ПРИОБЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К ДУХОВНЫМ ЦЕННОСТЯМ В ПРОЦЕССЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

ПРИОБЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К ДУХОВНЫМ ЦЕННОСТЯМ В ПРОЦЕССЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

В последнее время мы стали замечать с вами, как меняются нравственные ориентиры молодого поколения: смешиваются представления о добре и зле, материальные потребности стали преобладать над духовными, теряются связи с вековыми традициями. Кроме того, в последнее время все чаще стали проявляться и такие кризисные явления, как наркомания, алкоголизм, криминализация детской среды, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и другие. Поэтому одним из основных структурных звеньев в воспитательно-образовательном процессе, я считаю, духовно-нравственное воспитание учащихся.
Как учитель русского языка и литературы и классный руководитель, воспитательные задачи я могу решать на своих уроках, на классных часах, во внеурочное время. Моя работа основана на том, чтобы помочь учащимся увидеть себя как носителей духовных ценностей, понять, что они являются творцами своей судьбы. В связи с этим мной была разработана программа внеурочной деятельности на основе ФГОС.

Цель данной программы - становление нравственной и духовной, свободной и творческой личности через технологию развития критического мышления.
Программа была рассчитана на 3 года. Каждый этап имел свои задачи.

7 класс (2011-2012 учебный год)
- развивать нравственные и духовные ценности; познавательный интерес, способствующий развитию личности;
- целенаправленное воспитание коллективной и трудовой деятельности;
- приобщить учащихся к духовной культуре, отечественным традициям.

8 класс (2012-2013 учебный год)
- воспитать уважительное отношение друг к другу, демонстрируя положительные примеры прошлого и современности, реальные взаимоотношения людей;
- развивать значение понятий «истинное» и «ложное», научить отвечать за последствия своих поступков, принимать верные решения;
- создавать ситуации практического применения духовно-нравственных категорий в реальной ситуации.

9 класс (2013-2014 учебный год)
- воспитать чувство ответственности за сохранение отношений в коллективе, в семье;
- дать учащимся возможность проявить свои нравственно-духовные ценности на практике;
- создать условия для нравственного самовоспитания учащихся.

Решение задач осуществлялось через:

- уроки на духовно-нравственные темы;
- классные часы;
- тематические и творческие вечера;
- активный полезный отдых на природе;
- участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах;
- родительские собрания на духовно-нравственные темы;
- анкетирование и тестирование школьников;
- анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
- совместно организованные с родителями праздники и экскурсии;
- общение обучающихся с педагогами, родителями, друг с другом;
- беседы.

Методы работы: проблемный, поисковый, проектный, самодиагностика.


Прогнозируемые результаты.

После прохождения данной программы у учащихся были сформированы следующие способности:
- умение общаться;
- обоснованно принимать решения, делать правильный выбор;
- стремление к самовыражению, самопознанию, самовоспитанию;
- осознание ответственности за свои мысли, поступки;
- бережное отношение к миру и людям;
- способность к постижению красоты и творению прекрасного;
- способность сопереживания, сострадания, любви.

Одной из основных форм работы являлись тематические и творческие вечера. Традицией класса стало празднование Дня рождения класса – 15 октября, а также «Рождественские посиделки», «Чтобы стать мужчиной – мало им родиться». «Веселый девичник». Эти мероприятия были направлены на развитие познавательного интереса, способствующего развитию личности, целенаправленное воспитание коллективной деятельности, уважительного отношения друг к другу, на формирование умений общаться, стремлений к самовыражению, самопознанию, самовоспитанию.
Походы в лес, активный отдых на природе – одна из форм работы, направленная на формирование бережного отношения к миру и людям, способностей к постижению красоты и творению прекрасного, на осознание ответственности за свои мысли, поступки.
Чтобы вовлечь учащихся в разнообразную практическую деятельность, закалить характер учащихся, сформировать у них устойчивые положительные нравственные качества и стремление к борьбе против различных аморальных явлений в жизни и быту, научить отвечать за последствия своих поступков, принимать верные решения, использовались такие формы работы, как классный час, беседы, диспуты, участие в различных смотрах-конкурсах, фестивалях, в спортивных мероприятиях, в конкурсно-игровых программах.
Стало традицией класса участие в акции «Мои добрые дела». Каждый год ребята устраивали День сюрпризов в родном садике «Солнышко». К этому дню они готовили концертные номера и подарки.
Особая роль в этой программе отводилась и работе с родителями, которые являются непосредственными участниками всей деятельности.
Именно родители помогали детям осознать окружающую действительность и выработать активную гражданскую позицию. Работа с родителями велась по трем направлениям: психолого-педагогическое просвещение родителей; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс; участие в управлении в школе.
Психолого-педагогическое просвещение родителей проводилось через следующие формы работы :
- родительские собрания, в том числе и совместно с учениками;
- индивидуальные и тематические консультации;
- родительские ринги.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс происходило с помощью следующих форм деятельности:
- открытые уроки и внеклассные мероприятия;
- помощь в организации и проведении внеклассных дел;
- совместные походы и экскурсии;
- родительское общественное патрулирование;

Участие в управлении в школе включало участие в работе совета школы и родительского комитета.
Я считаю, что такая форма работы с родителями позволила им лучше узнать своих детей, определить свою роль в их воспитании, что позволило детям вести себя осознанно «в рамках золотой нравственности».
В ходе изучения уровня воспитанности учащихся совместно с психологом школы был отмечен рост следующих показателей:

Показатели воспитанности
2011-2012 учебный год ( 7 класс)
2012-2013 учебный год (8 класс)
2013-2014 учебный год (9 класс)

Культура поведения
4 балла
5 баллов
5 баллов

Долг и ответственность
4 балла
4,5 балла
5 баллов

Организованность
4 балла
5 баллов
5 баллов

Трудолюбие
4 балла
4,5 балла
5 баллов

Интерес к знаниям
4 балла
4 балла
5 баллов

Общественная активность
5 баллов
5 баллов
5 баллов

Честность
4 балла
4,5 балла
5 баллов

Скромность
4 балла
4 балла
4,5 балла

Отзывчивость
4 балла
5 баллов
5 баллов



Также была проведена диагностика кинетического рисунка семьи и незаконченных предложений.

Критерии межличностных отношений в семье
Результаты


2011-2012 (7 класс)
2012-2013 (8 класс)

Уважительные отношения
93% опрошенных
97% опрошенных

Тревожные отношения
3% опрошенных
2,4% опрошенных

Конфликтные отношения
3% опрошенных
1,5% опрошенных

Равнодушие
0% опрошенных
0% опрошенных


Вывод: прослеживается близость расстояния между членами семьи, как важный показатель благоприятных психологических взаимоотношений.




Содержание программы и план её реализации.

