Мастер-класс Нет ничего прекраснее цветов


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дом творчества «Октябрьский»
Украшение из полимерной глины
(брошь «Роза)
Конспект мастер-класса
для родителей и учащихся
возраст учащихся :7-12лет
разработан: педагогом дополнительного образования
Савочкиной Л.А.

Липецк-2016
Методическое пояснение
        Данный мастер – класс предназначен для учащихся 7-12лет и их родителей.       
         
Цель: 
создать условия для совместной деятельности учащихся и родителей, которые выступают как средство мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности.
Задачи
Обучающие:
- обучить учащихся приёмам работы с новым пластическим материалом-полимерной глиной.
2. Развивающие:
развивать мелкую моторику рук и глазомер;
развивать умения ручного труда;
развивать пространственные представления, творческие способности, эстетический вкус.
3. Воспитательные:
формировать потребность в творчестве, интересном и познавательном досуге;
воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, настойчивость, аккуратность;
- воспитывать культуру труда, аккуратность, дисциплинированность.
Место проведения: ДТ «Октябрьский», филиал по ул.Бачурина.
Оборудование для педагога: мультимедийное оснащение, персональный компьютер.
Оборудование для детей: полимерная глина 3-х цветов, стеки, булавка.
Наглядный материал: образцы готовых работ педагога, компьютерная презентация.
План проведения
I. Организационный момент:
- проверка готовности участников мастер-класса к предстоящей работе.
II.Вводный инструктаж:
- объявление темы, цели и задач мастер-класса.
III. Теоретическая часть:
слово педагога:
язык и символика цветов;
загадки;
особенности выполнения цветка из полимерной глины.
IV. Практическая часть:
подготовка к работе с полимерной глиной, инструктаж по технике безопасности;
смешивание цвета для 3-х разных оттенков;
объяснение техники выполнения лепестков цветка;
объяснение техники присоединения лепестков;
контроль за качеством выполнения работы;
оказание помощи участникам мастер-класса;
подведение общих итогов, выставка работ участников мастер-класса.
Ход
Педагог:
Нет ничего прекраснее цветов,Пришедших в полисады и жилищаОни пришли из глубины веков,Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище. 
Сегодняшний мастер-класс посвящен одному из самых удивительных и совершенных творений природы -цветам. Они заставляют человека радоваться и грустить, переживать, волноваться и вспоминать о чем-то своем. Цветы... Сколь восторженных, трепетных строк сложили о них поэты! Сколько прекрасных, нестареющих полотен посвятили им художники! Цветы нужны людям и в праздники, и в будни, и в горе и в счастье. Они делают нашу жизнь радостней, красочней, ярче. Мы украшаем себя цветами, своё жилище, свою работу. Они окружают нас по всюду, не смотря на погоду и времена года. Это всё эмоции, но цветам принадлежит очень важная роль в улучшении окружающей человека среды. Цветы снижают содержание углекислого газа в воздухе и обогащают его кислородом, повышают влажность, выделяют фитонциды, смягчают производственный шум, уменьшают запыленность, участвуют в процессах почвообразования, регуляции климата.
Цветы имеют свое значение, свой "язык". Язык цветов родился в эпоху романтизма и в течение более ста лет был неотъемлемой частью сентиментальных игр влюбленных. Цветы помогали влюбленным вести молчаливый диалог, выражать сложную гамму переживаний. Иногда цветы присылались вместо писем. Во времена Екатерины II даже был разработан "Реестр о цветах", где красный цвет означал любовь, зеленый - надежду, голубой - верность, черный - печаль, желтый - измену. А в культуре Японии, например, желтый цвет - символ света и солнца, и дарят желтые цветы людям, которым желают света и добра. Оранжевый цвет символизирует силу, власть, гордость. А синие цветы "говорят" о тоске, верности, и дарить их принято уходящим в армию. Торжественный фиолетовый цвет - знак дружбы, а зеленый - спокойствия и мира. Нейтральный белый цвет - символ чистоты.
Дарить цветы можно в любых ситуациях. Детям дарят мелкие и нежные цветы ярких, радостных тонов, скомпонованные в небольшие букетики. Пожилым женщинам избегайте дарить темные и быстро увядающие цветы. Молодой девушке не принято дарить ярко-красные цветы. Мужчинам принято дарить длинные цветы. Букет, предназначенный мужчине, вертикально вытянут, в нем обязательно должна чувствоваться напряженность форм и линий. Женские же букеты, напротив, имеют более округлую форму, включая некрупные цветы пастельных тонов. Считается, что и количество цветов в букете имеет определенное значение: один цветок - это знак внимания, три - уважения, пять - признания, семь - любви... Быть может, в современном экстравагантном мире и не место таким мелочам, но психологи уверяют, что именно такие мелочи создают настроение, пусть даже на подсознательном уровне.
Разнообразие цветов велико. Наш мастер-класс мы посвятим сегодня одному прекрасному цветку. Чтобы узнать, что это за цветок, необходимо отгадать загадку:
Я капризна и нежна,
К любому празднику нужна.
Могу быть белой,
желтой, красной,
Но остаюсь всегда прекрасной!
Хороша я в свадебном букете,
И в саду, где свищут соловьи.
Круглый год во многих странах мира
Я служу признанием в любви.
Хоть не зверь я и не птица,
Но сумею защититься!
Растопырю коготки -
Только тронь мои цветки!
На кустах в саду растёт,
Запах сладкий, словно мёд.
Но нередко льются слёзы
У тех, кто рвёт их. Это?..
Правильно –розы! Наш мастер-класс мы посвятим сегодня розе. Роза – удивительной красоты цветок, роза-королева цветов. Существует большое количество легенд, загадок, сказок о розе (смотреть приложение 1)
А чтобы узнать: из чего мы их будем делать, вы должны отгадать ещё одну загадку:
Я весь мир слепить готов -
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин -
У меня есть...
Правильно, пластилин. Только у нас не совсем пластилин, у нас – пластик. Слышали о таком материале? Он похож на пластилин: он разноцветный, он пластичный и его тоже нужно разминать. Однако, пластик может стать твёрдым, если его обжечь в духовом шкафу. Так вот, из этого замечательного материала мы с вами сделаем не просто цветок, а украшение: брошь-роза.
Вы же видели украшения из пластика? Я вам сейчас покажу.
Педагог демонстрирует украшения из пластика и показывает презентацию.
Приступаем к изготовлению.
Когда мы видим бутон розы, то обращаем внимание на не однотонную окраску лепестков цветка. Внутри бутона лепестки могут быть чуть темнее по тону, а к краю лепестки становятся светлее, или наоборот. Тон лепестков и строение живого цветка зависит от сорта.
Наша роза, которую мы будем делать сегодня, тоже будет максимально приближена к живому цветку, и поэтому первым этапом нашей работы будет смешение цвета для разного оттенка лепестков.
Серединка розы будет самого насыщенного оттенка, поэтому добавим в розовый цвет глины не большое количество белого цвета. Нам необходимо 4 маленьких шарика скатать этого оттенка.
Затем, необходимо взять больше розового цвета и добавить белого цвета в два раза больше. Скатать 6 шариков более светлого оттенка и большего размера, чем предыдущие.
Таким же образом нам необходимо сделать ещё два оттенка, более светлых и более больших по размеру.
Получилось у нас 4 вида шариков (по 6 штук).
Шарики расплющиваем на ладони руки ка можно тоньше.
Начинаем собирать цветок.
На зубочистку надеваем шарик насыщенного цвета, на него под углом крепим первый лепесток, напротив-второй, напротив второго-третий.
Следующий вид лепестков крепим к бутону друг за другом, немного подгибаем лепестки назад, как у живого цветка.
Когда наша роза будет собрана, мы переходим к изготовлению листьев.
Для листьев мы используем зелёный цвет. Катаем 4 зелёные капельки. Расплющиваем капельки на ладони. Стекой проминаем прожилки на листиках. Листики прикрепляем к цветку друг за другом. Срезаем ножницами сзади цветка выпуклую часть глины, на полученное ровное место крепим застёжку для броши с помощью маленькой пластины из глины.
Наша брошь готова.

