Открытый урок по грамоте. Тема : Сказка Ш. Перро Золушка



№ 18 орта жалпы білім беру мектебі
Средняя общеобразовательная школа № 18
Открытый урок
по обучению грамоте
тема: Ш.Перро «Золушка»

Кл.рук: Алгужинова А.К.
2016 год
Открытый урок по обучения грамоте
Дата:
Тема урока: Сказка Шарля Перро «Золушка»
Цель: воспитание общечеловеческих нравственных ценностей (доброты, отзывчивости, трудолюбия, умения сопереживать) через анализ содержания художественного произведения.
Задачи:
углубить знания учащихся о произведении Шарля Перро «Золушка»;
учить анализировать художественное произведение (делать выводы, обосновывать свои высказывания, определять идею произведения);
продолжить формирование навыков выразительного чтения;
развивать память, речь и мышление учащихся;
пробудить интерес к чтению книг.
Тип урока: интегрированный урок углубления в тему.
Оборудование:
компьютер (компьютерный класс);
мультимедийный проектор;
мультимедийный экран;
музыкальный центр;
портрет Ш. Перро;
книжно-иллюстративная выставка;
книги Шарля Перро «Золушка»;
толковый словарь русского языка С.И. Ожегова.
Ход урока
Психологический настрой.
(учащиеся входят в класс под музыку Р. Габичвадзе «Продолжение сказки»)
Чистописание.
Письмо букв Вв, Фф, соединений ав, ва, фл, её, вз, ел, оф, фа, слов
фея, ветер.
Вспомним, как рождаются звуки речи. Когда человек начинает говорить, то выдыхает воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где находятся особые мышцы – голосовые связки. Если человек произносит согласные звуки, то закрывает (хоть немного) рот, из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному.
Проведем опыт: зажмем уши и произнесем звук [ф], а потом звук [в]. Когда мы произнесли звук [в], связки натянулись и начали дрожать. Это дрожание превратилось в голос. В ушах немного зазвенело.
Можно провести похожий опыт, положив руки на шею с правой и левой стороны, и произнести звуки [в] и [ф]. Звук [в] произносится намного звонче, более звучно. Такие звуки учёные назвали звонкими, а звуки, которые состоят только из шума –глухими.
Организационный момент
– На предыдущем уроке мы познакомились с текстом сказки известного французского писателя-сказочника Ш. Перро. Кто-то из вас читал эту сказку в первый раз, а кто-то уже был знаком с её героями, но каждый раз, соприкасаясь с произведением великого мастера, мы узнаём для себя что-то новое, учимся красоте слова, мыслей, души.
Постановка темы и цели урока.
ПрезентацияДавайте знакомую сказку откроемИ снова пойдем от страницы к странице.Всегда ведь приятно с хорошим героемВновь повстречаться, сильней подружиться.
– Кто догадался, какова тема нашего урока (слайд №2).
Актуализация знаний.
– Обобщим наши знания о главных героях сказки.
Игра «Узнай по описанию»
а) И на мачеху стирала,И горох перебиралаПо ночам при свечке.А спала у печки.Хороша, как солнышко.Кто же это? (Золушка) (слайд№3)
– Как догадались?
– Какими чертами характера обладает Золушка? (добрая, отзывчивая, милая, трудолюбивая, заботливая, старательная, бескорыстная, кроткая, ласковая) – Что объединяет названные качества? (то, что они положительные)
Сделаем вывод: к какой группе героев можно отнести Золушку? (Золушка – положительный герой сказки)
-Запишите в первый круг положительных героев качества золошки.
Прочитайте. Скажите пожалуйста по описанию качеств кт же это ?б) «…сварливая, высокомерная, бессердечная гордячка» (мачеха) (слайд №4)
в) «… ленивые, заносчивые злюки, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом,
и характером» (сестры)
– А как одним словом можно назвать эти черты характера? (отрицательные) (слайд №4)
Cделаем вывод: к какой группе героев относятся мачеха и сёстры? (мачеха и сестры – отрицательные герои сказки)
– Сравните два столбика, что вы можете сказать об этих качествах (они противоположны друг другу) (слайд №5)
( после чего рисуют круги Эйлера и заполняют их качествами персонажей)
– Какой прием использует автор, противопоставляя характеры Золушки и матери с дочками? (прием контраста)
– Что этим хотел показать автор? (борьбу добра и зла)
Работа с эпизодом сказки «Золушка на балу». Словарная работа.