7 класс.
Работа по духовно-нравственному воспитанию в рамках образовательного процесса.

Название

Сроки

Уроки на духовно-нравственные темы
В течение года в соответствии с тематическим планированием

Классный час «Мои интересы, мои увлечения»
сентябрь

Беседа-диспут «Вверх по лестнице жизни»
октябрь

Классный час «Милосердие в наши дни»
ноябрь

Этическая беседа «Что такое вежливость»
декабрь

Классный час «Мой дом – моя семья»
январь

Беседа «Роль книги в жизни человека»
февраль

Беседа-диспут «Можно ли стать красивым?»
март

Беседа «Кому легче жить: культурному или некультурному человеку?»
апрель

Устный журнал «Память, за собою позови!»
Май




Участие в мероприятиях.

Названия

Сроки

Конкурс рисунков, сочинений.
в течение года

Участие в спортивных мероприятиях
в течение года

Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах
В течение года




3.Организация социально-значимых дел.

Названия
Сроки


Выпуск классной газеты «Романтики, Искатели, Творители, Мечтатели» (РИТМ)
сентябрь

Выпуск «Уголка Здоровья»
Сентябрь-октябрь

Тематический вечер «День рождения класса»
октябрь

Поход в лес «Золотая осень»
октябрь

Выпуск классной газеты «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
Литературно-музыкальная гостиная «Нет ничего превыше слова «МАТЬ»».
ноябрь

«Рождественские посиделки» ( выпуск новогодней газеты, изготовление новогодних игрушек, украшение класса, подготовка сценария новогоднего вечера)
декабрь

Экскурсия в библиотеку «В мире интересного»
январь

Встреча с интересными людьми
февраль

Конкурсно-игровая программа «Давай протянем друг другу руки!»
март

Участие в акции «Малышок»
апрель

Концерт для родителей «Наш мир» Совместный выход на природу.
май

Встреча с представителями правовых структур «Проблемы и аргументы»
май



4. Работа с родителями.

Названия
Сроки


Родительское собрание «Внимание: семиклассник!»
сентябрь

Родительское собрание «Друзья моего ребенка. Кто Они?»
октябрь

Родительское собрание «Семейный климат. Семейные традиции»
декабрь

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»
февраль

Беседа с родителями «Культурные ценности семьи и их значение для ребенка»
март

Консультации для родителей.
Ноябрь, январь

Родительское собрание с учащимися класса «День благодарения»
май



5. Создание методической базы по духовно-нравственному воспитанию.

Название
Сроки

Пополнение библиотеки духовно-нравственного содержания.
в течение года

Создание банка методических разработок внеклассных мероприятий и уроков духовно-нравственной направленности
В течение года


8 класс

1. Работа по духовно-нравственному воспитанию в рамках образовательного процесса.

Название

Сроки

Уроки на духовно-нравственные темы
В течение года в соответствии с тематическим планированием

Диспут «Что такое духовность человека?»
сентябрь

Беседа-диалог «Так ли безобидны современные молодежные течения?»
октябрь

Классный час «Дружба дороже богатства»
ноябрь

Диспут «Азбука нравственности»
декабрь

Этическая беседа «Умение прощать»
январь

Этическая беседа с мальчиками «Чтобы стать мужчиной – мало им родиться»
февраль

Этическая беседа с девочками «Девичья честь»
март

Классный час «Будьте добрыми и человечными»
апрель

Диспут «Моральный долг и совесть. В чем они проявляются?»
май




2. Участие в мероприятиях.

Название

Сроки

Участие в конкурсе сочинений, газет, рисунков.
В течение года

Участие в спортивных мероприятиях.
В течение года

Участие в научно-практических конференциях
Неделя науки

Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях. концертах
В течение года



3.Организация социально-значимых дел.

Название

Сроки

Тематический вечер «Давайте говорить друг другу комплименты». Выпуск классной газеты «Наш мир»
Сентябрь-октябрь

Тренинг «Мои добрые дела»
ноябрь

Ситуативный практикум «Правила, обязательные для всех»
декабрь

Игра-путешествие по городу Вежливости.
январь

Практикум «Чтобы иметь друга, надо быть им»
февраль

Развлекательная программа «Весёлый девичник»
март

Конкурсная программа «А лидер кто?»
апрель

Создание видеофильма «Родной класс в лицах».
май



4. Работа с родителями.

Название
Сроки


Родительское собрание «Возможные нарушения развития личности в подростковом возрасте»
октябрь

Консультация «Хорошо - плохо»
ноябрь

Родительский ринг «Семейные проблемы. Как их решать?»
декабрь

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»
февраль

Родительское собрание «Первые чувства вашего ребёнка»
март

Творческий вечер «Нам вместе весело!»
май



5. Создание методической базы по духовно-нравственному воспитанию.

Название

Сроки

Пополнение библиотеки духовно-нравственного содержания.
В течение года

Создание проектов по духовно-нравственному воспитанию.
В течение года

Создание банка методической разработки внеклассных мероприятий и уроков духовно-нравственной направленности.
В течение года



9 класс

1. Работа по духовно-нравственному воспитанию в рамках образовательного процесса.

Название

Сроки

Уроки на духовно-нравственные темы
В течение года в соответствии с тематическим планированием

Классный час «Идет ДОБРОТА по Земле»
сентябрь

Круглый стол «Что значит быть хорошим сыном или дочерью?»
октябрь

Классный час «Простые истории человеческой дружбы»
ноябрь

Этическая беседа «Не бойся доброты, не бойся»
декабрь

Диспут «Конверт дружеских вопросов»
январь

Беседа «О вкусах не спорят, о манерах надо знать»
февраль

Диспут «Современно ли чувство «любовь»?»
март

Беседа «Кем быть и каким быть?»
апрель

Классный час «Мое место в жизни» Вечер вопросов и ответов «Что такое самовоспитание? Как ты его понимаешь?»
май



2. Участие в мероприятиях.

Название

Сроки

Участие в конкурсе сочинений, газет, рисунков.
В течение года

Участие в спортивных мероприятиях.
В течение года

Участие в научно-практических конференциях
Неделя науки

Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях. концертах
В течение года



3.Организация социально-значимых дел.

Название

Сроки

Игра с выходом на природу «Веселые путешественники»
сентябрь

Тематический вечер «В дружбе – сила!»
октябрь

Практикум « В мире мудрых мыслей и изречений»
ноябрь

Операция «Праздничный сюрприз»
декабрь

Игра-доказательство «Суд над пороками людей»
январь

Вечер вопросов и ответов «Мужское достоинство»
февраль

Игровая программа «Признание в любви»
март

Литературно-музыкальный праздник «Всему начало – любовь»
апрель

Заочная экскурсия «Я через пять лет». Презентация «Фильм-коллаж о моем классе».
май



4. Работа с родителями.

