Конспект урока по литературе на тему Нет никого ближе и роднее матери (11 класс)

« Нет никого ближе и роднее матери»

Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет,
и долголетен будеше
на земле.
(пятая заповедь Божья)
Есть на свете удивительное существо, перед
которым мы в вечном долгу
М.Горький
Цели урока:
Метапредметные:
1.Формирование представлений о нравственности: добре, чуткости, отзывчивости, милосердии.
2.Раскрытие духовно-нравственных ценностей, по которым живут герои.
3. Осмысление нравственных проблем современной действительности на основе анализа произведений.
Обучающие:
Формировать:
1.навыки самостоятельного анализа текста;
2.умение высказывать свое отношение к прочитанному;
3.умение выделять наиболее важные качества в человеке
4.способности раскрывать положительные и отрицательные черты характера героев.
Воспитательные:
1.Учить заботиться о тех, кто дорог
2.Формировать способность быть заботливыми, внимательными и благодарными детьми.

Вступительное слово учителя.
Стихотворение «Заболела мать» По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.
Письма были, только очень редко,
И тогда, не замечая нас,
Все ходила и шептала:
«Детки, вам ко мне собраться хоть бы раз».
Ваша мать согнулась, поседела,
Что поделать? Старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у нашего стола.
Вы под этот стол пешком ходили,
В праздник песни пели до зари,
А теперь разъехались, уплыли
Вот попробуй всех вас собери!
Заболела мать! И той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
«Дети! Срочно! Дети! Очень срочно!
Приезжайте – заболела мать»
Из Одессы, Таллина, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко –
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь .
Почему же дали вы разлуке
Между вами так надолго встать?
Мать ждала вас в бури, снегопады
В тягостной бессоннице ночей.
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?
Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте! Пока у вас есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!
- Какие проблемы поднимает автор стихотворения? (нравственные проблемы: отцы и дети, любовь, внимание к родителям, отношение детей к родителям, чуткость, милосердие, заставляют задуматься о доброте
- Что обозначает слово «нравственность»? В толковом словаре В. Даля и Ожегова записано: (учащиеся находят значение слова)
Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определённые этими качествами. (Ожегов)
- Какие же понятия включает в себя нравственность?
(Доброта, чуткость, милосердие, сострадание, совесть, отзывчивость, честность, справедливость).
- Вспомните произведения, которые поднимают нравственные проблемы. ( «Последний срок» В. Распутина, «Юшка» А. Платонова, «Телеграмма» К. Паустовского )
- Что общего между этими рассказами? (Они заставляют задуматься о взаимоотношениях детей к родителям, о доброте, чуткости, о любви к близким, учат быть неравнодушными)
-Сформулируйте тему нашего урока
- Тему я обозначила словами «Нет никого ближе и роднее матери».
- Кто из героев и когда произносит эти слова? (Настя, когда узнает, что мать умирает)
- Какую нравственную проблему будем исследовать на уроке? (Как в отношении к матери раскрываются нравственные качества детей?)
- Вы получали когда-нибудь телеграммы? Представьте такой момент. Что бы вы испытали в подобной ситуации? (Когда не ждёшь никаких вестей, то первое чувство – тревога, беспокойство)
- Какую роль играют телеграммы в произведениях? (крик души-беда, что-то случилось)
- Как отреагировали их получатели? ()
- А может быть телеграмма адресована нам?(автор обращается к нам этим рассказом).
Учитель: -Очень жаль, что в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях. Поэтому пусть ваши раскаяния будут вовремя. Ведь Паустовский посылает телеграмму и нам. Это и нам предупреждение: не забывать о близких, которые нуждаются в нас , пока не поздно.
- Какой образ является центральным в каждом произведении? (образ матери)
Работа в группах. Во время работы на лист записываете качества характера героя.
( Задание на слайде и раздается детям по группам). Подготовить связный рассказ об одном из героев.