Была у Золушки прекраснойОдна заветная мечта…
Чтение стихотворения ученицей
Гаснет в печке огонёк,Всё одна я да одна.Догорает мой денёк,Ночь угрюма и темна.Если б фея вдруг пришлаТак, как в сказке говорят,Чтобы сбросить я моглаСвой испачканный наряд.И в карете золотойПонеслась бы к замку я,Где давно уж ждёт меняПринц, любовь моя.Где веселья свет и смех,Зала чудная в цветах,Где была бы лучше всехЯ в хрустальных башмачках.
Первичная работа с текстом.
– Куда мечтала попасть Золушка? (попасть на бал)
Только Золушка мечтала о бале?(Сестра тоже хотели пойти на бал)
-Что объединяет положительного героя и отрицательных?
– Что обозначает слово бал? (высказывание детей)
– Давайте посмотрим значение этого слова в толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова. 
Кто поможет мне? (бал – это большой танцевальный вечер)
– Золушка смогла попасть на бал?
-Чтобы проверить наши предположения, давайте прочитаем сказу Ш.Перо «Золушка».
-Верны ли наши предположения?
– Какое условие должна была выполнить Золушка? (Она должна была вернуться до полуночи)
– Уточните, что значит «до полуночи»? (до 12 часов ночи).
Физминутка.
Сказка даст нам отдохнуть,Отдохнем – и снова в путь.
Давным-давно жил царь Горох
И делал каждый день зарядку.
Он головой крутил-вертел
И танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал
И сильно прогибался,
Он руки к небу поднимал,
За солнышко хватался.
Дала нам сказка отдохнуть.Отдохнули? Снова в путь.Фея Золушку к карете проводила,Золушку в карету усадила,Золушке удачи пожелалаИ ладошкой на прощанье помахала.
Вторичный работа с текстом.
И Золушка, не помня себя от радости, отправилась во дворец…
Выразительное чтение отрывка «Золушка на балу».
– Почему же всё-таки Золушку сразу заметили на балу, ведь кроме неё там было много красивых, нарядных девушек? Найдите ответ в тексте сказки.
– Золушке понравилось на балу?
– Как вы думаете, какие же чувства испытывала Золушка на балу? (ответы детей)
(слайд №7)
– С помощью чего автор смог передать эти чувства? (с помощью слов)
Найдите подтверждение в тексте.
(радость, счастье – впервые в жизни отправилась на бал (« не помня себя от радости», «танцевала легко и грациозно» «поблагодарила крестную за счастливый вечер»); растерянность – попала в необычную обстановку, тревогу, испуг – забыла о времени(«забыла обо всем на свете», «убежала так быстро, что ни кто не смог догнать»), грусть – вернулась к обычной, тяжелой жизни «не было больше…), волнение, восторг.
– Что мы можем сказать о чувствах Золушки? Какие они? (они разные, противоположные) (слайд №8)
– Ребята, а вы бы хотели побывать на балу и посмотреть на Золушку?
– Закройте глаза, сделайте глубокий вдох – выдох.
Шорох платьев, люстр сиянье,Кавалеров обаянье.Светом блещет яркий зал:Приглашает всех на бал.
Смотрите и слушайте.
Видеофрагмент «Вальс» из балета Сергея Прокофьева «Золушка». (Резерв)
https://www.youtube.com/watch?v=elShlSBF6z4 (2минуты)
Аудиофрагмент «Полночь» из балета Сергея Прокофьева «Золушка».
– Что вы сейчас увидели? (балет )– Что такое балет? (слайд №9)
– Подтвердились ли ваши высказывания о чувствах героев?
– Понравилось ли вам на балу?
– Кто из вас смог представить себя принцем или Золушкой?
– Чем покорила Золушка принца? (добротой, искренностью, кротостью, изяществом)
Вот и подошла к концу наша сказка.
Рефлексия
А) – С каким литературным жанром мы сегодня работали на уроке? (со сказкой)
– Какая это сказка? (волшебная)
– Кто написал эту сказку? (Ш.Перо)
– Какова главная мысль сказки? (Добро побеждает зло. Добро вознаграждается. Зло наказано. Терпение и труд все перетрут.)– Чему учит сказка? (творить добро, помогать людям, быть…)
Итог урока.