Название
Сроки


Родительское собрание «В семье – выпускник»
октябрь

Беседа-диалог «Правовые основы семейных отношений»
ноябрь

Родительское собрание «Эмоции и чувства в разговоре с подростком»»
декабрь

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»
февраль

Консультация «За гранью дозволенного»
март

Творческий вечер «Впереди – взрослая жизнь!»
май



5. Создание методической базы по духовно-нравственному воспитанию.

Название

Сроки

Пополнение библиотеки духовно-нравственного содержания.
В течение года

Создание проектов по духовно-нравственному воспитанию.
В течение года

Создание банка методической разработки внеклассных мероприятий и уроков духовно-нравственной направленности.
В течение года


Литература.
Иванов И.П. Воспитывать коллективистов // Педагогический поиск. – М., 1988
Калейдоскоп родительских собраний. Методические разработки. / Под ред. Н.А.Алексеевой. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
Мудрость воспитания: Книга для родителей / сост. Б.М.Бим-Бад, Э.Д.Днепров, Г.Б.Корнетов. – М.: Педагогика, 1989.
Н.И.Дереклеева, М.Ю.Савченко. Справочник классного руководителя: 5-9 классы. –М.: ВАКО, 2009.
Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся в ученических коллективах. – М.,1988.
Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. Методический материал для работы с детьми. – М.: Новая школа, 1994.


















Приложения.

«О дружбе и друзьях. Дружба дороже богатства».
(беседа-диспут)

Цели:
- углубить представление подростков о дружбе;
- формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка;
- способствовать развитию критического отношения к себе;
- побуждать к анализу собственных поступков;
- прививать навыки терпимости и корректности в общении с друзьями.

Подготовительная работа с детьми: предложить закончить предложение « Друг – это тот»;
подготовить краткие высказывания на тему «Расскажи о своем друге», «Как научиться дружить?»; подобрать пословицы и поговорки о дружбе и друзьях.

Ход диспута.

1. Вступительная часть.
Звучит песня в исполнении ученика «Песня о друге».

2. Слово учителя.
Да, сегодня мы будем говорить о дружбе. Дружба – великая ценность, которая помогает нам жить, работать и учиться. Она дает нам силы, делает нас добрее и лучше.
- А что такое «дружба»? (ответы учеников)
Я предлагаю вам прослушать одну притчу.

Жил на берегу моря старец. Был он совершенно один, и никого у него не было на всем белом свете. И вот однажды поздним вечером он услышал стук в дверь. Старик спросил:
- Кто там?
За дверью ему ответили:
- Это твое богатство.
Но старик ответил:
- Когда-то я был сказочно богат, но это не принесло мне никакого счастья.
И не открыл дверь. На следующий день он вновь услышал стук в дверь.
- Кто там? – спросил он.
- Это твоя любовь! – услышал он ответ.
Но старец сказал:
- Я был любим, и сам любил безумно, но это мне не принесло счастья! – и опять не открыл дверь.
На третий день к нему снова постучали.
- Кто там? – спросил старик.
- Это твоя дружба! – услышал он в ответ.
Старец улыбнулся и открыл дверь:
- Друзьям я всегда рад.
Но вдруг вместе с дружбой к нему в жилище вошли и любовь, и богатство. И старец сказал:
- Но ведь я пригласил только дружбу!
На это вошедшие ответили ему:
- Ты столько лет прожил на земле и до сих пор не понял одну простую истину: только вместе с дружбой приходят и любовь, и богатство!

Аристотель считал: «Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага». В дружбе человеческой вечно горит огонек, который можно назвать духовной готовностью прийти на помощь другому человеку. Если ты сумел открыть для себя эти духовные начала дружбы, ты знаешь подлинное счастье жизни.
Русский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека. Не причиняй своими поступками, своим поведением боли, оскорбления, беспокойства, тяжелых переживаний другим людям, умей поддержать, помочь, подбодрить человека, у которого горе. Помни, что такое же горе может прийти и к тебе. Не будь равнодушным. Равнодушие – одеревенение и окостенение сердца. Равнодушный – это душевно слепой человек».

3. Обсуждение проблемной ситуации.
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так;
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош
Было в классе четверо мальчишек, и сидели они в классе рядом, и на дни рождения друг к другу ходили, и на поляну, где футбольный мяч гоняли. За одну команду, естественно. Дежурили по школе только в один день. Владимир и Денис были превосходными математиками, и после очередной победы на олимпиаде в районе решили их родители в математическую школу перевести. «Нет, ни за что!» - в один голос заявили они и остались в обычной школе. Ради дружбы. Так бы, наверное, до окончания школы и говорили о них: «Водой не разольешь», если бы не один случай.
Ранней весной эти четверо мальчишек плыли вниз по реке. Неожиданно загремел гром, налетел ветер и хлынул дождь. Ребята испугались грозы, быстро подогнали лодку к берегу и убежали в город. Только один не покинул лодку. Это был Иван. Он налег на весла и поплыл вверх по реке. Дождь хлестал по лицу, ладони вспухли, сильно болели руки, и темные круги плыли перед глазами. Мальчику казалось, что он уже никогда не доберется до пристани. Он напрягал все силы
Добравшись наконец до цели, он поставил лодку на место и крепко привязал её веревкой.
Лодочник удивленно посмотрел на мальчика и спросил:
- Ты откуда, хлопец, взялся?
- Сегодня мы брали у вас лодку Я обещал вернуть
Пятнадцатилетний мальчик, плывший в грозу по реке, чтобы пригнать лодку к берегу и сдержать свое слово, безусловно, проявил характер и силу воли. Конечно. Ему было так же страшно, как и тем сбежавшим мальчикам; так же хотелось выпрыгнуть из лодки и побежать домой, но он уже знал, что в жизни не всегда приходится делать то, что хочется. А в этот день узнал ещё одно: друзья бывают и мнимые.

Вопросы для беседы:
- что вы скажете о Ване и мальчиках, который побежали домой, оставив Ваню одного?
- как бы вы поступили на его месте?
- почему мальчики бросили Ваню одного? Можно ли назвать их настоящими друзьями?
- как вы понимаете выражение «мнимые друзья»?
- как вы понимаете высказывание Льва Толстого: «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься?»
- какая нравственная проблема поставлена в этом тексте? Важна ли она для вас?

4. Имеет ли дружба обязанности?
Каждый человек несет ответственность за что-либо: за труд, за поведение, за любовь и ненависть, за слово, которое ты произносишь А несет ли человек ответственность за друга? И какую? Каковы признаки настоящей дружбы? (ответы учащихся)
Правду частенько очень трудно сказать вслух, тем более близкому, дорогому для тебя человеку. Как вы считаете, что лучше – сохранить хорошие отношения или последовать совету писателя Николая Островского: «Дружба – это, прежде всего, искренность, это критика ошибок товарища. Друзья должны первыми дать жестокую критику для того, чтобы товарищ мог исправить свою ошибку»?
Ученики одной из школ, где работал директором выдающийся педагог В.А.Сухомлинский, выработали такие «Законы дружбы»:
1. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе – значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту – значит нравственно готовить себя к предательству.
2. Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность.
3. Дружба и эгоизм несовместимы, непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять заботу.
4. Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.
5. Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать её, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.

