Организация мини-музея Русская изба


Организация мини-музея
«Русская изба»
п. Авнюгский 2014г.
МДОБУ «Авнюгская СОШ» детский сад «Берёзка»
Воспитатель: Татарская Т. В.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
Человек не может жить и двигаться вперед, не оглядываясь на прошлое не используя накопленный поколениями опыт. Как дерево не может жить без корней, так человек не может чувствовать себя свободным в обществе, не опираясь на традиции и обычаи своего народа. Поэтому возрождение и изучение быта и уклада жизни наших предшественников оказалось очень важной и актуальной темой.
Приобщение к русским национальным духовно культурным ценностям происходит в процессе ознакомления с традиционными русскими ремеслами (Гжель, Хохлома, дымковская игрушка, Городецкая роспись). Как показал опыт  для занятий по привитию интереса к прошлому нашего народа, необходима особая предметно-пространственная среда. Среда, которая бы удовлетворяла потребности, интересы самого ребенка, дала ему возможность постоянно чувствовать себя полноценным «владельцем»  пространства, иметь свободный доступ к средствам деятельности, способствовала формированию творческого потенциала в личности ребенка. Возникла идея о создании мини-музея «Русская изба».
 Поставлены цели:
1.Приобщение детей к нравственным и духовным ценностям русской народной культуры.
2.Создание условий для возрождения традиций народного семейного воспитания.
3.Обеспечение социальной адаптации дошкольников путем введения их в культурную традицию русского народа.
Таким образом, находясь в детском саду, дети постоянно соприкасаются с культурой народа, ощущают ее энергетику. Именно родная культура, как отец и мать стала неотъемлемой частью души  ребенка рождающая личность.
        Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты любознательность является национальными.  Это помогает детям с самого раненого возраста понять что они – часть великого русского народа. Во-вторых, широко используем малые жанры русского фольклора (колыбельные песни , потешки, пестушки ) народ – мудрый и добрый учитель – создал множество песен, попевок, потешек, дающим возможность взрослому в приятной для ребенка форме обучить его чему - то новому. В-третьих, приобщение детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции.
        Мы начали собирать разнообразные экспонаты.
        Разделы мини – музея.«Русская изба» - русская печка, лавка, сундук.
«Домашняя утварь» - собрали старинные или сделанные под старину предметы быта (изделия из бересты, глины, чугунные изделия, деревянная утварь).
«Мастерская Кукол» - куклы из ткани, соломы, ниток.
«Рукотворный мир» - предметы рукотворного мира (варежки, творение умелых женских рук – вышивка, прядение здесь же представлены прялки двух видов).
. Особый интерес у детей вызывает  - прялка, которую мы отреставрировали, покрыли лаком. Домашняя утварь: ухват, чугунки, крынка, туесок, сельница и корыто для рубки мяса; кроватка – качалка. В старину в деревне основными предметами были сундуки, лавки и столы. Для детей сундук является, одним из интереснейших предметов в нем хранятся самотканые половички, рушники, салфетки, которые принадлежали прабабушкам.
        Наш мини – музей занимает небольшое пространство и не отвечает строгим требованием настоящего музея. В его экспозиции много сделано руками воспитателей, родителей и детей. Родители подарили салфетки, связанные крючком, вышитые шторы, а так же музыкальный инструмент балалайку.
Взаимодействие участников мини-музея осуществляем по следующему алгоритму: педагоги-родители, педагоги-дети, педагоги-дети-родители, родители-дети.
        Работа по созданию мини – музея «Русская изба» не однодневная,.Как само пространство мини – музея так и его экспонаты, постоянно трансформируются, являются частыми атрибутами в театрализованной деятельности, развлечениях. Наш мини – музей стал своеобразным центром народной культуры, открытым в детском саду для разных возрастных групп, причастных к идее духовного и культурного возрождения. Собранные предметы я использую на занятиях по ознакомлению с укладом жизни русской деревни, по изобразительной деятельности (дети выкладывают и рисуют орнаменты, узоры, лепят посуду, игрушки). В нашем мини – музеи проводятся занятия следующей тематики: («Русская изба», «Посиделки», «Город мастеров», «Самовар, самоварище», «Народная игрушка) .Дети знакомятся с фольклорными праздниками (Осенины, масленица и др.).
Мини – музей «Русская изба» помог разнообразить предметную среду детского сада, развить познавательную деятельность и обогатить духовно – нравственное восприятие детей, расширить представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, жившими раннее живущими сейчас рядом.
        Приобщая детей к русским традициям, знакомя их с народными праздниками, обрядами, мы стремимся, прежде всего, пробудить интерес детей к родной истории. Пусть не все останется в памяти, но что- то осядет, запомнится, а значит рано или поздно обязательно прорастет и даст свои всходы.
Руководитель музея: Татарская Т. В.
НОД в мини-музее «Загадочный мир русской избы»
Воспитатель: Татарская Т.В. 2014г.
(старшая, подготовительная группы)
Цель:
приобщение детей к истокам Русской народной культуры, ее наследию;
формирование чувства любви и добра;
воспитание патриотизма.
Задачи:
Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков.
Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие)
Ход занятия:
- Сегодня у нас особенный день в детском саду. Мы открываем в нашей группе музей.
Музеи бывают разные: исторические, краеведческие, музеи великих людей, музеи телефонов, музеи пряников, самоваров, музеи забытых вещей и еще очень много разных необычных музеев.
А сегодня мы открываем музей под названием «Загадочный мир русской избы».
А кто помнит как нужно вести себя в музее? (ответы детей)
Дети проходят, занимают свои места на стульчиках. 
Всех ребят и всех гостей Приглашаем мы в музей.
