Материалы для дифференцированного зачета по дисциплине «Менеджмент»


Автономное учреждение
среднего профессионального образования
Ханты- Мансийский автономный округ – ЮграСУРГУТСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
Структурное подразделение – 4
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий по ТО
____________ Е.В.Рябошапко«___» _______ 2013 г.
Материалы ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА
По дисциплине ОГСЭ.07 Менеджмент
специальности 230115 Программирование в компьютерных системах
для 4 курса, группы 015
Преподаватель Шипаева Лариса Сергеевна
(Ф.И.О.)
Составлен в соответствии с рабочей программой, утвержденной
«__ » ____________20___г.
Рассмотрен на заседании профессионального - методического объединения
«Информатика и вычислительная техника»
Протокол от«06» сентября 2013г. № 1 Председатель профессионального - методического объединения Л.С.Шипаева (подпись) (Ф.И.О.)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Итоговая аттестация по дисциплине «Менеджмент» проводится в форме дифференцированного зачета и определяет уровень усвоения материала, предусмотренного федеральным государственным образовательным стандартом по специальности: 230115 «Программирование в компьютерных системах».
Комплект контрольно-измерительных материалов включает 67 тестовых вопроса и ситуационные задачи.
Теоретические вопросы тестов направлены на проверку знаний, что одновременно предполагает проверку и умение их применять для решения практических задач.
Время, отводимое на подготовку на тестирование – 40 минут.
Критерии оценивания: 35 – 45 ответов – «3» удовлетворительно
46 – 56 ответов – «4» хорошо
57 – 67 ответов – «5» отлично

Тест
Выберите правильный ответ:
1. Содержанию какого понятия соответствует следующее определение - процесс целенаправленного воздействия на объект -это?
1. Менеджмент
2. Управление
3. Функция менеджмента
2. Содержание какого понятия отражает следующее определение - особый вид деятельности, который позволяет объединить усилия работников организации по достижению общей цели - это?
1. Менеджмент
2. Управление
3. Функция менеджмента
3. Содержание какого понятия отражает следующее определение - совокупность приемов методов и средств осуществления управления - это?
1. Менеджмент
2. Управление
3. Функция менеджмента
4. Содержание какого понятия отражает следующее определение - вид управленчиской деятельности, который характеризуется однородностью целей, действий или объектов их приложения - это?
1. Менеджмент
2. Функция менеджмента
3. Метод менеджмента
5. Какому понятию соответствует следующее определение - способ воздействия на объект управления - это?
1. Менеджмент
2. Функция менеджмента
3. Метод менеджмента
6. В системе управления организацией - субъект управления - это?
1. Управляющая подсистема
2. Управляемая подсистема
3. Связующая подсистема
7. В системе управления организацией - объект управления - это?
1. Управляющая подсистема
2. Управляемая подсистема
3. Связующая подсистема
8. В каком виде может реализовано в процессе управления управляющее воздействие?
1. Приказ, распоряжение, указание
2. План, задание
3. Отчет
4. Данные контроля
9. В каком виде может быть реализована в процессе управления обратная связь?
1. Приказ, распоряжение, указание
2. План, задание
3. Отчет
4. Данные контроля
10. Можно ли представить процесс управления в виде схемы, общей для всех организаций, предприятий, фирмы?
1. Можно
2. Нельзя
11. Что поступает в организацию из внешней среды?
1. Цели
2. Информация
3. Ресурсы
4. Директивные указания
5. Отчетные данные
12. Что поступает во внешнюю среду из организации?
1. Информация
2. Ресурсы
3. Отчетные данные
4. Готовая продукция
13. Что является результатом деятельности объекта управления?
1. Информация
2. Функция управления
3. Готовая продукция организации
4. Управленческое решение
14. Что является результатом деятельности субъекта управления?
1. План, приказ, задание
2. Управленческое решение
3. Готовая продукция организации
15. Что является предметом труда работников управления?
1. Сырье, материалы
2. Готовая продукция
3. Информация
4. Ресурсы
16. Что является, продуктом труда менеджера?
1. Выполненная функция
2. Решенная задача
3. Готовая продукция
4. Управленческое решение
17. Что такое организационное управление?
1. Управление производственными процессами
2. Управление технологическими процессами
3. Управление людьми
4. Функция управления
18. На какие изменения реагирует менеджмент, как система гибкого управления?
1. Во внешней среде
2. Во внутренней среде
3. Во внешней и внутренней среде
19. Какие составляющие включаются в среду прямого воздействия организации?