5. Незаконченные предложения по теме «Друг – это тот»
Подводя итог всему сказанному, предлагаю вам закончить предложение «Друг – это тот».
(с кем можно поплакать и помолчать; кто может выслушать тебя в трудную минуту; кто остается верным тебе, даже если от тебя отвернутся все; кто понимает тебя даже тогда, когда никто не понимает; кто принимает тебя таким, какой ты есть, со всеми твоими недостатками; кто всегда говорит тебе правду, даже если она тебе не нравится; кто не ждет от тебя никакой выгоды, кто может ради тебя пожертвовать своим временем, интересами)

Поднимите руки, кто хотел бы найти такого друга?

6. Интервью «Расскажи о своем друге».
Может быть, кто-то уже нашел такого друга? Представьте, что к нам в класс пришел репортер и попросил дать интервью для газеты. Расскажи о своем друге. Что вас связывает? Что в нем вас привлекает?

7. Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг».
Общаясь с вами, я поняла, что некоторые из вас плохо понимают смысл слова «друг». И употребляют его там, где нужно было бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель». Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы их расположили по степени возрастания? (знакомый, приятель, товарищ, друг)
А теперь вы можете совершенно уверенно различать, когда и какое слово употребить. Закончите начатые предложения:
О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать (знакомый).
О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажете (приятель).
Об однокласснике, с которым за 8 лет съеден пуд соли, скажете (товарищ).
О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете (друг)

8. Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу.
Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Недаром народ сложил о ней пословицы и поговорки. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. На доске написаны 3 пословицы. Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.

Ситуация №1.
Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. (Помогу и скажу: «Друга иметь – себя не жалеть).

Ситуация №2.
Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. (Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу «Друг познается в беде»).

Ситуация №3.
Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. (Подарок не приму и скажу: «Друга на деньги не купишь»).

9. Игра «Знаю ли я своего друга?»
Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают?
Я приглашаю к доске тех, кто считает себя настоящими друзьями. Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?» Я буду задавать вопросы, а один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.
- любимый урок твоего друга?
- любимое время года?
- любимый вид спорта?
- кем хочет стать, когда вырастет?
- любимое животное, которое он имеет или хочет иметь дома?
- любимое увлечение?

10. Заключительное слово учителя.
Наша беседа подходит к концу. Мне бы хотелось, чтобы вы ещё раз критически посмотрели на себя и своих друзей, подумали, каким должен быть настоящий друг и достоин ли ты настоящей дружбы. Хотелось бы, чтобы вы поняли, что каждый из вас дружит с человеком не потому, что это выгодно, а потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга по «одежке»: кто богато и модно одевается, кто имеет «крутых» родителей, знакомых и т.д. Но настоящих друзей они так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу надо заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, быть внимательным к окружающим, быть честным, справедливым, не завидовать людям, радоваться их успехам, не унижать, не клеветать и не злословить – все это проявление порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
Другу ты отдать сумей
Все тепло души своей.
Все отдал – богаче стал.
Что сберег, то потерял.

Лишь тот не на год – навсегда богат,
Кто дружбу сохранит, как бесценный клад.
Лишь тот не на год – счастлив навсегда,
Кто дружбу пронесет честно сквозь года.






Сценарий нравственного классного часа
«Вверх по лестнице жизни» (7 класс)

Цель: дать учащимся первоначальное представление о понятии «нравственные
ценности»; развивать у учащихся умение осмысливать и определять для
себя мнимые и истинные ценности.

Предварительная подготовка: предлагается продолжить такие фразы
Преуспевающий человек – это человек, который
Неудачник – это человек, который
Человек в жизни состоялся, если он имеет
Человек в жизни не состоялся, если он не имеет
Учащимся предлагается поработать с толковым словарем и найти толкование слова «ценность», а также попытаться объяснить слова: цена, ценность, настоящие ценности, мнимые ценности.

Ход классного часа.

Вступительное слово учителя.
У каждого человека: и взрослого, и ребенка – есть удивительная возможность – мечтать. Пока человек живет, он всегда о чем-то мечтает. Иногда его мечты становятся явью, превращаясь в жизненные цели.
Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идем вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Вы можете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни. Давайте назовем эту лестницу «лестницей желаний».
«Лестница желаний».
Ребята выстраивают свою лестницу мечты. Если у них есть желание, они могут поделиться со всеми ребятами, что означает каждая ступень лестницы, чем она для них важна.
Слово учителя.
Поднимаясь по лестнице жизни, мы не всегда идем уверенно, можем ошибаться, можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Наш подъем зависит во многом от того, как мы будем вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе с нами по лестнице: будем толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперед, идти рядом. Давайте попробуем подумать над тем, каким будет наше движение?
(Ребята моделируют различные ситуации, которые могут осложнить подъем по лестнице мечты)
Встреча с интересными людьми.
Ребята, сегодня на нашем классном часе присутствует директор Россельхоз банка Галяутдинов Ф.Ф., мой бывший ученик. Я попросила его рассказать о том, как в свои неполных 30 лет он смог достичь таких высот. Была ли у него какая-нибудь мечта, как он шел по своей лестнице желаний.
Словарная работа со словами цена, ценности, настоящие ценности, мнимые ценности.

2
6. Слово учителя, беседа с классом.
В одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой.
Только спустя годы люди узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.
- Многого ли достигла в жизни эта старушка?
- Как вы думаете, каков был её путь по лестнице жизни?
- Каковы были её жизненные ценности?
7. Работа всего класса.
За небольшой отрезок своей жизни вы сделали достаточно много жизненных шагов. Попробуйте определить, какие из них были значимыми, важными для вас. Может быть, какие-то из них можно сравнить с поступками старушки, а о каких-то вам и вспоминать не хочется. (ребята отвечают по желанию)
8. Подведение итогов. Заключительное слово учителя.
Дорогие ребята, в заключение я хочу сказать вам следующее:
Пусть у каждого из вас загорится на горизонте цель, благородная, чистая, яркая. Идите к свой цели уверенно, твердо, смело преодолевая все преграды и препятствия, ведь «только смелым покоряются моря». При этом оставайтесь искренними, честными, милосердными, добрыми.
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!















«А лидер кто?»
(конкурсная программа для учащихся 8 класса)

Цель: выявление лидерских качеств, развитие творческих способностей,
формирование сценической культуры учащихся.

