Урок Нет ничего прекраснее, чем дети

Тема урока: Чувство родственности, или «Нет ничего прекраснее, чем дети».
Цель: раскрыть значимость  понятия «семья» в жизни человека.
Задачи:
Обучающая: совершенствовать умение анализировать художественное произведение
Развивающая:    развивать монологическую речь; уметь пользоваться жизненным опытом при изучении нового материала; высказывать свою точку зрения.
Воспитывающая:  воспитывать любовь и уважение к своим родителям,  членам семьи; чувство ответственности за происходящее.
Оборудование: презентация к уроку, фрагменты фильма
Эпиграф к уроку: У нас дело есть, жить надо. А. П. Платонов.

Ход урока:

 1. Психологический настрой  урока:
- Здравствуйте! Ребята, гости, я рада видеть вас на уроке. Сегодня нам предстоит познакомиться с произведением писателя, с чьими произведениями мы уже знакомились на уроках литературы. Андрей Платонович Платонов.
- Какие его произведения вы помните?
(«Юшка», «Никита», «Корова» « В прекрасном и яростном мире», «Неизвестный цветок»)
- Что характерно для героев его произведений?
(Платонов и герои его не похожи ни на кого и считают, что главное предназначение всего живого «из смерти работать жизнь», никто на земле не лишний, нужно уважать в человеке человека, уверены, что доброта неизбывна. Она согревает сердца людей, усиливает веру в прекрасное. Доброе и великое сердце способно простить людей даже со слепым сердцем.
Андрей Платонов владел редким художественным даром – проникать в неприметные заботы, радости, беды, из которых состоит повседневная жизнь, умел передавать атмосферу семейного быта, неуловимые оттенки отношений в кругу самых близких.
2. Проверка домашней работы.
- Что вам известно о писателе? А.П.Платонова «Возвращение».
- О создании данного рассказа?
Сообщение ученика: А. П. П.Платонов писатель и человек ровесник XX века (родился в 1899г., умер 1951г. Климентов – настоящая фамилия писателя. По свидетельству дочери, ударение должно ставиться на последнем слоге. Берет себе псевдоним, образованный от имени отца. (Псевдонимы Платонова: А. Фирсов, А.Вогулов, Елпидифор Баклажанов, Иоганн Пупков, Фома Человеков, Н. Вермо). Он происходил из пролетарской семьи. Отец был машинистом, мать - домохозяйкой. Андрей был первенцем, помогал растить, опекать остальных братьев и сестер. Родом Платонов – из [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Андрей окончил церковно-приходскую школу. Сначала шел по стопам отца, работая помощником машиниста, затем литейщиком на заводе. События [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и гражданской войны побудили изменить род занятий. Платонов избрал стезю фронтового корреспондента.
 После [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] участвует в электрификации и мелиорации Советской республики. В 20-е годы работает электриком, овощеводством, возводит плотины и электростанции, роет колодцы и пруды. В годы репрессий Платонова не тронули, но арестовали его пятнадцатилетнего сына, который, хоть и вернулся два года спустя, но неизлечимо больным туберкулезом. Эта же болезнь сведет в могилу и самого Платонова спустя 18 лет.
Во время [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Платонов с октября 1942 г – военный корреспондент. Однажды был контужен и всю ночь оставался под земляным завалом. Окончание войны Платонов встретил в Берлине. С фронта его привезли на носилках, еле живого, в конце 40-х гг. он уже редко выходил из дома. Умершего в 1951 году Андрея Платонова похоронили на Армянском кладбище Москвы.
Сообщение 2 ученика
В 1946 году на страницах журнала "Новый мир" публикуется произведение "Семья Иванова". 4 января 1947 года на страницах "Литературной газеты" появилась разгромная статья под названием "Клеветнический рассказ Платонова", в которой критик В. Ермилов охарактеризовал произведение как гнуснейшую клевету на советских людей, на советскую семью".. Такая убийственная официальная реакция лишила Платонова надежды на признание. Подобно другим «опальным» авторам, в конце 40-х годов он писал для детских журналов и издательств рассказы, переложения народных сказок.
«Вторая жизнь» Андрея Платонова началась через семь лет после его кончины. В 1964 году критик В. Ермилов признал в печати, что ошибся в оценке произведения. Однако по цензурным соображениям многие главные произведения писателя не печатались до конца 80-х гг., и только в эпоху «перестройки» в связи с острым общественным интересом к политической истории страны, к событиям 20–30-х гг. вновь вспомнили Платонова.
