Статья Приобщение молодежи к духовным и историческим ценностям


ПРИОБЩЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К ДУХОВНЫМ И ИСТОРИЧЕСКИМ
ЦЕННОСТЯМ
В последние годы в условиях роста национального самосознания, возрождения культурных и духовных традиций, языка возникает необходимость более глубокого знакомства школьников с духовными ценностями своего народа, с его национальной культурой, обычаями и традициями. Следовать принципу уважения к языкам и культуре всех народов - это одна из основ политики государства по укреплению гражданского мира и согласия в обществе. Глава нашего государства призвал скрепить узы дружбы, усилить взаимодействие всех этнических групп страны во имя мира и согласия в нашем общем доме.
Каждое поколение выполняет миссию, предназначенную именно ему, т. к. любое поколение, являясь духовным мостом между прошлым и будущим, несет на себе груз прошлых веков. Обязанность живущих на земле людей - передать будущему поколению все духовные ценности, не растеряв ничего.
 Национальные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания. Образовательное пространство многих регионов функционирует в полиэтнической среде и характеризуется многонациональным составом учащихся. В таких условиях необходимо обращение к духовному богатству различных культур, национальным традициям, которые, несмотря на имеющиеся отличия, имеют единую нравственную основу. Каждый ребенок должен стать человеком, знающим свои корни, любящим свой родной край. В дальнейшем силой этой любви определится мера их способности трудиться, защищать свою Родину. C этой целью был проведен классный час «Традиции и культура народов Дагестана», «Горный Дагестан».Изменения в обществе тяжело переживаются взрослым поколением. Это оказывает влияние и на молодое поколение. Дети стремятся к самоутверждению и проявлению индивидуальности. Наша задача - воспитать учащихся высоконравственных, духовно богатых, способных стремиться к доброумному бытию, обладающих чувством гражданского долга и любовью к Родине. Такой личностью может быть только человек с чувством национального достоинства, опирающийся на национальные идеалы, способный прикоснуться к идее о высшем смысле жизни. Достичь этого можно лишь узнав и полюбив страну, ее язык, традиции, ритуалы, обычаи. 
Духовные ценности человека свидетельствуют о его высшем уровне развития, о личностной зрелости. По своей природе сама духовность является не сколько структурой, а способом человеческого существования, включающего в себя ответственность и свободу.
Именно эти ценности помогают каждой личности вырваться из среды изолированности, ограниченной лишь материальными потребностями. Благодаря им человек становится частью созидательной энергии высших сил. Он способен выйти за пределы собственного внутреннего «Я», открывшись во взаимосвязи с миром на более высшем уровне развития.
Важно отметить, что духовные ценности мотивируют человека на совершение определенных поступков, кардинально отличающихся от обычных, приземленных. Помимо этого, они выступают некой предпосылкой ответственности, даруя личностную свободу, безграничность.
Виды духовных ценностей1. Смысложизненные ценности являются идеалами, основным жизненным ориентиром, связывающим мироздание личности с обесчеловечим бытием. Они несут сугубо индивидуальный характер, как для самого человека, так и для истории каждой культуры. Главными понятиями, присущих этому виду, есть жизнь и смерть, противостояние добра и зла, мира и войны. Прошлое, память, будущее, время, настоящее, вечность — именно такие мировоззренческие ценности подвергаются осмыслению личностью. Они формируют представление о мире в целом, что, несомненно, свойственно каждой культуре. Кроме того, такие мировозренческо-философские ценности помогают определить отношение каждого из нас к окружающим, о месте в этом мире. Представления об индивидуальности, свободе, гуманизме и творчестве помогают нам в этом. Стоит отметить, что именно они граничат с ценностями, относящимися ко второму виду.
2. Нравственные относятся к тем духовным ценностям, что помогают личности регулировать ее отношения с людьми с точки зрения вечной борьбы между сущих и должных поступков, понятий. Данная категория ценностей связана с такими неписаными законами как: запреты, принципы, нормы, предписания. Основными здесь являются добро и зло. Представление человека о них определяет, в первую очередь, трактовку им следующих ценностей: достоинства, человечности, справедливости и милосердия. Именно с их помощью человек способен видеть себя частью всего человечества. Благодаря этим понятиям формулируется главное, «золотое», правило нравственности : «Поступай с другими так, как хотел бы, чтоб поступали по отношению к тебе». Нравственные ценности регулируют отношения между сообществами, группами людей и также включает в себя следующие понятия как, добросовестность; верность; патриотизм; долг; честь; коллективизм; трудолюбие; вежливость; такт.3. Эстетические ценности, связанные с созданием гармонии, ее выявлением. Ощущение психологического комфорта наступает именно тогда, когда индивиду удается наладить отношения с миром, с окружающими и с самим собой. Эта категория духовных ценностей играет немаловажную роль в жизни человека, потому как они тесно связаны с его эмоциональной культурой, способностью к переживаниям сильного характера, умением ощущать различные оттенки чувств и настроения. Эстетические ценности составляют представления о целостности, совершенстве и включают в себя: комическое, прекрасное, трагическое и возвышенное.
Духовные и моральные ценности
Моральные ценности — это совокупность норм, образующих нравственный кодекс каждого человека. Они наряду с духовными образуют основу общества. Так, ценности духовного характера являют собой измерение жизни не количеством новых материальных приобретений и денежной суммы в кошельке, а моральные — принципы, являющиеся для личности основополагающими в любой ситуации. Их она не нарушит ни при каких обстоятельствах.
Становление и развитие духовных ценностей должны начаться с формирования концепции духовного оздоровления молодежи и формирования духовно-нравственного климата в обществе, по следующим основным направлениям: 
1. Духовное и нравственное состояние общества. Воспитание чувства любви к своей большой и малой Родине, национальной гордости, гражданской ответственности. Ибо без ощущения национальной принадлежности, без чувства патриотизма человек ущербен: если в душе нет земной Родины, через которую открывается история и вечность, то не существует инстанции ответственности, долга и совести.
 2. Культ семьи и здорового образа жизни - именно ценностной ориентации в семье, ибо ошибочно думать, что для укрепления семьи достаточно повысить материальный уровень жизни. 
3. Сохранение и воссоздание исторических традиций. Восстановление общенациональной самоидентификации возможно только на основе базовых ценностей и жизненно важных традиций казахской национальной культуры. Необходима целенаправленная деятельность государственных и общественных институтов в воссоздании казахских духовных, религиозных, нравственных, общественных, государственных, семейных традиций. Новая власть в новую эпоху призвана осознать, что религия играет огромную роль в оздоровлении общества. 
4. Сохранение и воссоздание культурного достояния. Культура должна существовать не на остаточном принципе, ибо культурные достижения являются смыслом и оправданием существования цивилизации. Необходимо повышать статус культурного наследия и культурного творчества. Восстановление традиционной духовности и культуры возвращает народ к своим национальным архетипам- пробуждает великие таланты великого народа и присущую ему историческую активность. 
5. Восстановление общенационального единства - преодоление разобщения власти и общества, интеллигенции и власти, элиты и общества, преодоление идейного антагонизма и корпоративных дрязг в элите и в среде интеллигенции культивированием общенациональных целей и объединяющих идеалов; преодоление денационализации одних и маргинализации других групп интеллигенции вовлечением в осуществление общенациональных программ; преодоление тенденций сепаратизма и национализма путем осознания исторического предназначения нации.  Сегодня перед обществом ставится задача возрождения духовности. Вопросы интеллектуального, эстетического, трудового, физического, духовно-нравственного воспитания приобретают особую актуальность. Человек познает идеи и идеалы, языки и нормы поведения. Это приводит его к осмыслению и восприятию духовно-нравственных принципов, идей добра, красоты, блага, истины, справедливости. 
Ценностные ориентации, заложенные в основе нравственного воспитания, позволяют формировать личность, которая является носителем общечеловеческой духовной культуры. Именно такая личность будет готова к построению и творческому преобразованию социальной действительности. 
Система образования должна быть построена на нравственных началах и основана на духовных ценностях. Необходимо прививать интерес к хорошей литературе, развивающей духовно-нравственные качества личности.
«Как это важно - раскрыть в ребенке его способности, чтобы он нашел путь к себе, поверил в собственные силы, в свое предначертание! Чтобы он уважал себя, жил в ладу со своей совестью и твердо знал, чем чреваты для него любые неправедные поступки. Чтобы доброта и любовь шли от сердца к сердцу, создавая в мире ауру любви и милосердия. И тогда ни у кого не повернется язык назвать страну нынешних мальчишек и девчонок краем нереализованных возможностей». В контексте сегодняшнего дня, когда нравственные устои современного общества, к сожалению, несколько пошатнулись, я думаю, не лишним будет воскрешение в нашем сознании таких понятий, как «самоотверженность», «беззаветность», «жертвенность», «подвижничество». 