Сценарий конкурса

Юноша.
Если ты всегда впереди,
В жизни школьной в центре событий,
И других готов за собой вести,
Значит, ты по натуре – лидер!

Девушка.
Лидер – это значит
Всегда и всюду – первый.
Многое он знает,
Ещё больше - делает!

Юноша.
Но мало знать,
Что значит «лидер».
Стремись прогнать
Сомненья, страх.

Девушка.
Не только знать –
Ты должен стать им.
Судьбу свою решай –
Она в твоих руках!

Учитель. Сегодня быть лидером престижно. Лидер – это образ современного человека 21 века. Наша программа – это творческая площадка для выявления и развития лидерских способностей участников под названием «А лидер кто?» представляем участников конкурса.
.
Итак, наши участники готовы к началу конкурса. Остается представить наше уважаемое жюри, которое, мы надеемся, объективно оценит лидерские способности всех участников. В состав жюри входят:
.




Начинаем нашу программу с конкурса под названием «Кто вы?»
Лидер – это человек, который знает особенности своего характера, свои сильные и слабые стороны. Сейчас мы попытаемся выяснить, насколько хорошо вы знаете себя. Вам предстоит обосновать свой выбор, т.е. объяснить, с кем или с чем вы ассоциируете себя как личность.
Ильнара, ты ассоциируешь себя с радугой, водопадом или родником?
Максим, ты – парусник, плот или катер?
Амир, ты – голубь, лев или щука?
Айгуль, ты – неприступный утес, открытая книга или хрустальная ваза?
Итак, первое испытание вы прошли. Жюри оценит, насколько уверенно вы обосновали свой ответ.

Наш второй конкурс «Сила убеждения».
Лидеру необходимо умение убедить в чем-то людей, которые входят в его команду. Ваше умение убеждать мы сейчас и проверим. Вам предстоит выбрать счастливый билетик, где написана ваша роль в этом конкурсе.

1. Вы – вежливый клиент, которому в ресторане подали блюдо, и вы увидели в нем муху. Убедите официанта, что ваше блюдо испорчено, и потребуйте его заменить.
2. Вы – официант ресторана, которому необходимо убедить клиента в том, что никакой мухи в его супе нет. Вы должны быть предельно вежливы, так как не хотите лишиться этой работы.
3. Вы – управляющий преуспевающей фирмой. Вам предстоит собеседование с кандидатом на место юриста в вашей фирме. Цель беседы – убедиться, подходит ли он на это место или нет.
4. Вы пришли на собеседование с управляющим фирмой по поводу устройства на работу в качестве юриста. Вы должны убедить главу фирмы в том, что вы подходите для этой работы.

Мы с интересом следили за тем, как наши участники справляются со своей ролью. Жюри предстоит оценить, насколько каждый из них был убедителен.

Наш следующий конкурс «Защита плаката».
Каждый участник подготовил свой плакат, на котором с помощью художественных образов представил такие понятия, как Родина, любовь, ответственность, лидер. Сейчас, уважаемы участники, вам предстоит в течение 2-3 минут защитить ваш плакат и продемонстрировать умение четко и ясно излагать свои мысли.

Следующий наш конкурс «Интервью».
Участники конкурса разбиваются на пары. Один из них будет играть роль корреспондента, другой перевоплотится в известную личность и попытается ответить на вопросы от имени своего героя.

Ильнара – корреспондент журнала «Обучение и карьера», Максим – преуспевающий бизнесмен. Тема беседы – имидж делового человека.
Айгуль – корреспондент газеты «Физкультура и спорт», Амир – подающий надежды спортсмен. Тема беседы – здоровый образ жизни.

Наш заключительный конкурс «Таланты и поклонники».
Таланты мы надеемся увидеть у наших участников, а все мы с вами дружно превращаемся в их поклонников.

Жюри подводит итоги.









































ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ВСЕМУ НАЧАЛО – ЛЮБОВЬ» ( 9 класс)

Цели: показать многогранность и неизмеримость любви во всех ее ипостасях и проявлениях; развивать чувство прекрасного, творческое мышление, речь, способности обучающихся к выступлениям на сцене, воспитывать любовь к Родине, матери, к родному русскому слову.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к сценарию вечера, выставка творческих работ обучающихся и рефератов на тему: «Любовь в жизни великих людей».

СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА

Поговорим о странностях любви Поговорим о бесконечных и многогранных ее проявлениях Поговорим о том человеческом чувстве, без которого была бы невозможна жизнь на земле. Потому что любовь сильнее смерти и именно ею и только ею держится и движется жизнь.


Верь в великую силу любви!..

Свято верь в ее крест побеждающий,

В ее свет, лучезарно спасающий.

Мир, погрязший в грязи и в крови,

Верь в великую силу любви!

С.Надсон

Волшебное слово из двух слогов и четырех букв Первое слово, которое произносит в своей жизни человек. Мама! Максим Горький писал: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя».

Встаньте все и выслушайте стоя

Сохраненное во всей красе

Слово это – древнее, святое!

Распрямитесь! Встаньте!..

Встаньте все!

Как леса встают с зарею новой,

Как травинки рвутся к солнцу ввысь,

Встаньте все, заслышав это слово,

Потому что в слове этом – жизнь.

Слово это – зов и заклинанье,

В этом слове – сущего душа.

Это – искра первого сознанья,

Первая улыбка малыша.

Слово это пусть всегда пребудет

И, пробившись сквозь любой затор,

Даже в сердце каменном пробудит

Заглушенной совести укор.

Слово это сроду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо.

В нем - исток всего. Ему

Конца нет.

Встаньте!..

Я произношу его:

«Мама!»

Р.Гамзатов

Любовь матери так же естественна, как цветение сирени. Она сильна, глубока и бескорыстна

Солнце согревает все живое, а любовь матери согревает жизнь малыша. Но главное, мать приобщает дитя к своей родине. В его уста она вкладывает родной язык, вобравший богатство разума, мысли и чувства поколений.

Руки мамы

Люблю их с детства,

Где б дорога моя ни шла, -

Никуда мне от них не деться,

От душистого их тепла.


Руки мамы

В морщинках, в родинках,

Сколько вынесли вы любя

С этих рук

Я увидел Родину,

Так похожую на тебя,

Мама!

А.Дементьев

Родина Сколько прекрасных строк и пламенных признаний в любви к тебе знала русская литература! Скольких людей ты вдохновляла на подвиги! Во имя тебя наши деды и прадеды складывали свои головы на поле брани, а люди, вынужденные покинуть тебя, мучились ностальгией и за границей, умирая, мечтали об одном, чтобы ты была свободной, могучей и счастливой.

«Любя твой день и ночи темноту,

Тебе, о Родина, сложил я песню ту»


«Любовь к родному краю

Меня томила, мучила и жгла», - напишет русский « поэт березового ситца» С.А.Есенин. Именно Родина станет для поэта настоящей и единственной любовью, которую он пронесет через всю свою короткую, но яркую жизнь.