В 1989 г. в Москве состоялась первая международная конференция, посвященная творчеству писателя. В доме на Тверском бульваре в Москве, где жил Платонов, была установлена мемориальная доска.
3. Мотивация учебной деятельности.
Посмотрите на эти слайды и ответьте: что объединяет и что разъединяет эти фотографии. (изображены семьи, но в 1., во 2
- О чем же мы будем говорить на уроке?
О послевоенной жизни. О сложных человеческих взаимоотношениях. Тема семьи, родства, легко ли понимать в семейной жизни друг друга, почему происходят семейные ссоры, какова роль детей в семье.
- Попытайтесь сформулировать тему урока.
Чувство родственности, или «Нет ничего прекраснее, чем дети».
(Платонова всегда интересовала судьба детей. Возможно, любовь к детям досталась ему в наследство от отца или вынесена ещё из юности, когда он, старший, по-матерински заботился о своих сёстрах и братьях.      Способность детей поправить старших, потребность взрослых опереться на хрупкое детское плечо, сильное чувство родства и братства, особая сила слабости, одухотворённая детская теплота и нежность звучат в его произведениях.
- Как вы думаете, актуальна ли данная тема для нашего времени, для нас с вами?
4. Целеполагание.
А Платонов одним из первых серьезно заговорил о бедах войны, о травмах, которые она принесла, о детях, ставших до времени взрослыми, о неизбежном загублении человеческих душ.. Это и вызвало ненависть к А. Платонову, поэтому оказался в забвении.
- Почему в последующих публикациях произведение «Семья Ивановых» печатается под названием «Возвращение»?
- Как вы считаете, какое название больше подходит и почему
- Вы прочитали рассказ. Какие чувства вызвал у вас рассказ?
(грусть, боль, чувство сострадания, жаль героя, счастлив, что герой вернулся в семью)
- Какие ассоциации вызывает у вас название рассказа?
Слово возвращение имеет несколько значений:
Прямое значение слова (дом, любовь, семья, разлука, когда мы возвращаемся домой после долгой разлуки к своим родным, близким)
Переносное значение с понятием состояние души (возвращение к себе, когда душа человека начинает черстветь от грубости, от ран войны).
Вывод: Это путь домой после долгой разлуки, путь с войны, ожидание радости, любви и тревога о том, как произойдёт встреча.
В своих дневниковых записях Платонов пишет: « Одно из самых опасных для народа последствий войны – разрушение семьи. Где найти нравственную силу, которая сможет противостоять губительным страстям людей, и где находятся источники их истинной любви, которыми люди обмениваются в знак верности и взаимного чувства на всю жизнь
Преодолеть, простить недостатки друг друга нельзя, не имея чувства родственности
Надо относиться к людям по-отцовски». Платонов А.П. Государственный житель: Проза, письма. – М.: Советский писатель, 1988. – 608 с., с 580-587)
5. Реализация смысла. Обратимся к рассказу.
1). Фрагмент «Иванов и Маша»
- Какое значение имеет в рассказе описание природы? (найти в тесте учебника)
(этим объясняется взаимное притяжение героев, так как вдвоем не скучно ждать запоздавший поезд. И можно сказать, что героев сблизило то, что они были солдатами, которые возвращались домой)
-Что притягивало Иванова к Маше?.
(Герои одиноки. Оба чувствуют себя осиротевшими без армии. Иванову женщина в ватнике ему знакома. Оба боятся гражданской жизни. Они похожи и тянутся друг к другу
- Что значит армия для Маши и её отношение к гражданской жизни?
(Маша возвращается из армии домой, думает о новой гражданской жизни. Ещё недавно солдаты называли её "просторной" Машей (цитаты стр. 204). Маша боялась гражданской жизни, ей боязно ехать домой к родственникам, от которых она уже отвыкла. Для Маши, буквально сироты армия стала единственной семьёй.
- Что общего у Маши и Иванова? (Иванов и Маша боятся возвращения домой. Они не готовы к новой мирной жизни.
- Почему Иванов вышел с Машей? Почему откладывает час свидания с семьёй?
(Погулять на воле, путевой роман с малоизвестной спутницей оказался скоротечным, чувствует себя осиротевшими без армии: для Иванова армия, товарищи заменили семью).
