Приобщение детей к истокам чувашской народной культуры через игровой фольклор


МБДОУ детский сад «Солнышко»
Цивильского района С. Чурачики
Образовательная область «Музыка»
Методическое сообщение на тему:
«Приобщение детей к истокам чувашской народной культуры через игровой фольклор»

Муз. руководитель:
Е. С. Алексеева
с.Чурачики 2016г.
В законе «О языках в Чувашской Республике» сказано: «Граждане республики должны бережно относиться к родным языкам, как к хранилищу духовного и культурного наследия предков. Забота о сохранении, возрождении и развитии чувашского языка, как важнейшего национального признака и основы всей духовной культуры возлагается на чувашскую государственность».
Из всех традиций, передаваемых из поколения в поколение, важнейшими всё более становятся педагогические. Чрезвычайно богата и интересна чувашская педагогическая культура, основанная на естественной связи поколений. У народа была своя система приобщения подрастающего поколения к прекрасному. Приобщение же подрастающего поколения к прекрасному считалась одной из важных задач воспитания. Так одной из запеведей И.Я.Яковлева - любовь к Родине, родному народу, его культуре, обычаям и языку. Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дощкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Детям дошкольного возраста доступно народное творчество.
Существующие ныне программы отводят народному творчеству незначительное внимание, изучение и приобщение к народному творчеству дошкольного возраста в единой педагогической системе планируется так же незначительно. В результате яркий художественный и воспитательный потенциал народной культуры остается невостребованным, хотя современная педагогика считает освоение ребенком фольклорного наследия одним из приоритетных направлений. Обучающие возможности фольклора огромны. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Знакомство с детским фольклором развивает у детей интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогощаются знания о природе: Яркие, оригинальные по форме и содержанию пословицы и поговорки, заклички, считалки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Например:
«Сурхури куне юр сусан майар нумай пулать»;
«Висе хевел курансан - сиве пулать»;
«Хёвел халхаласан хеллетаман пулать»;
«Яранас килсен, сунашкине туртма ан уркен»;
«Сунашкана сулла, урапана хелле хатерле»;
«Пире ним те кирле мар»;
«Выллямашкан ача пар,
Сик тух!».
Фольклор уникален тем, что способствует развитию творчества у детей позволяет личности ребёнка раскрыться, способствует развитию умения импровизировать, а как известно импровизация - суть фольклора, где не разрывно связаны музыка, слово, движение.
Сказанное выше справедливо по отношению к культуре празднования чувашских календарных праздников. О таких праздниках в народе говорили: «Всякая душа празднику рада», «В такой день у Бога все равны».
Традиционно каждый календарный праздник - это соборная, т.е. общая организация детоко - взрослой жизни. Он естественно ориентирован на создание благоприятной воспитательной среды для детей разных возрастов, рассчитан на детскую подражательность, образное мышление, на этически оформленное копирование моделей поведения взрослых, воспроизводство в символической форме тех реальных дейетвий, которые исподволь подготавливают детей в игровой форме к взрослой жизни.
От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит Формирование его сознание и отношение к окружающему.
Успех Фольклорного праздника во многом зависит от того, насколько готовы к нему не только дети, но и взрослые. Готовность - это не только знание того, что за чем идегт и по каким правилам. Это прежде всего самое серьезное отношение. Чтобы подготовить праздник, нужна большая предварительная работа: выучить песни, стихи, хороврды, пляски, пословицы, поговорки. На любом чувашском фольклорном праздники звучит очень много национальной музыки в исполнение детей и взрослых. Так на празднике «Манкун» дети с удовольствием вместе со взрослыми заводили «плетень» и пели песню «Черемуха». Дети очень любят петь народные песни, пой с удовольствием, все это способствуют развитию восприятия музыки, умение искренно, глубоко выражать свои чувства, переживания. Пение - наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности. Пение чувашских песен знакомит детей с национальными традициями народа, его песенным прошлым. Так во время подготовки к празднику "СУРХУРИ" выбрали песню «Качака», детям объясняли, что в этот праздник дети и взрослые обходят все дома объявляя о начале праздника, желают хозяем хорошего урожая, благополучия, в доме, приплода скота и др.
" Чалла пултар сурхури!
