ведущий - В семье, кроме Антона, было еще 5 детей – четыре брата и сестра: Александр, Николай, Антон, Иван, Михаил, Мария .
1 ведущий –Мы предлагаем вам посмотреть фильм о « На родине Чехова» и ответить на вопросы о писателе.
Вопросы:
1)Как называлась улица в Таганроге, где стоял дом семьи Чехова? (ул. Полицейская)
2) Откуда приехал отец Чехова в Таганрог? ( Воронежская губерния).
3)Какую роль играл Чехов в домашнем спектакле «Ревизор» ? (Городничий).
4)Какие предметы Чехову приходилось зубрить в гимназии? (Латинский и греческий языки) .
5)За какой партой сидел Чехов? (Последний ряд у окна).
6)На какой факультет поступил Чехов в Московском университете? (медицинский).
2 ведущий - Писать Чехов начал, будучи студентом, его первые юмористические рассказы появились в1880 году в журналах.
-Кто знает, в каких журналах печатали ранние рассказы Чехова?(«Стрекоза», «Осколки», «Будильник)
1 ведущий - Кто из вас знает, под каким псевдонимом печатал Чехов свои ранние рассказы? (Антоша Чехонте.А также Антоша Ч., Брат моего брата, Человек без селезенки.)
2 ведущий - По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать 100 строк. Вгоняя свои юмористические произведения в 100 строк, писатель достиг удивительного умения писать кратко. «Краткость - сестра таланта», - часто говорил Чехов.
1 ведущий - В мае 1886 года вышел сборник А. Чехонте «Пестрые рассказы». На титуле после псевдонима в скобках стояло настоящее имя автора. Сборник состоял из рассказов, напечатанных в юмористических журналах. Среди них «Хамелеон». «Пересолил», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хирургия», «Шведская спичка», «Брак по расчету». После выхода в свет «Пестрых рассказов» имя Антона Павловича Чехова сразу стало известным.
2 ведущий - Все мы любим посмеяться. Настоящий праздник для читателя- обнаружить в авторе остроумного человека, который умеет видеть в жизни несообразности и показать их комизм. А кто из вас помнит, что такое комическое?
Ответ:Комическое - (от греч. komikos-смешной, веселый) –смешное в жизни и искусстве
1 ведущий - Вспомним виды комического. Юмор - это смех дружелюбный, добродушный, беззлобный, веселый, сочувственный, смех-подшучивание
2 ведущий–В каком рассказе Чехова именно такой смех? ( «Лошадиная фамилия»)
1 ведущий – Ирония – это тонкая, скрытая насмешка. В каком рассказе с ирониейизображен один из персонажей рассказа? ( «Толстый и тонкий»).
2 ведущий –какие юмористические рассказы Чехова вы знаете? ( «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия», «Пересолил» )
1 ведущий Сейчас мы предлагаем вам викторину на знание ранних рассказов Чехова (Презентация)
Подведение итогов викторины.
Вот и подошло к концу наше мероприятие, посвящённое 155летию со дня рождения А.П.Чехова. Наш сегодняшний разговор не должен остаться незамеченным, потому что мы сегодня открыли Чехова-мыслителя, глубоко переживающего за судьбы людей, страны, Чехова - непримиримого борца за освобождение человека от внутреннего рабства, призывающий к духовной свободе и раскрепощению… А закончить мы хотимЧеховским нравственным кодексом жизненного бытия
Уважать человеческую личность, быть снисходительным, мягким, уступчивым;
Сострадать всему, чего и не увидишь простым глазом;
Быть чистосердечным и бояться лжи как огня;
Уважать чужую собственность»
Не уничтожать себя, чтобы вызвать вдругом сочувствие;
Уважать в себе талант, гордиться им, если он есть;
Воспитывать в себе эстетику;
Усилием воли воспитывать в себе благородство.