Уезжает Иванов на 3-й день. Не отдавая себе отчёта, сошёл почему-то с поезда вместе с доверившей ему сердце Машей. Отложил радостный и тревожный час свидания с семьёй.
- Не вызывает ли поведение Иванова осуждение?
Вывод: Иванов боится возвращения домой. После отгремевших боёв нужно мужественно встретить последствия войны, тяготы первых лет новой жизни, нужно теперь за всё отвечать самому. Иванов к этому ещё не готов. Он не вспоминает ни жену, ни детей, ни дом. Авторская позиция не высказана прямо, она заложена в самой структуре рассказа, подсказывающей, что связь с Машей - распыление человека, а возвращение к семье - возрождение.
- Почему Платонов вводит образ поезда? Железнодорожного пути?
(Это обыкновенный поезд, который терпеливо ждут на платформе, который приходит из серого пространства и увозит героев в их сторону, на родину. Поезд словно мост через стихию, он возвращает героев с войны в мирную жизнь)
2) Встреча с родными.
Наш герой, Алексей Иванов приезжает домой на 6-й день.
- Как отца встречает сын? (холодно, приехал на 6 сутки, удивляется, что мало наград и у матери 2 медали по заслуге).
- Зачем Платонов дает описание Петра очень подробно? (Стр. 207 учебника)
(сыну шел уже 12 год, и отец не сразу узнал своего ребенка в серьезном подростке, который казался старше своего возраста, был малорослый, худощавый, но головастый, лобастый, лицо спокойное. Глаза смотрели сумрачно и недовольно, будто видели повсюду непорядок.
Он взял вещевой мешок отца и понес его домой. А отец пошел следом за ним.
- Почему отец называет сына по имени отчеству?
- Как встретился с женой?
(обнял, забытое тепло любимого человека)Что ей приходилось делать, когда он был на войне?
- Как встречает хозяина родной дом?
(Встреча с домом в его сердце поселяет "тихую радость" и "спокойное довольство "Верность" дома своему хозяину подчеркивается при помощи такой детали, как запах дома. Это помогает ему почувствовать себя родным среди своих, согревает душу. К этому дому как образу мира, любви, святости и стремился герой рассказа.
-Кто командует в доме?
(Эпизод про печку, про картошку. Отца кормить надо, он с войны пришел Мальчик рано повзрослел Я не серчаю, я по делу
- Значение имени Петр (камень, крепость, опора)?
- Что беспокоит Алексея?
(Странен и не совсем понятен был И.его родной дом. Жена была прежняя – с милым, застенчивым, хотя уже сильно утомленным лицом, и дети были те самые, что родились от него, только выросшие во время войны, как оно и быть должно. Что-то мешало И. почувствовать радость своего возвращения всем сердцем, - вероятно, он слишком отвык от домашней жизни и не смог сразу понять даже самых близких, родных людей. Иванов, отвыкший на фронте от всего, что не относилось к его непосредственному воинскому долгу, не может осознать, какая большая жизнь прожита Петрухой. А ведь он сохранил для него, отца, семью, возвращал мать к реальным заботам о себе, о детях, когда Любовь Васильевна "обмирала по мужу". Не зная, что у него вырос такой сын, Алексей теперь удивлялся его разуму. Устыдился своего равнодушия к сыну, чувствовал свою робость перед ним. Какая-то внутренняя преграда мешает Иванову не только понять Петрушку, но и жену, неожиданно заплакавшую на его руках дочку. Оттого-то он и задаёт неуместный в устах мужа и отца вопрос: "Как вы тут без меня жили?"
Алексей, порывисто собираясь навсегда бросить семью, как какую-то непригодную для него вещь, ненароком раздавил стекло керосиновой лампы, не задумываясь, что детские сердца еще более хрупкие, чем самое тонкое стекло.
- Сын за обедом говорит слова, от которых родители содрогнулись? (Хочу, чтобы вам больше досталось. Это ли не забота ребенка о своих родителях?)
- Какое чувство охватывает всех за первым общим обедом? (тихое счастье вместе сидящей за столом семьи. Об этом ,наверное, мечтал всю войну каждый из героев.)
3) Анализ эпизода «Ссора с женой»
- Почему при разговоре, когда жена говорит о своих чувствах, тоске, страданиях о нем, муж переводит разговор.