Висе тесле выльах – черлех Хутасла парса пек хунавла пултар Шутерне пареза пек мантар пултар Ашалана парса пек писне пултарЧувашская песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи, вызывает положительные эмоции у детей. Чувашская песня несет в себе народную мудрость, красоту.
На каждом празднике дети и взрослые играют на чувашских музыкальных инструментах.
Обучаясь игре на чувашских народных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков их красоту и сочетание, игра на музыкальных народных инструментах - интересны и увлекательны вид деятельности для детей. Игра на народных инструментах способствует формированию музыкального слуха, памяти, чувства ритма.
Детям дошкольного возраста наиболее доступны шумовые, ударные инструменты: игра на ложках, трещетках, бубне, колокольчиках, колотушке, погремушках и др. Так в нашем детском саду имеется комплект чувашских народных музыкальных инструментов, дети знают названия и способы игры на них. Работу по обучению игры на народных музыкальных инструментах провожу последовательно и систематично. Знакомство с народными музыкальными инструментами проводится со старшей группой, как на музыкальных занятиях, так и во время индивидуальной работы с детьми. В процессе обучения детей игре на чувашских музыкальных инструментах использую небольшие попевки как на чувашском языке, так и на русском. Это помогает развивать у детей мелодический слух, чувство ритма, музыкально- сенсорные способности./ «Касая», «Чуччине», «Паппа ту», «Тяп-тяп-тяп утма» и др..
В процессе исполнения ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка. При совместной игре в оркестре формируется чувство коллективизма, приучает детей к собранности, внимательности, прививает определенные навыки ансамблевого исполнительства, активизирует все музыкальные способности, будит творческую фантазию.
В проведении календарных праздников часто используется оркестр чувашских народных инструментов для сопровождения различных видов детского и взрослого творчества: пения, танца, игры. Дети выпускной группы аккомпонировали для танца взрослых «Ахаяс» на празднике «Манкун». Сопровождали танец девочек "Вышивальщицы" и т.д. Своей игрой дети придают празднику веселое, шутливое настроение. Оркестр очень украшает праздник. Дошкольникам легче передавать свое понимания музыки не словом, а посредством движения - это хорошая предпосылка для творческого процесса. Удалой и веселый, спокойный и плавный танец по нраву каждому. В нем, как и в песне есть все: мысли и чувства, душа и характер, образ и движение. Трудно оставаться равнодушным при звуках замечательной танцевальной чувашской музыки, от которой ноги сами просятся в пляс. Дети очень любят танцевать. Для того, чтобы движение достявляло удовольствие исполнителю, и нравилось зрителям, нужно научиться владеть своим телом. Для обучения дошкольников чувашским танцевальным движением, отбираю движения чувашского народного танца, которые доступны детям по способам выполнения и понятны по выразительному содержанию. Среди них: разновидность притопов, поскоков, хороводный шаг, гармошечки, кружение с припаданием и т.д. Обучая детей чувашской пляске, ставлю задачу познакомить их с характером движения, которым присуще веселье, задор в сочетании со сдержанностью и скромностью работая над характерной осанкой для чувашской пляски, учу детей держаться прямо, с приподнятой головой, с отведенными назад плечами, такая осанка близка к нормальной хсрсшей осанке детей, поэтому она легко им усваивается.
Величаво плывут под чувашскую музыку девочки, исполняя танец с полотенцами, торжественны и неторопливы их движения - в этой плавности и величавости осознание красоты чувашской музыки, ее глубокой образности. Закружилась в вихре звуков «Линка» и вот уже другие эмоции, другие средства выразительности подсказывает музыка.
Ни один праздник не обходится без игр. В играх не только развлечение и интересное время провождение, в них не только веселье и радость для детей. Характер многих чувашских игр для детей таков, что они имеют
важное значение в (Физическом, художественном и нравственном воспитании.
Народная педагогика прилагала большое усилие к томуг чтобы у детей было много радости и веселья. Отношение чувашской народной педагогики к играм и веселью ярко выражено в словах песни: «Самрак чухне выллар, кулар, у кенмелле ан пултар»!- «Пока молоды играйте, смейтесь, чтобы потом не раскаиваться»!