Посмотрим, что у нас получилось (родители и учащиеся, месте с педагогом устраивают просмотр работ).
Теперь необходимо запечь наши работы в печке при температуре 100 градусов 30 минут.
Сегодня мы научились делать цветок и украшение одновременно. Я думаю, наше занятие вам понравилось, и те навыки, которые вы сегодня получили, вам пригодятся для дальнейшего знакомства и освоения этого замечательно материала-полимерной глины.
Спасибо за внимание!
Приложение 1
ЛЕГЕНДА ОБ АЛОЙ РОЗЕ
Одна из этих историйповедала о том, как однажды к всемогущему Зевсу пришли обитатели цветочного царства и попросили себе нового покровителя взамен прежнего - красивого, но сонливого Лотоса. Грозный Зевс удовлетворил просьбу детей Флоры, назначив им в королевы прекрасную белую розу с острыми и колючими шипами.
Именно шипы, по другой легенде, поранили прекрасного соловья, а его кровь окрасила нежные белые лепестки- возможно так и появились алые розы, в, возможно, это только очередная легенда о розе.
Персидская легенда о розе
Роза – очень почитаемый цветок в Персии. Даже сама страна получила название в ее честь – Страна Роз (Гюлистан).
Душистую воду из роз использовали, как очистительную. Согласно одной легенде, когда соловей увидел великолепную царицу Розу, он был в огромном восторге и плененный прижался к ее груди. Но острые шипы пронзили влюбленное сердце птицы, и кровь брызнула на нежные лепестки роз. Именно поэтому внешние лепестки роз имеют розовый оттенок.
Роза в христианстве
Обычный куст стал розой, после того, как дева Мария развесила на нем пеленки Христа. Кусок хлеба, который Святой Николай хотел отнести беднякам, стал розой, как знамение за благое дело.