Задание 1: Образ Катерины Петровны. Группа 1.
- "Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково ее душевное состояние? Чем она живет?
-Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее - известный художник, дом "мемориальный", она "последняя обитательница" его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго - французского писателя. Добрая - страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра.( одинока, разочарована, душевная боль, на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери).
Нравственные качества: (Любовь, Забота, Доброта, чуткость, милосердие, сострадание, совесть, отзывчивость
. Группа 2.Образ Анны Степановны.
- "Что вы узнали об обитательнице дома Анне Степановне? Как ей живется? Каково ее душевное состояние? Чем она живет?
- Почему так ждала своих взрослых детей старуха Анна?
(Словно сама материнская любовь выпросила у неизбежного короткую отсрочку, чтобы напутствовать и благословить близких на дальнейший путь по жизни: «Не иначе как человеку уж после, как он помрет, последняя радость дадена: ишо раз поглядеть, чё он от себя оставил, об чем его сердце болело».)
(Последние дни старухи Анны заполнены размышлениями о прожитом. В биографии героини безоблачно – праздничного очень мало, а трудного до горького невпроворот; «Всегда одно и то же: теребили с чем-нибудь ребятишки, кричала скотина, ждал огород, а еще работа в поле, в лесу, в колхозе – вечная круговерть, в которой ей некогда было вздохнуть и оглядеться по сторонам». Но даже на смертном одре она устремлена к живому, к тому, что останется после нее. Все мечты героини о том, чтобы между сыновьями и дочерьми царило согласие. Мать не в состоянии осудить их даже тогда, когда они явно того заслуживают. Она может их только жалеть, хотя «почему жалела, она и сама не знала, не умела понять».)
Задание 2: образу Насти. Группа 1.
-Что мы узнаем о жизни и занятии Насти?
Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников; много работы, устраивает выставки. В почтовых переводах одни и те же слова: столько дел, что нет времени не то, что приехать, даже письмо написать настоящее. Один раз в два-три месяца шлет перевод на 200 рублей; последний раз приезжала три года назад..
(Спрятала в сумочку письмо; раз пишет – значит жива).
-Какой разоблачительный эпитет подбирает автор для описания Насти? (Холодные глаза – о жестоком сердце).
- Где работает Настя?
( “После работы Насте надо было пойти в мастерскую молодого скульптора Тимофеева, посмотреть, как он живет, чтобы доложить об этом правлению Союза. Тимофеев жаловался, что его затирают, не дают развернуться”.
И она ему готова помочь?
-Ну что ж, будем драться вместе. Она ушла с твердым намерением вырвать во что бы то ни стало этого талантливого человека из безызвестности. В Союзе художников долго говорила, доказывала, что необходимо устраивать выставку.)
-Бескорыстна ли она в своей помощи? (Карьеристка. Началось обсуждение, говорили о внимании к человеку, незаслуженно забытому художнику. Этой выставкой целиком обязаны Анастасии Семеновне, ей аплодировали).
-Очень странно ,что такая равнодушная к матери Настя сумела понять строптивого художника.
-Почувствовала ли Настя укор Гоголя?-Пробудилась ли совесть Насти? Показать динамику пробуждения.
(Быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила “ненаглядная моя” - заплакала; поняла, что ее никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию – лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала).
Настя прозрела, поняла, что неправильно относилась к матери, в ней проснулась совесть, понимание того, что она никогда уже не увидит мать.
-Найдите по толковым словарям, что означает слово «совесть»?(Чувство моральной ответственности за свое поведение)
-Имя «Настя»(греч.)-воскрешающая,поэтому хочется верить ,что она изменится.
-Действительно, мать могла бы успокоить, простить, но ее нет, и теперь до конца жизни она будет испытывать чувство вины. Оказывается, что к тому, кто был и ,кажется, всегда будет, можно не успеть, не сказать самое главное.
-Какую библейскую заповедь нарушила Настя? (пятую)
Обратимся к эпиграфу урока. Как понимаете?
- Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:
Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Эту-то опору в жизни и потеряла Настя. Так какие же качества характера мы увидели у Насти?(приколоть на доску)(Черствость, равнодушие, бессердечность, эгоизм, показная доброта, тщеславие ,фальшивость.)
Не уделила должного внимания матери Настя. Но мир не без добрых людей. И такие рядом оказались. Кто это?

Нравственные качества:
-Настя- беззаботность,. фальшь и предательство, тщеславие и эгоизм. Черствость, равнодушие, бессердечность, показная доброта.) совесть, чувство вины,

