Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе Моё любимое село


Тема: «Моё любимое село»
Цель: углубление знаний детей о родном селе, его истории.
Задачи:
познакомить с историей возникновения села Ухтуй и коренными жителями - бурятами;
показать расположение поселка на территории HYPERLINK "http://pandia.ru/text/category/stavropolmzskij_kraj/" \o "Ставропольский край"Зиминского района Иркутской области, взаимосвязь жизни и деятельности жителей поселка от географического положения и природных ресурсов;
вызвать у детей интерес к своему селу, чувство гордости и восхищения красотой родного села;
развивать воображение, связную речь, мышление в процессе дидактической игры;
воспитывать патриотизм, любовь к родному селу.
Материал: разрезные картинки «Карты», макет «часов времени», презентация «История образования Ухтуя», фотографии с социальными объектами села, фонограмма боя курантов и спокойной музыки.
Литература: журналы «Дошкольное воспитание».
Предварительная работа: прогулки и экскурсии по селу, рассматривание фотографий с видами села, чтение книги В. Степанова «Моя родина Россия».
Ход мероприятия.
Собрались все дети в круг-
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
(Дети встают в круг)
- Ребята, я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие, путешествие в историю нашего родного села. Но чтобы попасть на него, нужно правильно ответить на мой вопрос. Если вы правильно ответите, то подойдёте к столу и выберете себе карточку понравившегося цвета.
У человека руки, у собаки?
Дом из кирпича какой?
Стол из дерева?
У человека волосы, а у льва?
Муравей ползает, а бабочка?
Что днём светит на небе?
Какое самое жаркое время года?
Камень твёрдый, а подушка?
Сколько спинок у двух свинок?
Бабочка летает, а улитка?
Ваза из стекла какая?
- А теперь распределитесь в группы по выбранному вами цвету и из полученных карточек соберите картинку.
Развивающая игра «Собери картинку»
(Дети собирают изображения карты России, Иркутской области, Зиминского района, Ухтуйского муниципального образования)
За первым столом дети собрали карту. Кто её узнал? Да, это карта нашей страны. Как она называется? (слайд 1)
За вторым столом дети тоже собрали карту. Так выглядит наша область.
(слайд 2) Какая?
А вот тут - наш ближайший родной город, где живут некоторые из вас. Называется … (город Зима).
А кто из вас собирал еще одну карту? - так выглядит наш Зиминский район на карте. (слайд 3)
И последняя карта. На ней изображена территория Ухтуйского муниципального образования. Именно здесь мы с вами и живём. Это и село Ухтуй, и село Норы, и Мордино. (слайд 4) /показать на карте населённые пункты/
- Ребята, а теперь вы догадались, о чём мы будем говорить?
- Да, о нашей любимой малой родине, о родном селе Ухтуй. Славапрочитает нам стихотворение В. Козлова.
Родная сторонка!
Нет просторов, светлей для меня,
Только эти деревенские дали.
Здесь моя дорогая родня,
Мои радости здесь и печали,
И звезда надо мной высока.
В тихом свете любовь и участье
И течет золотая Ока,
И блестит, как подкова на счастье.
(раздаётся бой курантов, который привлекает внимание детей к макету часов)
- Что это? Да это же не простые часы, посмотрите на них внимательно: стрелки показывают на странные сюжеты. Это же часы времени. Как вы думаете, смогут они помочь нам узнать об истории возникновения нашего села?.- В какую сторону мы повернём стрелки, чтобы попасть в прошлое?
(приглашаю детей присесть на стулья)
- Как вы думаете, давно ли образовалось наше село? Да, это произошло не десять, не двадцать, даже не сто лет назад , а более трёхсот лет назад.
- А вы знаете, почему назвали наше село Ухтуй?
- В давние времена коренными жителями нашего села были буряты. Они-то и давали названия рекам, горам, сёлам и другим местам.
- По одной версии названия с. Ухтуй, со слов старожила Селезнёва Данилы Ефремовича, прожившего 101 год и его двоюродной сестры Селезнёвой Татьяны Петровны, что название села произошло от сложения двух слов: «Ух» -изгиб реки и «Туй» - приток реки Ока.». (слайд 5)
- Первое поселение бурят проживало около современного моста, где речка Ухтуйка впадает в р.Ока. (слайд Ока, Ухтуйка 5)
- По другой версии, в 1670 году было очень большое наводнение и все жители того поселения с берега р.Оки переселились на более высокое и сухое место. «Ух, как Туй разлился», - сказал бурят. С тех пор деревня стала называться Ухтуй, а приток - Ухтуйка.
- Вот так выглядели жители нашей местности в старину. (слайд 6, 7)
- Летом буряты носили рубаху и халат из шёлковых тканей. В дождливую погоду надевали сабу – суконную шинель с перелиной. Зимнюю одежду в виде халата чаще всего шили из овчины, а бедняки – из шкур телят и жеребят. Шапки с бархатным околышем обязательно украшались красной шёлковой кистью наверху. Женщины втыкали в волосы за ушами две палочки, обшитые материей, к которым по праздникам подвешивали целый ряд цепочек с серебряными подвесками, которые развешивали и на груди.
Слайд 8
- А вот это их жилища, не дома, как у нас, а юрты, которые формой напоминают небесный купол.
Юрта: остов стен составляется из связанных между собой складных деревянных решёток, которые определяют размер и вместительность жилища , которые скреплялись крест-накрест ремешками. Их покрывали войлоком по определённому издавна установленному порядку.
Слайд 9
- А вот так выглядела юрта внутри. Посредине, между столбами юрты, выкладывалось из кирпичей или глины квадратное основание для очага - гуламта. Он служил для приготовления пищи и для обогрева. Внутри юрта делилась условно на две половины. В западной части - баруун тала - находились сбруя, орудия труда   и оружие, на стене висели онгоны - изображения духов, в восточной - зуун тала-размещались кухня, кладовая. Окна не делались, но иногда между бревнами вырезалось небольшое продолговатое отверстие для наблюдения за скотом. Пол был обычно земляной, у   более состоятельных бурят его покрывали досками.
Слайд 10
- Жили буряты за счёт разведения скота : коров, лошадей, занимались охотой и рыбалкой, так как в те времена ещё не было ни магазинов, ни предприятий….
Слайд 11
- У них были свои праздники, игры. Мы с вами даже часто играем в одну из бурятских народных игр, которая называется «Зун, утахн, зангилаа», а по нашему -  «Иголка, нитка и узелок». Давайте отдохнём и поиграем в эту игру.
Игра  «Иголка, нитка и узелок» (Зун, утахн, зангилаа)
Играющие дети становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.
Правила игры: иголка, нитка, узелок держатся за руки; их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.
- Потом, когда начали строить Сибирский тракт, в нашу местность стало прибывать всё больше народа разных национальностей: и русские, и чуваши, и татары, и коренных жителей становилось всё меньше, село застраивалось избами. Люди стали садить огороды, распахивать луга, выращивать пшеницу, рожь, строить фермы, фабрики … До нашего времени сохранились в селе старинные дома. В одном из них сейчас живёт наш любимый повар Татьяна Ивановна (слайд). А вот ещё (слайд). Здесь построено много новых, современных домов (слайд). Да и село наше выросло, стало большим и красивым, есть много интересных мест.
« Наш дом»
На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь,
И даже улицы родной
Мы не найдём на карте той.
Но мы всегда на ней найдём
Свою страну – наш общий дом.
Русская народная игра «Колечко, колечко, выйди на крылечко!»
Для начала игры играющие садятся в ряд. Все участники игры складывают руки лодочкой. Большие пальцы при этом должны закрыть пространство, которое образовалось между ладонями.
Водящий берет для игры “колечко” и удерживает его в своих ладонях, в точно такой же “лодочке”. “Колечком” может быть как само кольцо, так и, например, монетка, мелкий камешек, скомканный фантик от конфеты…
Подходя к каждому играющему, водящий незаметно для других участников игры должен положить “колечко” в ладони какого-нибудь игрока. После того, как водящий обойдет всех , он отходит от игроков и произносит слова “Колечко, колечко, выйди на крылечко!”