- Почему Петруша еще мальчик, но понимает мать больше, чем отец? И его слова у нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие? Что имел в виду Петруша, говоря эти слова? Почему заплакал?
(Они ждали отца, верили, что с его возвращение будет все хорошо, будет, кому о них заботиться)
Вывод: война внесла в семью трагедию. Петруша лишен детства, Настя не знает отца.
Душа Иванова никак не может оттаять, он берет на себя право судить своих близких, не думая о том, что им пришлось пережить
- Как ведет себя в ночной беседе Иванов с женой?
(Иванов ведёт себя как человек, стоящий на не очень нравственной позиции. Не желая идти следом за сердцем, Иванов бездушно судит Любу, пестует в душе гордыню и ложное чувство оскорблённого самолюбия, ложное потому, что сам грешен и боится в этом признаться. Он воспринимает всё случившееся с женой сердцем очерствелым, слепым. Искренняя правда любящей жены ему кажется ложью, а человеческая доброта видится голым расчётом).
- Почему Иванов решает уехать?
(Прибыв с войны в родной дом, в семью, главный герой столкнулся с нищетой, голодом. Искренняя правда любящей жены ему кажется ложью, а человеческая доброта видится голым расчётом. Вынужденное взросление детей кажется ему противоестественным, странным. Душа его покрылась толстой коростой самолюбования и себялюбия, усугублённых ревностью. Иванов испугался трудностей, он вспомнил женщину, с которой ему было тепло и уютно)
Автор с большим искусством передает чувства мужчины, у которого, с одной стороны, задето мужское самолюбие, разбужена ревность: его жена привечала другого мужчину, принимала его помощь и даже позволила ему поцеловать себя; в то же время он ощущает виноватым и себя – ведь он не сразу приехал к жене, а остался на два дня с Машей, и это чувство вины раздражает его, заставляет злиться на других и искать виновных.
От непонимания, от ослепления эгоизмом, от грубости в чувствах, от нравственной глухоты – один шаг к жестокому поступку и разрушению семьи, к обездоливанию детей. И Иванов делает этот шаг.
4) Просмотр фрагмента «Иванов в поезде»
- Кто помог возвратиться Иванову домой?
(Дети спасли семью, возвратили душевное зрение отцу, заставили его пойти следом за сердцем. В его душе прозрение и сердце обнажилось для любви к своим близким. Только теперь он смог преодолеть свое самолюбие и коснуться жизни «обнажившимся сердцем», в этот момент наступило духовное прозрение и состоялось настоящее возвращение Иванова к самому себе и к своему дому.
- Значит о каком возвращении говорит название рассказа?
(Автор имеет в виду возвращение героя к себе, к своей семье; ребёнок, ставший взрослым и мудрым, смог помирить взрослых людей, своих родителей, он нашёл в себе силы понять отца и простить его; гармонию восстановила любовь).
Песня «По высокой траве»
6. Итог урока: Так Платонов правдивой художественностью рассказа «Возвращение» помогает понять нам, что нравственная сила, которая сможет противостоять губительным страстям людей, спасти семью от разрушения и источники их истинной любви, которыми люди обмениваются в знак верности и взаимного чувства на всю жизнь находятся в обнажившемся для восприятия чужой боли или радости, как своих собственных, сердце человека. Семья – главное для героев, ее опора, надежность, в ней спасение от одиночества.
Частный семейный конфликт А. Платонову удаётся возвести в степень широчайшего обобщения, драму двух любящих людей раскрыть как человеческую трагедию. Ибо за семьёй Ивановых (недаром у них такая самая типичная русская фамилия) стоит война, сотворившая столько горя. Сколько таких узелков понавязала, во скольких семьях вспыхивал подобный бунт самолюбия. За драмой Алексея и Любы приоткрываются и трудности возвращения к новой послевоенной жизни, которая не может быть столь безоблачной, какой она представлялась герою, какой она была показана в предыдущей литературе.
7. Рефлексия:
- Сегодня на уроке я
- Свою работу на уроке я оцениваю как
- Содержание урока было для меня
- Особенно значимым для меня был
8. Домашнее задание
- прогнозирование «Как сложится судьба героев (за рамками рассказа);
- письмо герою (Иванову, Петрушке);
- эссе «Мои мысли, чувства по прочтении рассказа «Возвращение»



15