Группа 2. – дети Анны Степановны.
-С какой целью приехали Люся, Илья, Варвара?
(Дети спешат по первому зову на похороны матери).
- Что вам бросилось в глаза во время встречи братьев и сестер?
-Что позволяет читателю усомниться в предельной искренности их чувств?
- Какие конкретно поступки говорят нам о том. что это дети лишь пытаются соблюсти приличия, а на самом деле их души черствы?
Дети скорее выполняют условный ритуал. Они приехали на похороны. У них скорбный вид. Варвара с порога кидается голосить по матери. Они спешат её похоронить, поскорее покончить и разъехаться. Люська шьет траурное платье при живой матери, братья покупают водку, только что могилу постеснялись копать.
( «Напоминание об умирающей матери не отпускало, но сильно и не мучило их: то, что надо было сделать, они сделали – один дал известие, другой приехал, и вот водку вместе принесли – все остальное зависело от самой матери или от кого-то там еще, но не от них – не копать же в самом деле могилу неготовому человеку!»)
Когда мать захотела каши, все сестры разом кинулись её готовить, для них это как последняя просьба умирающей. Выздоровление матери вызывает у детей скорее недоумение, замешательство, досаду, что их зря потревожили. чем радость. А в конце и раздражение, что же она не умирает никак. Раздражение оттого, что мать как бы нарушила их планы. Вот если бы они на похороны приехали, это по делу. А так - только время зря тратят.)
- Расскажите о каждом, отобрав эпизоды, ярко раскрывающие особенности характеров героев.
-Как ведут себя дети?
(Перебранки между сестрами, разгоряченные водкой голоса братьев – вот тот аккомпанемент, что сопровождает закатные часы главной героини. Илья и Люся словно соревнуются друг с другом в нравственной тупости и глухоте, поочередно совершая предательство матери)
(Из всех детей только Михаил оказался в состоянии понять происходящее с матерью. Акт его жестокого милосердия: «Не приедет ваша Таньчора, и нечего ее ждать. Я ей телеграмму отбил, чтобы не приезжала», - продиктован желанием помочь матери, облегчить ее страдания. Что делать, если путь в данной ситуации только один, вот этот!)
- Почему Таньчора, которая «больше всех маяла старухино сердце, не давая ему покоя ни днем, ни ночью», так и не приехала?
(Может быть, автор намеренно воздерживается от комментирования происходящего, предоставляя нам, читателям, право делать свои выводы и заключения. Может быть, судьба как раз и уберегла Анну Степановну от этой встречи, этого самого большого ее возможного разочарования.)
Нравственные качества:
черствость, ненависть, холодность, нравственная глухота
Задание 3: Группа 1. Тихон, Манюшка, молодая учительница
-Тихон в отличие от Насти проявил настоящую человечность, чуткость, заботу и преподнес урок нравственности Манюшке.»Не будь пустельгой! За добро плати добром.» ". Что значит "пустельгой?(на слайде)
Пустельга – 1. Хищная птица из семейства соколиных.
2. Легкомысленный, пустой человек (разг. неодобр.).
-Сторож Тихон помогает старой женщине :рубит, пилит, колет старые деревья на дрова. Тоже не умеет красиво говорить. Но, пожалев Катерину Петровну, дает телеграмму Насте. Не дождавшись ответа, совершает подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери.
-Почему он решился на обман? (чтобы поддержать ее, утешить, смягчить горечь одиночества и последние мгновения жизни).
Две телеграммы: настоящая и мнимая, в обеих- большая душа простого человека, отнюдь не родного Катерине Петровне, но в какой-то мере более человечного, чем ее родная дочь. Сущность человека проявляется в его поступках. Как вы оцениваете Тихона? -качества характера Тихона) человечность, чуткость, заботу, За добро плати добром, ложь во спасение, во благо
Вместе с Тихоном рядом с Катериной Петровной находилась девочка Манюшка. Она занимала то место ,которое должна занимать дочь Настя.
-Манюшка - дочь колхозного сапожника - прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на старом диване. По речи видно, что она не очень грамотная, простая девочка, но понимает, что человек в беде - надо помогать
-. Девочка окружает одинокую старушку теплом и заботой. Милосердие и сострадание проявляются у маленькой девочки в большей степени ,чем у дочери.
-Меня до глубины души тронул эпизод, когда Манюшка относила письмо на почту(зачитывает) «Жестяная пустота» в почтовом ящике имеет многозначительный смысл: такая же пустота на душе у Катерины Петровны. Очень жаль девочке эту старую одинокую женщину, Она напугана смертью, трясется ,но на похоронах несет крышку гроба,
- Как видим, автор показывает доброе отношение Манюшки к Катерине Петровне через ее поступки.
Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя. А что же родная дочь?(Она забыла о матери )
Милосердие и сострадание
-А для чего, по-вашему, вводится в рассказ образ молодой учительницы?
- Я думаю, что этот образ противопоставлен образу Насти. Ведь учительница сразу вспомнила про мать, которая осталась в городе.
- Мне кажется, что сердце у нее доброе, ведь она не знала Катерину Петровну, а пошла за гробом, потом, во время похорон, поцеловала "высохшую желтую руку" покойной.
- А почему она сделала это?
- Она, видимо, поняла весь ужас одиночества этой женщины, почувствовала какую-то вину перед ней, понимая, что все молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания.
-Наверное, молоденькая учительница лучше Насти понимает это и, может быть, воспитает и своих учеников добрыми, отзывчивыми людьми.
-Писатель как бы предупреждает эту учительницу: будь внимательна к своей матери.
-И, я уверена, что от нас с вами тоже зависит, чтобы таких Катерин на Земле стало меньше. У вас есть тоже бабушки, прабабушки, дедушки. А как часто вы звоните им, коротаете вечера за чашкой чая, посвящаете свое время им, тем, кто дарил и дарит вам свою любовь просто за то, что вы есть, за то, что вы родные им люди?

