«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ»


МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида №3 «Солнышко»














«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ» (из опыта работы)


















г.Новохоперск
2017


«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ» (из опыта работы)

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному. Многое заново открываем и переоцениваем.
В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое, мы, оказывается, знаем очень поверхностно: что заботило, радовало и тревожило русских людей, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам. Ответить на это - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

Дошкольный возраст – неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.
В своей работе я обратилась к мудрости и таланту русского народа .
Изучив немало литературы, взялась за разработку программы кружка, целью которого является приобщение детей к истокам русской народной культуры через календарные праздники.
Поставила для себя следующие задачи:
Познакомить детей с русским народным творчеством
Пробуждать и активизировать интерес детей к разным видам фольклора
Развивать у детей умение сопереживать, сочувствовать людям, животным, растения и т.д.
Развивать у детей музыкальные способности
Поощрять в ребенке инициативность и уверенность в своих силах и способностях.
Разработала мероприятия, занятия, определила методы диагностики уровня развития детей. Так в нашем детском саду появился кружок «Русские народные традиции».
На кружке мы с детьми учим народные песни, игровые и плясовые. Если с песнями, хороводами, плясками под мелодию обучение проходило без больших усилий, то возникали некоторые затруднения при обучении без музыкального сопровождения. К работе в кружке привлекались и другие воспитатели.
Народные игры любимы ребятами. Они закаляют волю и дают уверенность в своих силах, развивают ум и сообразительность, смелость и жизненную выдержку, доброту и чувство справедливости. Ну а раз народные игры, значит в ходу считалки. Игра – любимая деятельность ребенка, игра доставляет им радость. Поэтому иногда вношу элементы игры в песни. Тогда пение превращается в разыгрывание представлений, театра.
Также мы разучиваем с детьми игры и хороводы с напевами:
Игры «в медведя», «в родничок», «колечко», «в ворона», «волк и овцы», «золотые ворота», «в дятла»
Игры – хороводы: «Селезень и утка», «Воробей», «Ясен сокол и белая лебедь» и др.
Знакомятся дети с творчеством русского народа через разучивание журилок, мирилок, догонялок, попрыгушечек, пестушек. Их это и забавляет, и воспитывает.
Нами проделана огромная работа по изучению культурных традиций русского народа, составлению сценариев обрядовых праздников, что постепенно складывалось в систему. Мы стараемся соблюдать народные традиции в повседневной жизни детей всех возрастов. Изучение календарного фольклора осуществляется через участие детей в календарных праздниках. Ведь это своеобразный итог проведенной работы с детьми по усвоению фольклорного материала. Доброжелательная атмосфера этих мероприятий создает благоприятный климат, способствующий развитию эмоционально – волевой сферы детей, вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к приобщению к народному творчеству.
Взаимодействие с родителями происходит не только на открытых мероприятиях кружка «Русские народные традиции», но и в повседневной жизни через беседы, совместные праздники, посиделки в «Избе».
Остановлюсь на этом подробнее. Нельзя не сказать, что для организации кружковой работы были изготовлены и приобретены и костюмы, и организовано специальное помещение – изба. Здесь собраны предметы русского быта: столы, скамейки, печь, скатерти, полотенца и половики, веретено, коромысло, чугунки, кадки, самовар и деревянные ложки. Когда дети пришли первый раз в избу, они воскликнули: «Мы пришли к бабушке в гости!». Здесь же проводим интегрированные занятия, знакомим с разными видами народно – прикладного искусства. В избе дети не только знакомятся с разнообразием народного искусства, но и получают специальные навыки и умения, проводят совместные мероприятия с родителями.
Наша кружковая работа – путь к приобщению детей к истокам русской народной культуры, которая становится неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Считаю нужным продолжать работу в этом направлении, изыскивая новые материалы, формы и методы работы. Достигнутые результаты в знаниях и умениях детей, интерес ребят к этому виду культуры убеждают нас в правильности выбранного пути.