Трудолюбие и выносливость чувашского народа прививалось с детства через подвижные игры. В них имитировали и показывали как выполняется та или иная работа. Например игра «В иголку с ниткой» («Иеппе щипле»), которая отражает труд мастерство - вышивальщиц. Дети встают по кругу, это полотно, а "нитка" догоняет "иголку" вбегая и выбегая из круга, как бы вышивая чудесный узор. Трудно назвать чувашскую игру , которая была бы рассчитана на участие одного ребенка. Большинство игр требует участия большего или меньшего количества детей. Коллективный характер игр, несомненно, объясняется теми педагогическими задачами, которые перед нами ставятся. С помощью игр лучше приучать детей к общению между собой , взаимным услугам, взаимному сохранению интересов. Во многих играх встречаются речитативы и песни. Они небольшие, и дети с удовольствием их разучивают и поют. Так игра «Луна или Солнце?» эта игра на испытание физической силы, здесь происходит состязание между командами «солнца» и «луны». Дошкольники с удовольствием играли на празднике «Серен» и «Ман- - кун». Во многие игры дети играли со взрослыми. Совместные игры детей и взрослых это огромная радость для детей. Такие игры надолго остаются в памяти детей. («Тухья таханмалла»-надень тухью , «Сирелер»/-расходись, «Касримушка», «Лашалла» и многие другие).
Календарные праздники - это не только своеобразный итог прове- денной работы с детьми по усвоению фольклорного материала, но и важный фактор положительного воздействия на эмонациональную сферу ребенка. Это возможность для детей проявлять свои творческие возможности, cпособнос ти.
Цель моей работы - познакомить детей с чувашскими традициями, чувашскими календарными праздниками на основе народного фольклора. Нужно отметить, что проведение праздников на основе народного календаря вошло в традицию нашего детского сада. "Акатуй" - весенний праздник чувашей, посвященный земледелию. Проводится как музыкально-спортивный праздник. "Серен" - весенний праздник, посвященный изгнанию злых духов и разных болезней. Обряд обычно начинается с обхода деревни и продолжается : за околицей, где проводятся спортивные соревнования. Группа детей и взрослых ходили по деревне и кричали «Серен». Войдя в дом, участники обряда принимали у хозяев подношения: яйца, ватрушки, сыр, пироги. Детишки постукивали по стенам дома, по утвари приговаривая: «Пусть покинут это жилище болезни, недуги,нездоровье .В празднике участвовало все население деревни, поэтому на наш праздник «Серен» мы пригласили родителей, бабушек, дедушек, школьников - старших сестер и братьев наших воспитанников. Увлекательно и весело прошли соревнования по бегу, конным скачкам, ведь лошадок смастерили родители. Игрищами детей руководил ребячий пастух («ача кетусе»), который вековые традиции, народную мудрость передавал через сказки, пословицы, легенды. После игрищ дедушка вспоминает древнейший обычай сжигать рябиновые прутья в костре и перепрыгнуть через него. Все болезни, нечисти сжигает огонь, а детям помогает быть смелыми, сильными, быстрыми. Праздник прошел интересно, доставил много радости и детям и взрослым.
Народные праздники имеют большую воспитательную и образовательную ценность. Воспитывая детей на народных традициях, можно развить в них национальное самосознание, а значит и уважение к своему народу, к своей национальной культуре.
Чувашские народные праздники - это уникальная возможность для детей знакомиться с народными песнями, танцами, обрядами. Праздники помогают овладевать без особого труда дошкольникам большим репертуаром чувашских песен, танцев, дети получают огромное удовольствие от встречи с прекрасным самобытным народным искусством. Народные праздники по сво- ей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей и взрослых. Чувашские народные праздники всегда открыты для новизны, изобретательности. Эта открытость веяние времени и одновременно сохранение традиций прошлого, уходящего в глубину веков до языческих времен, создавали богатую атмосферу, положительно влияющую на духовно-нравственное совершенствование подрастающего поколение и взрослых.
Приходится с печалью и сожалением говорить, что народная культура праздников в наши дни значительно подорвана. Вспомним слова великого русского педагога К.Р.Ушинского, который говорил, что "воспитание лишенное народных корней - бессильно.
Результатами своего труда, своими творческими успехами дети непременно хотят поделиться с окружающими.
Праздник это не только радость для себя, не и возможность порадовать других, и в первую очередь своих близких, показать им свои достижения.