Приобщение младших школьников к истокам национальной культуры


Приобщение младших школьников к истокам национальной культуры (из опыта работы).
С 2007 года я провожу в рамках кружковой работы с учащимися начальной школы кружок художественно-эстетической направленности «Истоки славянской культуры».
Освоение ценностей культуры – это область человеческой деятельности, которая развивает универсальные творческие способности, пробуждает продуктивное мышление, воображение, фантазию, обогащает мир эмоций человека. Знание духовной истории отечества позволит воспитать у учащихся чувство патриотизма в его истинном значении, предотвратить у школьников формирование «комплекса манкурта», не помнящего родства. Поможет в формировании художественно-эстетической способности отделять настоящее искусство от тех искусствоведческих подделок, которые дискредитируют традиции истинного мастерства. Эти знания помогут заполнить тот ценностный вакуум, которые образовался в нашей стране в настоящее время. Особое внимание следует уделить мощной гуманистической традиции русской культуры. Обязательно должна быть связь с местным краеведческим материалом.
Учащиеся с большим интересом и желанием посещают кружок. Цель кружка – приобщение учащихся к истокам национальной культуры, воспитание чувства национальной гордости. Эта цель реализуется в ходе решения следующих задач: включение учащихся в практическую исследовательскую деятельность, развитие мотивации к сбору фольклорного материала, формирование потребности в саморазвитии, формирование активной жизненной позиции, развитие культуры общения, развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность, развитие вкуса к родному слову.
Занятия проводятся 4 часа в неделю. Формы занятий разнообразные: беседы, экскурсии, походы, конференции и т.д. Состав группы детей постоянный. Методы преподавания: беседы, разъяснения, показы, практические работы и т.д. Каждое занятие включает в себя теоретическую и практическую часть. Объяснение теоретического материала, практических заданий сопровождается демонстрацией наглядных пособий, т.д.
Содержание образовательной программы направленно на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям, профилактику асоциального поведения, создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации ребенка, интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка, взаимодействие педагога с семьями обучающихся.
«Истоки славянской культуры» имеют особое значение в становлении личности. Теоретические знания воплощаются в жизнь в игровой форме. Ребенок ощущает себя героем разных эпох, играя роль богатыря, царя и т.д. Игры и праздники, которые проводятся в течении всего курса, сплачивают ребят, их родителей в единый дружный коллектив. За 4 года обучения ребята знакомятся с главными обрядовыми праздниками Руси: Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Красная горка, Троица, праздник Урожая (Осенины). Формирование начальных знаний по славянской культуре осуществляется в 4 курсах.
1 класс «История и культура в сказках и песнях». Изучение произведений устного народного творчества: русская народная сказка, русская народная песня, пословицы, поговорки, загадки, потешки, дразнилки, украинский, польский и белорусский фольклор. Жанры сказок. Авторская сказка. Исторические и культурные события, отражены в сказка, а также быт людей. Народные игры.
2 класс «Культурное наследие древних. Первобытный человек, наскальные рисунки, первые «музеи». Библейская версия сотворения мира. История вещей: что могут вещи рассказать о себе, о своих хозяевах (зеркало, гребень, скатерть, венчальное покрывало). Одежда в разные времена. Деньги. Письменность. Мой город. Моя родословная. Письменные памятники, как источник сведений о языческой мифологии славян. Византийские писатели, восточные путешественники. Мифологические представления славян о животных и растениях. Мифология славян. Языческие праздники. Русь языческая. Русь двоеверная. Герои древней Руси.
3 класс «преданье старины глубокой». Славянские мифы. Легенды славян. Книга велеса. Первые русские князья, былинные богатыри и поленницы, языческие верования, крещение Руси, древняя Москва – в живописи, музыке, скульптуре. Рюрик, Олег Вещий, Святослав, благоверные князь Владимир, Нестор – летописец, Сергей Радонежский, Андрей Рублев, Максим Грек, Земледельческий календарь, Земледельческие праздники и обряды.
4 класс «Великая Русь. Пути предания. Рассказы о православном Предании и народном календаре России. Праздники и обряды Руси. Народные заблуждения: суеверия и ложные убеждения. Приметы. Чары и обычаи. Народная медицина. Народный цветник. Порядки, характер и обычаи русского народа, домоводство. Русские обеды. Одежда. Образ домашней жизни. Музыка и музыкальные инструменты. Русские народные присловия. Старинные и народные песни. Яркие примеры: древнерусские иконописцы, архитекторы и архитектура, волшебная кисть. Фаберже.
За время посещения кружка дети научились определять жанр сказки (волшебная, бытовая, о животных), различать русский, украинский и белорусский фольклор. Выучили наизусть не менее 10 народных песен. Научились играть в 2-3 народные игры, «видеть» в сказке, песне историческую эпоху, пользоваться при общения правилами речевого этикета, рисовать словенскую к любой сказке с использованием слов и выражений из текста, составлять устные рассказ от имени одного из сказочных персонажей, танцевать 2-3 народных танца. Изучили виды исторических источников (вещественные, письменные, устные), краеведческий материал родного края, библейские рассказы о сотворении мира, мифы славян, языческие праздники. Умеют сопоставлять мифы славян. Знают былины о богатырях и умеют различать отдельных богатырей и поленниц. Знают языческие верования, некоторые обрядовые праздники и умеют их объяснять.
Занятия учащихся в кружке «Истоки славянской культуры» позволяет им закрепить и расширить свои знания по истории, более глубоко изучить истоки становления и развития славянской культуры. Кроме тог, развивают у ребят мышление, творческую инициатив, аккуратность, создавая основу для личностного роста, что в конечном итоге позволяет учащимся смотреть на обычные вещи другими глазами.