– А сейчас, приложите к груди свои ладошки. Вслушайтесь каждый в свое сердце. Вы слышите его? Давайте скажем, какие хорошие человеческие качества живут в наших сердцах (любовь, доброта, отзывчивость, трудолюбие, искренность, справедливость, благородство, щедрость и т.д.) Все эти хорошие качества, которые вы перечислили, объединились в одно доброе сердце – это сердце нашего сплоченного коллектива. Я желаю вам, чтобы все доброе и хорошее оставалось в ваших сердцах надолго. А сейчас потрите, пожалуйста, свои ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соединив свои ладошки с ладошками товарища. На этом мы закончим наш урок. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас! А вы в свою очередь не забывайте, почаще улыбаться и дарить всем людям тепло и любовь.
Домашнее задание
(по выбору учащихся) (слайд №1)
Продолжить знакомство с волшебными сказками Ш. Перро.
Проиллюстрировать понравившийся эпизод сказки Ш. Перро « Золушка»
Продолжить сочинять стихи о Золушке для оформления творческого альбома.
Спасибо за урок.
Учащиеся выходят из класса под музыку Л. Фадеевой-Москалевой «Продолжение сказки».
Тезисы
Тема урока: Сказка Шарля Перро «Золушка»
Тип урока: интегрированный урок углубления в тему.
Перед уроком была поставлена следующая цель: воспитание общечеловеческих нравственных ценностей (доброты, отзывчивости, трудолюбия, умения сопереживать) через анализ содержания художественного и музыкального произведений.
Достижению данной цели способствовало решение задач:
Образовательные
- углубить знания учащихся о произведении Шарля Перро «Золушка»;
- учить анализировать художественное произведение (делать выводы, обосновывать свои высказывания, определять идею произведения);
- продолжить формирование навыков выразительного чтения;
развивающие - развивать память, речь и мышление учащихся;
воспитательные - пробудить интерес к чтению книг; - создать условия для эмоционально-психологического раскрепощения детей во время урока.
На уроке использовалось оборудование:
- мультимедийный проектор,
- мультимедийный экран,
- иллюстративный материал,
- книги Шарля Перро,
- толковый словарь Ожегова.
Урок построен с учетом дидактических принципов научности, доступности и наглядности, опираясь на уровень психического и умственного развития детей данного возраста.
Использовала следующие технологии:
- ИКТ,
- игровые,
- здоровьесберегающие,
- личностно-ориентированные.
Для активизации познавательной деятельности учащихся были использованы : - активные методы обучения (анализ и синтез на этапе актуализации знаний, сравнение и сопоставление на этапе актуализации знаний и основном этапе урока, обобщение - на протяжении всего урока, осмысленного запоминания – на основном этапе урока);
- методы по источнику информации и характеру деятельности (словесные: рассуждение, беседа – на протяжении всего урока; наглядные: на этапе актуализации знаний и основном этапе - как сопровождение; практические: работа с книгой на основном этапе урока)
- методы педагогики искусства (побуждение к переживанию в обстановке внутреннего эмоционального приятия художественно-музыкального произведения).
- частично-поисковый метод (учащимся было дано задание подтвердить свои предположения, дети по тексту искали по тексту фразы, слова, искали слова в словаре Ожегова)
С целью формирования интереса к учению использовала игровой прием «Угадай по описанию», эмоциональное стимулирование (элемент театрализации), элементы исследовательской деятельности (выявление чувств Золушки на балу).
Для формирования активной позиции и самостоятельности принятия решений использовала индивидуальную и фронтальную формы работы. Дети давали определения качеств героев, сравнивали, на кругах Эйлера доказывали давали определения частного и общего, разделили героев на 2 группы: положительных и отрицательных.
В процессе урока создавала атмосферу сотрудничества через такие виды общения как:
- ученик-класс;
- ученик-учитель.
Для снятия эмоционального напряжения проводила физминутки.
Домашнее задание было дифференцированным и носило творческий характер.
Гаснет в печке огонёк,Всё одна я да одна.Догорает мой денёк,Ночь угрюма и темна.Если б фея вдруг пришлаТак, как в сказке говорят,Чтобы сбросить я моглаСвой испачканный наряд.
И в карете золотойПонеслась бы к замку я,Где давно уж ждёт меняПринц, любовь моя.Где веселья свет и смех,Зала чудная в цветах,Где была бы лучше всехЯ в хрустальных башмачках.