Группа 2: (Анна и Мирониха)
Подведем итог: - Давайте вернемся к схемам, на которых вы разместили слова, обозначающие общечеловеческие ценности в каждом герое. И может быть, Паустовский смог помочь нам заглянуть в самих себя, и что-то в вашем миропонимании, мироощущении изменилось? Попробуйте определить место перечисленных ценностей в вашей жизни

Группа 1: - Как вами понят смысл названия произведения? « последний срок», зачем он отпущен главной героине? Кому и для чего предоставлен последний срок? (ответы)
Группа 2: Как вами понят смысл названия произведения? «Телеграмма»
- Если поменять местами названия в произведениях? Изменится ли главный смысл в произведении? (Все дело не в названии, а в идее, проблеме произведения).


-Какую телеграмму написали бы вы Насте, Татьяне?(учащиеся пишут на бланках телеграммы Насте)
(-Настя, желаю тебе обрести человечность.
-Настя, одумайся! Нельзя так поступать! Ведь мама у тебя одна!
-Настя, желаю, чтоб душа твоя оттаяла .
-Эх ты, сорока. Мне тебя жаль.
- Настя, поздно ты поняла свою ошибку. Не дай бог, чтобы с тобой произошло то же самое.
-Пустельга. То, что совершила ты – неисправимо.

Рефлексия
- Урок помог задуматься
( о том, как страшно потерять маму;
об одиночестве, доброте и милосердии
о человечности, об отношении к маме
о моих родных
о том, какой ценой Настя расплатилась за свой эгоизм
почему Настя не поняла, что не деньги были нужны её маме.)
- Что я услышал(а) в телеграмме?
- ( нельзя быть таким бесчеловечным, как Настя
- нужно заботиться о маме
- я многого не знаю, но я никогда не поступлю так, как Настя
- старые люди нуждаются в нашей поддержке
- я очень люблю свою маму и боюсь её потерять
- нельзя совершать такие ошибки, которые исправить невозможно
- я никогда не стану «сорокой» и «пустельгой»)

Домашнее задание: Написать сочинение на тему: «За добро плати добром», «Кому и для чего отпущен последний срок?», «Не будь пустельгой», «Нет никого ближе и роднее матери»
Заключительное слово учителя.
Скоро праздник – День Матери. Поздравьте своих мам, бабушек, тетушек с праздником, подарите что-нибудь. Мне очень хочется, чтобы вы чаще говорили своим мамам о том, что вы их любите. Загляните в мамины глаза, может, ей сейчас так необходимо ваше понимание, забота, ваше тепло и участие.
Я думаю, у вас остались после урока «зарубки на сердце». И есть большое желание стать настоящими людьми, готовность пройти самое главное испытание – испытание на истинную человечность. Благодаря Паустовскому каждый сумел заглянуть в себя и задаться вопросом: «А я-то не пустельга?» и получить незабываемый урок нравственности.
И в заключении послушайте песню «Мама» в исполнении группы «Белый день» .(На презентации слайды фотографий учащихся с мамами).
Пусть телеграмма Паустовского поможет Вам избежать ошибок по отношению к близким и родным людям. Я желаю, чтоб в вашей жизни никогда не было телеграмм – предостережений.
Помните! Никого нет ближе и роднее матери!



































Нравственные качества
Герои
Положительные
Отрицательные

Екатерина Петровна








Анна Степановна








Настя









Люся
Варвара
Илья
Михаил
Таньчора








Тихон
Манюшка
Учительница









Мирониха
Наташа






















Рисунок 615