Семинар – практикум на тему: «Приобщение детей к национальной культуре»


Семинар – практикум
на тему:
«Приобщение детей к национальной культуре»
Старший воспитатель МБДОУ
«Детский сад общеразвивающего вида №28»
Мамижева Ж.М.
Цель: повышение профессионального уровня педагогов по воспитанию ребенка в мире национальной культуры через народное декоративно – прикладное искусство, произведения устного народного творчества.
Вступительное слово ведущего:
Становление полноценного гражданина России предполагает формирование и поддержание устойчивой связи между развивающейся личностью и Отечеством, представляющим совокупность биогеофизических, природно-экологических, национально-этнических, культурно-исторических и иных представлений, скрепленных совместными переживаниями в совместной жизнедеятельности.
Патриотом-россиянином человек становится тогда, когда знает и любит свою « малую» родину, свою республику, свой родной город. Поэтому приобщение ребенка к культуре, искусству и традициям народа, способствует формированию духовного менталитета ребенка, решает важные задачи формирования нравственно-этнических, гражданско-патриотических качеств личности.
Все участники разбиваются на две команды и выбирают себе названия. Под сопровождение народной музыки они входят в зал, садятся за столы и приветствуют друг друга в фольклорной форме.
1.Экспресс-опрос
Виды искусства, которые сопровождают человека с первых лет жизни
( художественная литература, устное народное творчество).
Художественная система фольклора имеет разнообразную жанровую форму. Какие:
- былины;
- сказки;
- легенды;
- песни;
- предания.
Малые формы:
- песенки;
- потешки;
- загадки;
-пословицы; - частушки.
Формы ознакомления дошкольников с художественной литературой:
- чтение;
- рассказывание;
- заучивание.
2.Разработать план ООД:
- по заучиванию малых форм фольклора для младшей группы; (для первой команды)
- по чтению легенды для старшей группы (по выбору для второй команды).
3. Фольклор русского народа.
Протяжная, ласковая песенка для детей (колыбельная).
Основной вид устного народного творчества (сказка) краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица).
Ритмичная песенка-приговор, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками (потешка).
Короткие, состоящие из двух, четырех строчек песенки. исполняемые подряд на одну мелодию. (частушки).
4. Мифология
- Как русский народ называл духа дома, живущего за печкой? ( Домовой).
- Как в славянской мифологии зовут хозяина лесе и зверей? ( Леший).
- Злая лесная старуха – волшебница и ведьма? ( Баба – яга).
- Как называли языческого бога, покровителя овец и обряд, посвященный ему уадыгов? ( Емыщ).
- Какой обряд в земледельческом быту совершали в мае адыги?
(Возвращение пахарей).
- Какой обряд устраивали для предотвращения засухи? (обряд вызывания дождя («Хьанцэгуащэ»).
5.Решение кроссвордов
1. Название хохломского узора (кудрина)
2. Одно из главных качеств, присущих изделиям художественных народных
промыслов ( красота).
3. Источник вдохновения народных промыслов ( природа).
4. Название народной игрушки (филимоновская).
5. Название промысла ( гжель).
6. Короткое название промысла ( дымка).
7. Красочный наряд произведений художественных народных промыслов
( роспись).
8. Цвет, сообщающий пламенность хохломской росписи ( красный).
9. Название адыгейского узора ( орнамент).
10.Название элемента в:
- адыгейском орнаменте (ромб).
- городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья)
- гжельской росписи (цветы, листья, травка, оживки, усики, завитки)
- хохломской росписи (листья, завитки, ягоды)
- каргопольской росписи (прямые линии, ромбики, треугольники)
- дымковская росписи (кружочки, точечки, волнистые и прямые линии)
- северодвинской росписи (треугольники, круги, завиточки, линии)
- филимоновской росписи (рисунки из линий)
- полховско-майданской росписи (цветы, ягоды).
5. Распределить материал по декоративно-прикладному искусству по возрастным группам (педагогам предлагается пустая таблица, которую они заполняют:
Вид росписи Младшая Средняя Старшая Подготовительная
Дымковская * * * *
Филимоновская* * *
Городецкая * * *
Полхов- майданская* *
Каргопольская* *
Гжельская*
Хохломская*
Жостовская*
Мезенская*
6. Заполнить таблицу (педагогам предлагается пустая таблица, которую они заполняют, называя вид росписи, элементы, основные цвета, приемы):
Название росписи элементы Основные цвета приемы
Дымковская Круг – солнце, волнистые линии – вода, пересечение прямых линий (ромб) – земля; кружочки, точки, полоски, сетка, колечки Фон всегда белый, красный, желтый, зеленый Примакивание, концом кисти, кистью плашмя
ФилимоновскаяЛинии – прямые, волнистые, параллельные, перпендикулярные; точки, круг Красный, желтый, голубой, зеленыйГородецкаяРозаны, купавки, листочки, птицы, кони Красный, желтый, зеленый, черныйПолхов - майданскаяКаргопольскаяГжельскаяТочки, прямые линии, сетка, бордюры, капельки, розы, веточки, листья, цветы, травинки, завитки, Синий, оттенкиголубогоцветаКисть держать тремя пальцами, перпендикулярно поверхности листа бумаги
ХохломскаяЗавитки, листочки, цветы, линииКрасный, желтый, зеленый, ЖостовскаяЗамалевка, тенежка, бликовка, чертежка7.Презентация педагогического проекта на тему: «Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей».
8.Подведение итогов семинара.