Но люблю тебя, Родина кроткая!

А за что – разгадать не могу.

Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.

1914

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты – в ризах образа

Не видать конца и края-

Только синь сосет глаза.

1914

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

1914


О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку,-

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

1916

«Тайна любви больше, чем тайна смерти», - говорит Саломея за несколько мгновений перед своей смертью, когда жизнь ее уже кончилась, когда смерть окружила ее, коснулась ее своей тенью и дала ей свою мудрость. В том и величие, и тайна, и восторг любви, что жизнь и смерть становятся равны для того, кто полюбит. Жизнь своя и чужая.

Сокровенною тайной с тобой поделюсь.

В двух словах изолью свою нежность

и грусть.

Я во прахе с любовью к тебе растворюсь,

Из земли я с любовью к тебе поднимусь.

Омар Хаям

Любовь – это неведомая страна, и мы все плывем туда каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле - капитан и ведет корабль своим собственным путем.

Звучит песня «Любовь – волшебная страна».

Высокое чувство любви озаряло жизнь великих писателей, поэтов, художников, музыкантов, композиторов: оно пробуждало желание творить, вдохновляло. У каждого из них были свои Музы – земные женщины, чьи имена так же бессмертны, как и их собственные.

Певцом чувства нежного по праву считается Александр Сергеевич Пушкин. Каждый раз, когда поэт говорит о любви, душа его просветляется.

Любовь для Пушкина – предмет высокой поэзии. Его стихи – не список его побед и поражений. В них выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты и гармонии.

Одной из муз поэта стала Анна Петровна Керн. С молодой красавицей Пушкин впервые встретился в петербургском доме их общего знакомого Оленина в 1818 году. Юный поэт пережил сильное любовное увлечение. Новая встреча поэта произошла во время его северной ссылки, в Михайловском. Тогда, в 1825 году, Анна Петровна приехала в гости к соседке Пушкина в Тригорском. Чувства вспыхнули с новой силой. Опальному поэту было грустно расставаться с возлюбленной, когда в июле 1826 года ей пришлось уезжать из Тригорского в Ригу.

В своих воспоминаниях А.П.Керн пишет: «Он пришел утром и на прощание принес мне экземпляр второй главы Онегина в неразрезанных листках, между которыми я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами: «Я помню чудное мгновенье» Стихи эти я сообщила тогда барону Дельвигу, который поместил их в своих «Северных цветах». Михаил Иванович Глинка сделал из них прекрасную музыку».

Звучит романс Глинки «Я помню чудное мгновенье».

Любовь Пушкина к Наталье Гончаровой подарила русской литературе одни из самых удивительных и проникновенных строк о любви и о поклонении Женщине.

На одном из обычных московских балов в декабре 1828 года Пушкин встретил незнакомую ему красавицу. Ее только начали вывозить в свет. Пушкин был очарован ее красотой. В апреле 1929 года поэт уже просит руки Натальи Николаевны Гончаровой. Ему не отказывают, но и не дают согласия.

Уже с юных лет Наталья Николаевна поражала своей необыкновенной красотой. Сохранились воспоминания о ней Надежды Михайловны Еропкиной.

«Наталья Николаевна сыграла слишком видную роль в жизни Пушкина, чтобы можно было ее обойти молчанием Наташа была действительно прекрасна, и я всегда восхищалась ею. Воспитание в деревне на чистом воздухе оставило ей в наследство цветущее здоровье. Сильная, ловкая, она была необыкновенно пропорционально сложена, отчего и каждое движение ее было преисполнено грации. Глаза добрые, веселые, с подзадоривающим огоньком из-под длинных бархатных ресниц. Но покров стыдливой скромности всегда вовремя останавливал слишком резвые порывы. Но главную прелесть Натали составляли отсутствие всякого жеманства и естественность. Большинство ее считало кокеткой, но обвинение это несправедливо.

Не ее вина, что все в ней было так удивительно хорошо. Но для меня так и осталось загадкой, откуда обрела Наталья Николаевна такт и умение держать себя? Все в ней самой и манера держать себя было проникнуто глубокой порядочностью. Все было безупречно – без всякой фальши»

Гончарова была прекрасна, это бесспорно, но только красивая внешность не привлекла бы поэта. Ее отличало какое-то необыкновенное обаяние, и не случайно тонкий знаток человеческой души Пушкин в посвященном ей стихотворении «Мадонна» назвал ее «чистейшей прелести чистейшим образцом».

Стихотворение «Мадонна» звучит в записи в театральном исполнении.

История любви Бетховена сопровождается музыкой. Звучит «Лунная соната».

Пронзительна история любви Людвига Вана Бетховена к Джульетте Гвиччард, которой он посвятил одно из самых великих музыкальных произведений – «Лунную сонату». Пройдут годы, и первая размеренная часть произведения станет хитом всех времен и народов. Никого эти трагические ,плавно струящиеся звуки не могут оставить равнодушным. И это не удивительно, ведь чудесная «Лунная соната» была создана благодаря таким сильным чувствам, как любовь, тоска, страдание, надежда.

В самом конце 18 века Бетховен был необыкновенно популярен, но одно обстоятельство стало омрачать жизнь композитора – постепенно угасающий слух. Он перестал выходить в свет и стал затворником, его преследовал постоянный неизлечимый шум в ушах.

В 1800 году Бетховен познакомился с аристократами Гвиччарди, приехавшими из Италии в Вену. Дочь почтенного семейства, шестнадцатилетняя Джульетта, с первого взгляда поразила композитора. Вскоре Бетховен стал давать девушке уроки игры на фортепиано. Джульетта обладала неплохими музыкальными данными и схватывала на лету его советы. Она была хороша собой, юна, общительна и кокетлива со своим 30-летним учителем.

Бетховен влюбился, искренне, со всей страстью своей натуры. Влюбился впервые, и душа его была полна чистой радостью и светлой надеждой. Он не молод! Но она, как ему казалось, совершенство, и может стать для него утешением в болезни, радостью в буднях и музой в творчестве. Бетховен всерьез думает жениться на Джульетте, ведь она мила с ним и поощряет его чувства.

Правда, все чаще композитор ощущает свою беспомощность из-за прогрессирующей болезни слуха, он не обладает титулом или «голубой кровью», а ведь Джульетта аристократка! К тому же его возлюбленная начинает отдавать предпочтение графу Галленбергу.

Всю бурю человеческих эмоций, которая была в его душе в то время, композитор передает в «Лунной сонате». Это скорбь, сомнения, ревность, страсть, надежда, тоска, нежность и, конечно, любовь.