Нравственность давно стала необязательным дополнением современных концепций развития человека. Понятие добра и зла в деле воспитания свелись к простой идее сохранения жизни человека как биологического и социального явления. Нравственный закон оказывается лишь одним из средств обеспечения безопасности жизнедеятельности биосоциальных организмов. 
В процессе становления личности важную роль играет способность взглянуть на себя пытливо и критически и на высоком уровне требовательности оценить себя. «Кто я? Каков я? Что я могу?» - спрашивает себя ребенок. Оценка самого себя - это совершенно необходимое условие развития личности. Самое главное в развитии сознания - умение давать адекватную оценку себе и явлениям окружающей действительности. 
Нас, взрослых, окружает сложный мир человеческих взаимоотношений, в котором порой бывает очень трудно разобраться. Наши обучающиеся социально не адаптированы – и вовсе могут оказаться в безвыходном положении. Как им разобраться, что хорошо, а что плохо в этом мире? Как выработать свою систему взглядов и убеждений? Это очень длительный процесс, он идет под влиянием всей окружающей ребенка обстановки. Семья, школа, книги, которые он читает, фильмы, которые он смотрит, беседы, которые ведут с ним взрослые, - все это постепенно формирует систему его взглядов на мир, его мировоззрение. И очень важно, что трудный путь познания жизни для ребенка начитается с познания им самого себя. 
Работая над усовершенствованием подходов и методов по работе с моделью наступательного развития, мы тем самым определяем не просто стратегию развития личности ребенка в атмосфере нравственно-духовного становления, а задаем вектор развития общества. В перспективе это не просто хорошие намерения, а четкая и ответственная программа действий. Приобщение детей и молодежи к культуре своего народа надо начинать с малых лет. Государство в лице школы переложило на себя всю полноту ответственности за формирование подрастающего поколения. Родителям предписывалось помогать школе в решении задач, поставленных перед нею государством. И родители не без основания заявляли: мое дело материальное обеспечение, остальное - в руках учителей.
Из всех учебных предметов наибольшие возможности для воспитания учащихся на народных традициях имеет родной язык, «Культура и традиции народов Дагестана», «История Дагестана»
Решению этих задач должна быть посвящена и внеклассная работа.
Определенная работа по сохранению духовных, исторических и культурных ценностей проводится и в нашем колледже. Первостепенной задачей является создание музея истории родного края. Музей необходим, т.к. он дает развитие интереса к истории, углубление знаний по истории и формирование на конкретном историческом материале гражданско-патриотических чувств и убеждений, утверждение значимости таких ценностей, как: любовь и уважение к родному городу; бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений; приумножение историческое наследия, сохранение исторической памяти. С этой целью мы организовали и провели классный час «Дербент – город музей под открытым небом», «Достопримечательности Дагестана»   «Творчество Расула Гамзатова»На классных часах неоднократно были организованы тренинги, в течение которых каждый студент имеет возможность раскрыться и проявить свое творческое начало. Темами тренингов стали: «Разрешите, представиться…», «Привет, индивидуальность», «Вместе мы сможем все!», «Качество, которое я ценю в людях».
Традицией становится проведение встречи выпускников. 
Итогом работы по всем направлениям является воспитание нравственно-духовных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножить лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. 
Вопрос о ценностях, составляющих основу воспитательного идеала, не только не разрешен, но достаточно запутан. Безусловно, школа должна остановиться на кратком наборе наиболее важных, действительно общечеловеческих ценностей, и повести решительную борьбу с бездуховностью, обступившей нас со всех сторон. Человек, семья, труд, знания, культура, отечество, земля, мир – достаточно емкие и понятные ценности, составляющие идеал современного воспитанияМинистерство образования и науки РД
ГПОБУ «Республиканский педагогический колледж
имени М.М.Меджидова»
ДОКЛАД
Приобщение молодежи к духовным
и историческим ценностям
(выступление на заседании ПЦК кураторов)
Подготовила:
Бигишиева Анжела Магомедрасуловна2016