Тот игрок, которому попало “колечко”, должен подбежать к водящему, однако рядом сидящие, не должны дремать и должны задержать “везунчика”. Поэтому для “везунчика” очень важно сидеть тихо, никак не проявляя свою удачу до тех пор, пока ведущий не обойдет всех. Да и уходить из ряда нужно так, чтобы тебя не успели задержать.
Если “везунчику” удалось убежать – он становится ведущим, если же нет – остается сидеть на месте.
Все игроки должны быть внимательны и попробовать угадать заранее того, кому достанется “колечко”.
- Вот и побывали мы с вами в прошлом села. Давайте вернёмся в настоящее. Куда повернём стрелку часов? (прямо)
Дидактическая игра « Где я нахожусь?»
Раздаю детям фотографии с видами родного села и предлагаю рассказать о том, что там изображено, не называя самого места. Остальные дети должны догадаться, о каком месте родного села им рассказывают.
(Дети выбирают по фотографии с объектами села и рассказывают о них)
- Молодцы! Понравилось вам путешествие в прошлое нашего села? Что нового вы узнали?
- А хотелось бы вам побывать в будущем? Я предлагаю вам подумать , каким вы хотели бы видеть наше село в будущем? Давайте это нарисуем, или построим из кубиков, или построим из геометрических фигур…, кому что хочется…и в следующий раз мы все вместе отправимся уже не в прошлое, а в будущее.(Дети проходят в группу и выполняют самостоятельную деятельность.)
Самоанализ
Образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Моё любимое село».
Цель: углубление знаний детей о родном селе, его истории.
Задачи:
познакомить с историей возникновения села Ухтуй и коренными жителями - бурятами;
показать расположение поселка на территории HYPERLINK "http://pandia.ru/text/category/stavropolmzskij_kraj/" \o "Ставропольский край"Зиминского района Иркутской области, взаимосвязь жизни и деятельности жителей поселка от географического положения и природных ресурсов;
вызвать у детей интерес к своему селу, чувство гордости и восхищения красотой родного села;
развивать воображение, связную речь, мышление в процессе дидактической игры;
воспитывать патриотизм, любовь к родному селу.
Перед началом мероприятия были соблюдены все санитарно-эпидемиологические нормы: проведена влажная уборка, проветривание, подобрано оборудование в соответствии с ростом детей.
При планировании учитывала возрастные и психические особенности детей старшего дошкольного возраста, построила мероприятие на доступном для детей материале.
В соответствии с ФГОС к структуре образовательных мероприятий использовала принцип интеграции. Дети обобщали полученные ранее знания о родном крае, получали новые знания из презентации («Познавательное развитие»), читали стихотворения, учились составлять рассказ по фотографии , развивая связную речь, беседовали на протяжении всего мероприятия, отвечали на вопросы («Речевое развитие»), а так же – много двигались, играли («Физическое развитие»).
Составные части мероприятия были объединены единой темой: дети путешествовали в прошлое родного села, следя за историей его развития по иллюстрациям в презентации, что помогло мне активизировать внимание детей, и создало положительный эмоциональный настрой.
Были использованы разнообразные методы: словесные, наглядные, поисковые. Прослеживалась смена видов деятельности, дети постоянно двигались.
Все основные задачи были взаимосвязаны и решались в единстве.
На протяжении всего мероприятия шла работа по развитию речи детей, в основе которой был диалог.
Воспитательная задача реализовывалась во время беседы о необходимости охранять и беречь свою родину, стремиться преумножать её богатства.
Соблюдала педагогический такт по отношению ко всем детям, обращала внимание на то, чтобы все дети были активны.
Считаю, что мне удалось заинтересовать детей, мероприятие прошло хорошо, дети были эмоциональны, активны.
Воспитатель 1 квалификационной категории МДОУ Ухтуйский детский сад «Тополёк»Моличкович И. В.
23 сентября 2015 года.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Ухтуйский детский сад «Тополёк»
Конспект
познавательной образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
Тема: «Моё любимое село»

Воспитатель: Моличкович Ирина Васильевна –
первая квалификационная категория
С. Ухтуй2015 год