Детей встречает хозяюшка, одетая в русский народный костюм. - Здравствуй, хозяюшка! (Дети кланяются)
- Милости просим! Проходите, присаживайтесь. Удобно Вам сидеть? Вы любите отгадывать загадки? Я буду вам сегодня загадывать много загадок, и вы узнаете, с чем я хочу вас познакомить. Слушайте первую загадку.
Стоит жилище,
Деревянные бочищаВнутри печь да дрова
Это русская (изба)
- А как ещё можно назвать избу? (сруб). А почему? (Потому что её срубили топором). Посмотрите, какие раньше делали избы. Кто из вас знает, из какого дерева строили на Руси избу? (из сосны или ели).
Выставлены картинки различных видов русских изб.
Давным-давно на Руси люди строили жилища из бревен. Такие дома называют избами. И все было сделано в избе из дерева: и пол, и потолок, и мебель, и стены, и посуда.
Я думаю, что вы знаете много сказок, в которых говориться про дом, жилище (Теремок, Сказка о рыбаке и рыбки, Заюшкина избушка, три медведя, три поросёнка, Гуси-лебеди). 
Входя в избу, волей-неволей каждый должен был поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая. А порог, наоборот, высокий, чтоб меньше холода попадало в избу.
А сколько было комнат? (одна). И жила в ней большая семья. Сколько человек жило в одной комнате? (12-13).
Отгадайте следующую загадку
Она стоит в русской избе
От неё тепло везде
Вы поймете, о чём речь
Это русская (печь)
Ай да молодцы! Конечно же это печь! Печь в русской избе - самое главное. В старину о ней говорили так: «Без печи хата – не хата».
Печь занимает почти пол-избы.
С печью связана вся жизнь крестьянина. Недаром народ наделял печь волшебными свойствами, а ее образ стал традиционным для русских сказок. Какие сказки с участием русской печи вы знаете? (в сказке «Гуси-лебеди» печка прячет машу и ее братца от злых гусей-лебедей, а в сказке « По щучьему велению» везет Емелю к царю).
Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. А как назывался человек, который умел класть печь? (печник)
Печник пользовался почетом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.
А теперь отгадайте следующую загадку
Что выше крыши
Ловчее мыши?
(дым)
Какими дровами топили печь? (берёзовыми). А почему? (Они дают много тепла и хорошо горят). Дети пробуют положить дрова в печь.
Следующая загадка
Чёрный конь
Прыгает в огонь
(Кочерга)
- А зачем она нужна? (Перемешивать угли в печи). Молодцы! Продемонстрировать кочергу.
- Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. Правый от печи угол назывался бабий кут. Здесь командовала хозяйка, все было приспособлено для приготовления пищи. Отсюда и слово закуток, т.е. отгороженное где-нибудь в помещении место.
- Посмотрите, ребята, вот в таких чугунках готовили кушать.
(рассматривают утварь).
Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля чугунок.
- Теперь я вам задам очень трудное задание, подумайте, посмотрите и найдите в моей избе предмет, который был очень нужен людям в давние времена, что бы достать из печи чугун и не обжечь руки, а я вам дам подсказку:
Из русской печи
Кашу из печи тащи
Чугунок очень рад
Что его схватил
(ухват)
- Голыми руками чугунок со щами или горшок с кашей из раскаленной печи не вытащить - это делали с помощью ухвата (рассматривают ухват, воспитатель демонстрирует как им пользовались).
- Как вы уже поняли, ребята, хозяйствовать по дому приходилось в основном женщине, и работы этой было много. Вспомним о воде, которой в хозяйстве нужно было очень много. Как ее носили в старину? В руках тяжело, поэтому придумали специальное приспособление. Кто из вас знает, как оно называется? (коромысло)
(детям необходимо пронести на коромысле два маленьких ведра с водой.)
-  В старину люди считали, что за печкой жил домовой. Это маленький лохматый мужичок. Мало кто его видел. Днём он спал. А по ночам мог и пошалить. Если ему нравилось в доме, то он служил верой и правдой хозяевам. Ну а если ему не нравилось, то он проказничал. То в трубу завывает, то ногами топает, то дверями хлопает. А когда люди переезжали в новую избу, то они всегда забирали домового с собой. Сварят горшочек каши, скажут заветные слова. Накроют горшочек рушником и несут его в новый дом.
Домовёнок он не злой,
Он проказник озорной
Любит с нами поиграть,
Пошалить и поскакать
Не боимся мы тебя,
Ты хранитель очага
- Украшением избы всегда был и остается до сих пор КРАСНЫЙ УГОЛ (красный означает «красивый, хороший и светлый») это место где стоят иконы, вышитое полотенце покрывает их от пыли, есть лампадка, где зажигали свечу в праздничные и горестные для семьи дни.
В красном углу находился и очень большой стол. Почему большой? (чтобы могла разместиться вся семья.Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи.
Красный угол – самое почетное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядо украшали.
- Русский народ всегда славился своим гостеприимством:
Что есть в печи - всё на стол мечи.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Умей в гости звать, умей и угощать.
На столе в избе всегда стоял горячий самовар. Послушайте загадку:
У носатого, у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит, и как зеркало блестит.
Самовар изобрели очень давно в городе Туле. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала. Несмотря на изобретение газа и электричества, самовар сохранился до наших дней. Наши предки , в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.
- Гостей приглашаем – чаем угощаем. (Приглашает детей и гостей на чаепитие в группу).
Все проходят в группу, рассаживаются за столы.
Воспитатель приглашает попить чаю из самовара с традиционным русским угощением: сушками, кренделями, сухарями, мелко колотым сахаром, разным вареньем.
Хлебом-солью привечаем,
Самовар на стол несём.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём.