Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме «Имя числительное» (6 класс). Лабораторная работа.

Урок обобщения и систематизации изученного материала
по теме «Имя числительное» (6 класс).
Лабораторная работа.
Цели:
1. Образовательные: повторить и систематизировать знания, полученные учащимися при изучении темы «Имя числительное»; закрепить навыки правописания числительных; отрабатывать умения разграничивать числительные количественные и порядковые, целые, дробные и собирательные, отличать числительные от других частей речи с числовым значением.

2. Развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы; развивать орфографическую зоркость; развивать навыки, связанные с употреблением числительных в устной речи (соблюдать нормы согласования числительного с существительным); расширять кругозор учащихся.

3. Воспитательные: воспитывать интерес к языку как к средству получения знаний.
Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.

Методы и приемы:
- информационно-рецептивные (использование ИКТ для активизации учебно-познавательной деятельности),
- эвристическая беседа в ходе всего урока,
- проблемно-поисковый (ответы на проблемные вопросы, подведение к теме урока),
- исследовательский (отличие числительных от слов других частей речи с числовым значением),
- наблюдение над языковыми фактами (старинные меры длины и веса),
- теоретико-практический метод (в ходе всего урока),
- метод стимулирования учебной деятельности (дидактические игры, загадки),
- игровые приемы,
- слово учителя как прием для организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

Оборудование: мультимедийная презентация.
Ход урока:
1. Организационный момент. (Эвристическая беседа).
- Доброе утро! Улыбнитесь друг другу. Получили заряд положительной энергии и подарили друг другу хорошее настроение.
- В каком году ты родился?
- Сколько букв в алфавите?
- Сколько цветов у радуги?
Сколько у тебя завтра уроков?

- Ребята, а как вы считаете, почему я задала вам эти вопросы? (Ответы детей) Мы постоянно что-то считаем. Цифры нас окружают повсюду. А между тем имя числительное – немногочисленная часть речи, но очень интересная. И сегодня вы в этом убедитесь. (Проблемно-поисковый метод).

2. Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, вы закончили изучение еще одной именной части речи - имени числительного. На уроке нам с вами предстоит проверить, насколько хорошо вы усвоили этот раздел. А для этого мы отправимся в научно - исследовательский институт имени Числительного. В этом институте под пристальным вниманием учёных находится уже хорошо знакомая вам часть речи. Научные сотрудники института подготовили для вас лабораторную работу по пройденной теме. Так что у вас есть замечательная возможность проявить свои знания.

- Попробуйте сами сформулировать цель нашей работы.
Наша цель: повторить и закрепить знания об имени числительном как части речи; показать умение отличать числительное от других частей речи и от чисел математических; закрепить навыки склонения числительных, при этом правильно проговаривая и записывая их. Желаю вам успехов!

3. Слово учителя.
1 задание – «Лабиринт». Чтобы попасть в институт, нам нужно открыть ворота. А для этого необходим код. Его узнать несложно. Мы напишем цифровой диктант.
Для начала ответьте на вопрос: какая часть речи называется именем числительным?
Назовите виды числительных по составу? ( Простые и составные)
Цифрой 1 мы обозначим простые числительные, цифрой 2 – составные. Вы записываете только цифры.

Одиннадцать, два, двадцать три, сорок пять, пятьдесят, сто пятнадцать.
Код: 1, 1, 2, 2, 1, 2

Цифровой код мы узнали, осталось выяснить еще один – буквенный. Я называю вам слова, а вы определяете, что перед вами: числительное или слова других частей речи (существительное, прилагательное, глагол). Записать начальную букву этой части речи.

- Ребята, что вы должны помнить при выполнении этого задания? Как определить имя числительное? (Обозначает число, количество или порядок предметов при счете. Числительные можно записать словами и цифрами, а слова других частей речи – только словами). (Исследовательский метод)

Пятый, девятиэтажный, удвоить, пятерка, двойной, шестиклассник, семеро.

Код: Ч, П, Г, С, П, С, Ч.

- Молодцы, ребята! Вы успешно выполнили первое задание. Вот мы и в ЛАБОРАТОРИИ.

2 задание – «Лаборатория».
Здесь вам необходимо навести порядок, правильно заполнить таблицу, вписав в неё предложенные слова. После того как в лаборатории будет наведён порядок, можно приступать и непосредственно к химическим опытам. Какие вы знаете разряды числительных по значению?
Количественные числительные
Порядковые числительные

Числительные, обозначающие целые числа
Дробные числительные
Собирательные числительные







Девятнадцать лет, пятеро друзей, три четвертых участка, одиннадцать баллов, девятьсот метров, сорок пятый ряд, двое учеников, семеро козлят, первый ряд.

Прежде чем приступить к химическим опытам, немного отдохнем.
«Перемена».
1) Прочитайте зашифрованные слова.
Смор1а, по2л, элек3к, 100л, ви3на, па3от, о5, 100рона, 100янка, пи100лет, 40а, 100п, 100н.

2) Отгадайте загадки.
1.Четыре брата под одной крышей стоят. (Стол). 
2. Есть семь братьев, годами равные, именами разные (Дни недели).
3. Стоит Антошка на одной ножке (Гриб).
4. 12 братьев мчат вперёд, всегда вперёд, за годом год. Но им друг друга не догнать. Скажи, как братьев этих звать? (Двенадцать месяцев).

О том, что имена числительные часто употребляются в образной речи, говорит множество загадок, пословиц и поговорок. Загадки мы с вами отгадали, а теперь вспомните пословицы и поговорки.

3 задание – «Химические опыты». Их будет 4 .

1 опыт. Чтобы пошла химическая реакция, нужны ваши знания. Вспомните, когда в числительных пишется мягкий знак? (Мягкий знак пишется на конце и в середине числительных. На конце в числительных от ПЯТИ до ДВАДЦАТИ и в числительном ТРИДЦАТЬ для обозначения мягкости согласных.
В середине числительных 15, 16, 17, 18 и 19 мягкий знак не пишется.
В И.п. и В.п. числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900, после первого корня пишется мягкий знак.)

(работа с интерактивной доской)

За лето прочитал пят...надцать книг.
В школе пят...сот учеников.
Выучил восем...десят сем... иностранных слов.
Напечатано восем...сот экземпляров книг.
В продаже есть сем...надцать видов обоев.
Объем бака – шест...десят литров.
Выполнено двадцат... заданий.
2 опыт. Поставить числительные в указанных падежах.. Вспомните, в чем особенности склонения сложных числительных? Составных числительных? (При склонении изменяется каждая часть слова, в составных числительных склоняются все слова).
1 группа – 67 книг (Д.п, Т.п.) , 2 группа – 74 страницы (Т.п., П.п), 3 группа – 58 рублей (Р.п., Т.п.)

1 группа. И.п. – шестьдесят семь книг
Д.п. – шестидесяти семи книгам
Т.п. – шестьюдесятью семью книгами

2 группа. И.п. – семьдесят четыре страницы
Т.п. – семьюдесятью четырьмя страницами
П.п. – семидесяти четырех страницах.

3 группа. И.п. – пятьдесят восемь рублей
Р.п. – пятидесяти восьми рублей
Т.п. – пятьюдесятью восьмью рублями

3 опыт. Ребята, перед вами в химической лаборатории были попытки в проведении опытов, но они не увенчались успехом. А все потому, что там были допущены ошибки. Помогите их исправить. У каждого из вас на парте лежит текст, который нужно отредактировать. Перед этим сложным заданием предлагаю немного отдохнуть. (Физкульминутка)

1. В Москве более восемьсот уличных часов. (Более восьмисот)

2. В двух тысяч седьмом году мы пошли в первый класс. (в две тысячи седьмом)

3. Свыше восемьдесят пять тонн металлолома собрали школьники района.

4. В декабре тысяча восемьсот двадцать пятом году было восстание декабристов.

5. Трое школьниц были направлены на олимпиаду.

6. Первые микроскопы давали увеличение до двести семьдесят раз.

7. Взрослое растение кукурузы за сутки испаряет около восемьсот граммов воды.

8. Около триста миллионов лет наша Земля была совсем не такой, как теперь.

4 опыт. Составить словосочетания « числительное + существительное». Но чтобы опыт получился, сначала ответьте на вопрос: С какими существительными «дружат» собирательные числительные? (С существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детенышей животных; с существительными, употребляющимися только во мн.числе)

Пятеро, пять (сестры); семь, семеро (ножницы); шесть, шестеро (апельсины,); два, двое (ребята); три, трое (котята); четыре, четверо (сутки); три, трое (ученицы); у оба, обе (подруги).

Молодцы, вы отлично поработали. Думаю, вы заслужили сюрприз. Предлагаю совершить экскурс в историю. (Наблюдение над языковыми фактами)

«Это интересно! Старинные меры длины и веса».
В старину в России и в других странах применялись различные меры длины. Чаще всего они были связаны с размерами частей тела человека. Например, сажень, локоть, пядь.
Сажень – мера длины, связанная с размерами обеих рук (2, 13 метра)
Локоть – мера длины, равная приблизительно 0, 5 метра.
Пядь – расстояние между растянутыми большим и указательным пальцами.
Саженей тоже было несколько. Маховая сажень – это расстояние между кончиками пальцев, которые раздвинуты на полный мах рук (1,76 м). Косая сажень – расстояние от кончиков пальцев поднятой вверх правой руки до конца пальцев левой ноги (2, 48 м).

В конце 19 века в большинстве стран мира, в том числе и в России, была введена метрическая система мер. Однако по традиции моряки и сейчас измеряют расстояние милями (1852 м), а скорость – узлами (1 миля в час). Массу алмазов измеряют в каратах (0,2 г – масса пшеничного зерна). Объем нефти – в баррелях (159 л). А программисты измеряют длину монитора в дюймах (2, 54 см).

4 задание – «Химический анализ». Сделайте морфологический разбор указанного имени числительного.
За час сердце перекачивает около трёхсот литров крови.
Мой друг живет на девятом этаже.

5 задание – «Обратная реакция». Оно поможет узнать, насколько хорошо вы усвоили тему.

Тест «Имя числительное»
1. Укажите имя числительное:
а) семь;
б) семерка;
в) удвоить.

2. В каком ряду расположены количественные числительные?
а) сто, двести, семьсот;
б) девятый, трехсотый, тысячный.

3. В каком ряду все выделенные слова – порядковые числительные?
а) пятьдесят шестого автобуса, двухэтажный дом, на четырнадцатом этаже;
б) к восьмому октября, двадцать девятый километр, восемнадцатый год;
в) пятисотый километр, трехкратный чемпион, семицветная раскраска.

4. Определите составное имя числительное:
а) десять;
б) семнадцать;
в) тридцать восемь.

5. В числительных 5-20 и 30 мягкий знак пишется:
а) на конце числительного;
б) в середине числительного.

6. Числительные 40, 90, 100 имеют падежных форм:
а) три;
б) четыре;
в) две.

7. Числительное полтораста имеет падежных форм:
а) три;
б) две;
в) четыре.

8. При склонении дробных числительных изменяется:
а) обе части;
б) первое слово.

9. Найдите ошибку в сочетании числительных оба-обе:
а) обеими подругами;
б) обеими окнами.

Ответы: 1 –а, 2 – а, 3 – б, 4 – в, 5 – а, 6 – в, 7 – б, 8- а, 9 – б.
4. Подведение итогов.
Ну что же, ребята, наша увлекательная экскурсия в научно-исследовательский институт имени Числительного подходит к концу. Вы достойно справились со всеми заданиями. И я думаю, мы с вами подошли к такому выводу:

Как обойтись бы без числа
Наука целая могла?
Расчёт во всяком деле нужен.
И ты с числительным будь дружен.

Ваше домашнее задание: написать рассказ с использованием числительных или лингвистическую сказку на тему: «В мире числительных».