Силу чувств, которые он испытал во время сотворения шедевра, показывают события, произошедшие уже после его написания. Джульетта, забыв про Бетховена, согласилась стать женой графа Галленберга, который к том же был бездарным композитором. И, видимо, решив поиграть во взрослую искусительницу, напоследок отправила Бетховену письмо, в котором сообщала: «Я ухожу от одного гения к другому». Это был жестокий «двойной удар» - как мужчине и как музыканту.

Композитор в поисках одиночества уехал в имение своего друга Марии Эрдеди. Три дня и три ночи он бродил по лесу. Когда его нашли в отдаленной чаще обессилевшим от голода, он даже не мог говорить.

Вот так родилось великое произведение: в муках, метаниях, экстазах, любви и опустошениях. Но, наверное, оно того стоило. Бетховен позже испытал светлое чувство к другой женщине. А Джульетта, по одной из версий, поняла неточность своих расчетов и, осознав гениальность Бетховена, приходила к нему и молила о прощении. Однако прощения не получила

Любовь – начало всему. Она дар, которой дается человеку от Бога. Она спасает, защищает, дарит семейное счастье.

Пришло время объявить итоги конкурса на лучшую историю о реальной любви простых людей. (Читаются лучшие работы).

И, наконец, настал тот час, когда пора объявить победителей литературного конкурса «Ода любимому педагогу».

Вот и подошел к концу наш вечер. Надеемся, что он вам понравился. Желаем, чтобы в вашей жизни была любовь Берегите ее.

Соловьи монастырского сада,

Как и все на земле соловьи,

Говорят, что одна есть отрада

И что эта отрада в любви

И цветы монастырского луга

С лаской, свойственной только цветам,

Говорят, что одна есть заслуга:

Прикоснуться к любимым устам.

Монастырского леса озера

Переполнены голубым,

Говорят: нет лазурнее взора,

Как у тех, кто влюблен и любим.

















Совместное собрание родителей и учащихся
«Родительский дом Свет в твоих окнах»

Задачи:
- раскрыть родителям значение слова «семья» в жизни их детей;
- сделать совместные выводы о значении понимания учащимися качеств зрелой личности и применения их в реальной жизни, о взаимопонимании в семье;
- помочь родителям изменить свое отношение к подрастающему поколению, вооружив их «мудрыми советами».

Форма проведения: семинар-практикум

Подготовительная работа: анкетирование учащихся, составление памятки для родителей, подготовка ситуаций для анализа.

Оформление доски:
Семья – один из шедевров природы.
Д.Сантаяна.

Ход собрания.

Вступительное слово учителя.
«Свет в окнах ваших домов».
Однажды утром один рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хороший, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла из виду береговую линию. А в это же самое время буря не пощадила и их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жилье и все имущество. Когда рыбак с сыновьями выбрались на берег, его ждала плачущая жена, которая тут же рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет».

Вопрос ко всем: «Каким был ответ рыбака жене?»

А рыбак ответил так: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем самым светом, который внезапно возни в тумане и указал нам дорогу к берегу».

Мы с вами живем в сложное время. То тут, то там падают самолеты, взрываются машины, погибают ни в чем невинные люди. Газеты пестрят сообщениями о страшных преступлениях. Тысячи людей живут в поисках работы, потому что они оказались выброшенными на улицу из-за банкротства организации, которой посвятили немало лет своей жизни. Выпускники ВУЗов не могут устроиться на работу. Мы, взрослые, теряемся и порой впадаем в панику. А как быть маленькому человеку? Где найти защиту, кто поможет не растеряться по
пустякам, не спасовать в сложной ситуации и в то же время не спровоцировать ещё большей беды?
В большинстве случаев «пристанью» для разрешения всех возникающих вопросов у наших детей должна быть семья, дом.
Уважаемые родители! Прежде я обращаюсь к вам, мудрым и опытным, имеющим большой семейный стаж. А что значит для вас ваш дом и ваша семья? Крепость, колодец, корабль или что-то другое?
Ответ родителей.

Тест «Незаконченное предложение».
Свет в окнах ваших домов Какие чувства он вызывает у ваших детей? Радость, что их ждут? Слезы очищения: «Ну вот я и дома»? Или раздражение – опять идти домой, отвечать на вопросы «шнурков» ( вы догадались, что «шнурки в стакане», «плесень», «предки» - это родители, старые люди).
Что значит для ваших детей семья сегодня, на данном этапе их жизни, я попыталась выяснить с помощью теста «Незаконченное предложение», который содержал следующие пункты:
- Семья – это
- Мои родители – это
- Свет в окнах дома моего – это
- Горе моей семьи – это
- Вдали от родительского дома я буду вспоминать.
- Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в мою будущую семью
- Я идеальный родитель, потому что.

Позвольте мне процитировать ответы ребят на первые 6 пунктов:
Семья – это самое незаменимое, родное гнездышко, где их ждут, любят и готовы поддержать и понять в любой ситуации; уютный очаг, без которого им не представляется жизнь; любящие друг друга люди; теплый голос близких людей и звонкий смех детей; надежная опора в жизни; самые близкие и дорогие люди, которые живут в понимании, согласии и любви.

Мои родители – самые близкие, главные; святые; самые лучшие и дорогие, понимающие, заботливые, давшие жизнь; настоящие друзья, поддерживающие во всем; лучики света, которые согревают своим теплом и любовью.

Свет в окнах дома моего – радость и уверенность, что тебя ждут; это ожидание и горячий ужин; тепло и уют; отличное настроение.

Радость в моей семье – все здоровы и живы; хорошая новость; все вместе; смех и шутки.

Горе моей семьи – потеря близкого человека; ссоры родителей; болезнь близкого человека; переживания из-за неудачи, постигшей кого-то из семьи; я не знаю, что это такое.

Вдали от родительского дома я буду вспоминать своих родителей, близких мне людей; свой дом; свою уютную комнату; совместные прогулки; праздники в кругу семья; мамину улыбку и папины добрые глаза.

Из всего сказанного понятно, что у каждого человека должны быть дом, семья, родня. Для всех присутствующих наш дом и семья – это наша защита, наш очаг, в котором всегда должен гореть огонек любви и доверия, взаимопонимания и поддержки, теплоты и сочувствия. Только самым близким можно доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что волнует нас, посоветоваться.

4. «Разреши ситуацию»
Ребята! Каждое утро мамы и папы спешат на работу, они мастера своего дела. Но скажите, какая главная на свете для матери и отца? (родитель) Как вы думаете, родителем трудно быть? Давайте попробуем перечислить родительские функции. () А по значимости какая функция стоит на первом месте? () Скажите, а что больше всего вам не нравится в воспитании, вообще во взаимоотношениях не только с родными, вообще со взрослыми? ()
Да, конечно, мы, взрослые, порой забываем, что у каждого подростка свои особенности мышления, памяти, внимания, свои интересы, симпатии, привязанности, особенности настроения, сильная или слабая воля, легкий или трудный характер, свои наблюдения, разочарования, печали и радости. Забывая это, продолжаем относиться к нему как к маленькому.
Наше отношение вступает в противоречие с представлениями подростка о взрослости и его претензиями. А жизнь – это не сплошной позитив. Она вся состоит из противоречий. Порой эти противоречия, если они не изжиты, приводят к конфликтам.
А есть ли выходы из конфликтных ситуаций? Конечно, есть. Тогда давайте все вместе представим ситуации и попробуем найти из них достойный выход.
Ситуация 1.
Ваш ребенок стал хуже учиться. Вас вызвали в школу. Дома предстоит разговор. Каким он будет? (Ребята, а какие меры принимали ваши родители? А как бы вы, будучи родителями, разрешили эту ситуацию?)
Ситуация 2.
Ребенок требует купить модную дорогую вещь, хотя знает, что у родителей нет возможности сделать это сейчас.

Видите, даже у самой сложной ситуации есть выход. Любую проблему можно решить ещё тогда, когда она не превратилась в конфликт. Надо только постараться понять друг друга: детям встать на позиции родителей, а родителям на позиции детей.

«Телефон доверия».
Уважаемые родители, в классе сейчас будет включен телефон доверия. Ваши дети обращаются к вам. Они понимают, что вы их любите, несмотря ни на что, не только за хорошую отметку в дневнике или прибранную без напоминания комнату, а за сам факт существования в этом мире.
Мне порой так хочется поговорить с мамой по душам
Поговори со мною, мама,
Скажи, в кого я так упряма?
И почему я снова, снова
Твержу одно и то же слово?
Ты мне вопрос, я – «нет» в ответ,
Как будто слов других и нет.
Ты говори
Ведь так теплеет на душе.
А у меня есть в жизни мама!
Она настойчива, упряма.
Идет по жизни прямо, смело
(Вот так бы я идти хотела)
У нас по-разному бывает:
Поссоримся – она прощает.
Я не права – берусь за дело,
Чтоб кухня к вечеру блестела!
И снова в доме мир, покой.
И всем хочу я дать совет простой:
Лишь только тот согласие познает,
Кто понимает все и уступает.

Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же никогда.
Тот лучший проповедник,
Кто веру в жизнь провел,
Добро увидеть в действии –
Вот лучшая из школ.
И если все мне показать,
Я выучу урок –
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам,
Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет,
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.

Уважаемые родители, какие мысли нашлись в вашей голове, когда вы слушали эти стихи?

5. Памятки для родителей.
Да, дом – это школа для подготовки к жизни, это трамплин, с помощью которого человек совершает прыжок в жизнь. А семья – это хранилище человеческих качеств, в которое могут попасть и отрицательные качества, как бы нам этого ни хотелось. Доказательством тому может служить хорошая и поучительная сказка-быль:
Молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил фарфоровую посуду, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которых он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего 4 –летнего сына за тем, что он пытался мастерить из деревянной чурки. На вопрос родителей о том, что он мастерит, ребенок ответил, что он делает посуду для них, своих родителей, чтобы они могли кушать из неё, когда состарятся.

Ребенок учится тому, что видит у себя в доме – родители пример ему. Именно отчий дом – основа всего истинного воспитания человека. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Значит, многое зависит от родителей. Позвольте мне зачитать мудрые советы:

Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребенка поддерживает, он учится ценить себя.

А если:
1. Ребенка часто упрекают - он учится жить с чувством вины.
2. Ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.
3. Ребенка живет во вражде – он учится агрессивности.
4. Ребенка высмеивают – он становится замкнутым.

Продолжение теста «Незаконченные предложения».
Наши дети взрослеют. И не за горами, когда наши юные девчонки и мальчишки станут мамами и папами. Вернемся к двум последним пунктам теста «Незаконченные предложения»:

Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в мою будущую семью любовь, верность, доброту, уют, встречу Нового года, праздничный стол с узбекским пловом, традиции отмечать Дни рождения; по выходным печь пироги.

Я идеальный родитель, потому что уделяю много внимания своим детям, знаю все о них; забочусь о свой семье, несмотря ни на что; люблю своего ребенка, но не балую; с пониманием отношусь к его проблемам; строю для своих детей светлое будущее.

«Наказ детям на будущее».
По ответам детей понятно, что многие хотели бы походить на своих родителей. Многие девочки с теплотой отзываются о своих мамах и хотят быть похожими на них.
Материнское чувство – одно из самых глубоких родственных чувств. Именно мама любит своего ребенка просто за то, что есть. Позвольте мне прочитать стихотворение, которое станет для вас наказом на будущую жизнь.

Прошу вас, берегите матерей,
Теплом укройте от житейской вьюги.
Их любовь во сто крат горячей,
Чем друзей и любимой подруги.
Материнской любви не объять,
И канонов я здесь не нарушу,
Коль скажу: «Мать готова отдать
Свою ласку, нежность и душу».
Мать возьмет на себя вашу боль,
Все терзания, смятенье и муки,
Мать положит в дорогу хлеб-соль
И протянет навстречу вам руки.
Пусть за шалость накажет не строго,
Только ей никогда вы не лгите.
И во имя великого Бога
Матерей своих берегите.
Не оставьте их без участия.
Сей наказ вы запомните, дети,
Ведь не может быть полного счастья,
Если мамы не будет на свете.

9. «Дом - символ семейного счастья и доброты».
А теперь давайте все вместе построим огромный дом, в котором бы всем жилось уютно и комфортно. Фундамент уже заложен. Всякая избушка своей крышей крыта. У нашего дома крыша хорошего настроения. Назовите причины хорошего настроения ( любовь, доверие, взаимопонимание, поддержка, здоровье, дружба). В самом доме живут самые разнообразные чувства – положительные и отрицательные. Перечислим положительные (доброта, внимательность, ум, справедливость, терпеливость).
Конечно, трудно избавиться и от отрицательных. Но мы их в дом не пустим. Пусть живут в подвале. (лень, раздражительность, наглость, несдержанность, упрямство).
Дом построении! Нелегкое дело, а сохранить его ещё труднее. Позвольте зажечь свечу – символ семейного счастья и доброты, участия. Пусть пламя никогда не превращается в пепел!

10. Заключительное слово учителя.
Собрание наше подходит к концу. Уважаемые родители, в память о нашей встрече примите эти медали в форме детской ладошки. Мы надеемся, что вы, взрослые люди, наши родители, никогда не выпустите из своей большой ладони наши ладошки, а значит, никогда не оставите нас без поддержки и внимания. А на обратной стороне медали наши признания вам в любви.

Свет в окне – я хочу, чтобы он не гас.
Свет в окне – свет тревожных любимых глаз!
Свет в окне – чередою бегут года.
Свет в окне – пусть не гаснет он никогда!


15