Урок по географии Мой Пермский край (в рамках празднования 10- летия обьединения Пермского края)


Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Специальное учебно-воспитательное учреждение
для обучающихся с девиантным
(общественно-опасным) поведением "Уральское подворье" г.Перми
Урок географии по теме «Мой Пермский край»
8-й класс
(в рамках празднования 10-летия образования Пермского края)

Разработала: учитель географии
I квалификационной категории
Абдалова Ильсияр Ханифовна
декабрь 2015 года
Цель: изучить особенности географического положения Пермского края, создать условия для «погружения» в богатую, разнообразную природную среду родного края.
Задачи: Обучающая: Формировать у учащихся знания об особенностях географического положения Пермского края
Развивающая: Развивать познавательный интерес к предмету, географическое мышление, формировать навыки определения географического положения территории. Развивать навыки работы с физическими и контурными картами края.
Воспитательная: Воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: мультимедиа проектор, пазлы, компьютер, презентация, физическая карта России и Пермского края,
Тип урока: урок рефлексия
Ход урока:
Учитель: Доброе утро пермяки! Доброе утро Пермский край!
Учитель читает стихотворение:
Пермский край - заповедные горы,Пермский край - вековая тайга,Реки стекаются в Камское море,По берегам - заливные луга,Под землёй -рудники, сталактиты,В земляничных угодьях леса,-Сквозь расстояния, словно магнитом,Тянет сурового края краса! (слайд №1)
Вопрос: О чём это стихотворение? А почему я, начала урок с этого стиха?
Учащиеся: 1 декабря - день рождение Пермского края, ему исполнилось 10 лет!
Учитель:
Вопрос: Когда был образован?
Учащиеся: Он образован 1 декабря 2005 года в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в соответствии с результатами референдума, проведённого 7 декабря 2003 года.(слайд №2)
Вопрос: Как вы думаете, что будем изучать сегодня на уроке?
Учащиеся: Будем изучать наш Пермский край.
Учитель: Цель нашего урока изучить особенности географического положения родного края, нашей малой Родины, которую мы должны любить и знать.
А насколько вы хорошо знаете свой край, мы узнаем.
У каждого государства, страны, области, города есть своя символика.
Вопрос: Какая?
Учащиеся: Герб, флаг, гимн
Учитель:
Вопрос: Какой герб наш? (слайд №3)
1 символика: Герб представляет собой изображение серебряного медведя, идущего вправо, помещённого на червлёном (красном) геральдическом щите; на его спине Евангелие означающие: первое – дикость нравов обитавших жителей, а второе – просвещение через принятие Христианского закона».
Вопрос: А какой флаг Пермского края? (слайд №4)
2символика: В композиции флага объединены цвета России и Урала. На флаге 3 цвета
одновременно повторяют цветовую гамму флага Российской Федерации.
Белый - символ чистоты, добра, во флаге он отражает мирный быт и чистоту помыслов жителей области.
Синий - символ красоты, мягкости и теплоты человеческих отношений и символизирует обширные водные просторы Камы, многочисленных рек и озер области.
Красный - символ храбрости
Третья символика: ГИМН (звучит гимн Пермского края)
Учитель: Ребята, нашу работу мы начнем с не совсем обычного задания. Я предлагаю вам собрать пазлы нашего края.
Задание №1: Дети собирают пазлы Пермского края (слайд №5)
Задание №2: На столах атласы, контурные карты Вам нужно отметить с кем граничит Пермский край на севере, западе, востоке, юге. А также отметить главный город края.
Учитель: Давайте проверим, правильно ли вы сделали? (слайд №6)
Пермский край занимает территорию более 160 тысяч квадратных километров (больше, чем территория всей Греции), с севера на юг область протянулась на 645 км, а с запада на восток – на 420 км (слайд №7)
Учитель: Выгодное ли географическое положение нашего края?
Учащиеся: Да, выгодное. В нашем крае разнообразые природные условия и полезные ископаемые.
Учитель: В крае 205 месторождений нефти и газа, из них разрабатываются 89 нефтяных месторождений, 3 газовых и 18 газонефтяных 8 месторождений россыпных алмазов, 17 месторождений и отдельных россыпей золотоносных руд, поделочные камни (селенит), золото и платина, хромовые руды, металлургическое и цементное сырьё, карбонатное сырьё.
Выгодное географическое положение определяет полноценную структуру транспортной системы Пермского края. Находясь в центральной части России, регион является составной частью важнейшего транспортного коридора Европа – Азия. На территории края пересекаются трансконтинентальные железнодорожные, автомобильные и воздушные линии, находятся четыре самых восточных порта единой глубоководной системы европейской части России, обеспечивающих выход в Северную и Южную Европу. 
Территорию края пересекают две железнородорожных магистрали трансконтинентального значения: Транссибирская (Москва – Владивосток) и Москва – Омск, а также дороги, дающие дополнительный выход вСвердловскую и Челябинскую области
Река Кама обеспечивает связь региона с пятью морями – Каспийским, Азовским, Чёрным, Балтийским и Белым. В крае действуют также 4 речных порта: Пермь, Левшино, Чайковский, Березники.
По территории края проходит основная автомобильная федеральная трасса.
Учитель: Столица Пермского края - город Пермь (слайд №8)
Вопрос: Почему Пермь имеет такое название? (название Перми происходит от коми слова “парма” - возвышенная местность, поросшая елью)
Учитель:
Вопрос: Кто основатель города? (слайд №9)
Учащиеся: Татищев Василий Никитич (слайд №10)
Учитель: А ещё, большой вклад внесли знаменитые люди Пермкого края.
Задание №3: Учащиеся отгадывают ребусы.
Учитель:
Вопрос: Кто является главным в нашей стране? (президент - В.В. Путин)
Вопрос: Ктоявляется главным в городе Перми? (мэр - И. Сапко)
Вопрос: Кто является главным в Пермском крае? (губернатор В.Ф.Басаргин)
(Слайд №11)
Большую работу проводит в крае наш губернатор. Строит дороги, детские сады, ремонтирует школы. В 2015 году по инициативе губернатора Виктора Фёдоровича Басаргина был издан учебник «Мой Пермский край»
Вопрос: С чего начинался наш город? (Слайд №12)
Учащиеся отгадывают ребус реки Егошиха.
Реки Пермского края относятся к бассейну реки Камы, крупнейшего левого притока Волги. В Пермском крае более 29 тысяч рек общей длиной свыше 90 тысяч километров (слайд №13)
Вопрос: Почему Кама имеет такое название?
Учитель:
О происхождении главной водной артерии Пермского края реки Камы в легенде говорится, что однажды все лето лил дождь, и не было ни одного солнечного дня. Реки все разлились, берега у них обвалились, а земля стала жидкой. Люди, животные и звери спасались на высоких горах. Только Кама-богатырь (мифологический герой коми-пермяцкого) народа мог передвигаться по залитой водой местности. Он обошел все окрестности и обнаружил, что течение рек перекрыто рухнувшей от размыва горой. Богатырь заарканил огромный камень, протащил через запруду, как плугом вспахав землю. Образовалось новое русло, в него хлынула вода и появилась новая река могучая Кама, названная так по имени богатыря.
Крупнейшие из них:Кама,Чусовая,Сылва,Вишера , Колва,Яйва ,Косьва ,Коса ,Иньва,Обва. Многие из них имеют окончание  «ва». «Ва» в переводе с коми – пермяцкого означает «вода».
Задание №4: Запишите в таблицу название рек Пермского края с коми – пермяцким названием «ва». Во время работы учащихся звучит славянская песня «Река» (слайд №14)
Давайте проверим, правильно ли вы заполнили таблицу (слайд №15)
Вопрос: Что давала река людям? (воду, питьё, дорогу, рыбу и т.д.)
Учитель: А ещё там строились насёлённые пункты.
В Пермском крае 25 городов, 56 посёлков городского типа, 4085 сельских населённых пунктов.
Задание №5: Отгадайте города, посёлки, сёла Пермского края.
Самый старинный город Пермского края – (Чердынь); слайд№16
Город – «насекомое» (Оса); слайд№17
В этом городе добывают то, без чего не садятся за стол? (Соликамск); слайд№18
Город-столица воздухоплавания, здесь проходит фестиваль «Небесная ярмарка» (Кунгур); слайд№19
Город-столица леса (Кудымкар); слайд№20
Посёлок в Пермском крае – столица русского самовара (Суксун); слайд№21
Село – медовая столица Прикамья (Уинское); слайд№22
Учащиеся: доклады детей о городе Кунгур и село Уинское.
Учитель: Ребята, в этом году впервые новогодняя ёлка будет украшена гербами городов Пермского края
Рефлексия:Выгодное ли географическое положение Пермского края?
Почему урок был посвящён Пермскому краю?
Подведение итогов урока: В день рождения принято дарить сладкие подарки. За активную работу, за ваши знания, любовь к родному краю в конце урока, мне бы хотелось угостить вас конфетами нашей Пермской Кондитерской фабрики.