1. Поставщики
2. Конкуренты
3. Собственники
4. Научно-технические организации
5. Государственные органы
20. Что из ниже перечисленного принято считать элементами внутренней среды организации?
1. Цели
2. Персонал
3. Методы решения управленческих задач
4. Функции персонала
5. Структуру
6. Технологию
7. Управленческие решения
21. Происходят ли изменения в элементах внутренней среды организации в процессе ее функционирования?
1. Происходят
2. Не происходят
3. Происходят только в отдельных элементах
22. Что влияет на процесс принятия решений в организации?
1. Состояние внешней среды
2. Состояние внутренней среды
3. Решения зависят только от лиц, принимающих решения
23. Какие функции менеджмента отражают процесс разделения управленческого труда?
1. Общие
2. Специфические
3. Связующие
4. Социально-психологические
24. Какие из ниже перечисленных функций относятся к специфическим функциям управления?
1. Мотивация
2. Коммуникационные
3. Организация труда
4. Общее руководство
5. Оперативное управление
25. Какие функции обеспечивают взаимосвязь и взаимодействие между элементами системы управления организацией?
1. Планирование
2. Организация
3. Мотивация
4. Коммуникационные
26. Какие функции обеспечивают координацию действий подчиненных руководителю лиц и подразделений?
1. Планирование
2. Организация
3. Общее руководство
4. Мотивация
5. Контроль
27. Какие из перечисленных функций менеджмента базируются на потребностях и интересах работников?
1. Планирование
2. Организация
3. Мотивация
4. Контроль
5. Руководство
28. Какие из перечисленных функций менеджмента позволяют установить цели организации и обеспечить их выполнение?
1. Планирование
2. Организация
3. Контроль
4. Мотивация
29. Какие из перечисленных функций менеджмента позволяют выявить отклонения, возникающие в процессе функционирования организации?
1. Планирование
2. Организация
3. Контроль
4. Мотивация
30. Для чего предназначена организационная структура управления?
1. Для установления целей организации
2. Для обеспечения единства действия всех элементов организации
3. Для стимулирования действий работников организации
31. Что характеризует организационную структуру управления?
1. Уровни управления
2. Звенья управления
3. Виды ответственности
4. Связи между звеньями
5. Тип руководства
32. Какие звенья выделяют в организационной структуре управления?
1. Производственные
2. Линейные
3. Функциональные
4. Технологические
33. Что представляет собой уровень управления?
1. Вид ответственности
2. Вид руководства
3. Ступень подчиненности и ответственности
4. Вид подчиненности
34. Что представляет собой управления?
1. Ступень подчиненности и ответственности
2. Обособленную ячейку структуры
3. Элемент структуры, выполняющий одну или несколько специфических функций
4. Ячейку, выполняющую одну из общих функций менеджмента
35. Какие связи существуют между звеньями в организационной структуре управления?
1. Вертикальные
2. Горизонтальные
3. Функциональные
4. Линейные
5. Смешанные
36. Что характеризуют линейные вертикальные связи организационной структуры?
1. Наличие совместно решаемых звеньями задач
2. Подчиненность и ответственность по всем вопросам
3. Подчиненность в рамках определенной функции
37. Что характеризуют функциональные вертикальные связи организационной структуры управления?
1. Наличие совместно решаемых звеньями задач
2. Подчиненность и ответственность по всем вопросам
3. Подчиненность в рамках определенной функции
38. Что характеризуют горизонтальные связи организационной структуры управления?
1. Наличие совместно решаемых звеньями задач
2. Подчиненность и ответственность по всем вопросам
3. Подчиненность в рамках определенной функции
39. Как могут быть связаны между собой функциональные звенья в организационной структуре управления?
1. Вертикальными связями
2. Горизонтальными связями
3. Функциональными связями
4. Связями координации и кооперации
5. Связями подчиненности и ответственности
40. Как могут быть связаны между собой линейные звенья в организационной структуре управления?
1. Вертикальными связями
2. Горизонтальными связями
3. Функциональными связями
4. Линейными связями
5. Связями координации и кооперации
6. Связями подчиненности и ответственности
41. Какие специфические функции выполняют линейные руководители?
1. Общее руководство
2. Оперативное управление
3. Технико-экономическое планирование и прогнозирование
4. Организацию труда и заработной платы
42. Какие специфические функции выполняют линейные звенья структуры?
1. Оперативное управление
2. Общее руководство
3. Технико-экономическое планирование и прогнозирование
4. Организацию труда и заработной платы
43. Какие специфические функции выполняют функциональные звенья структуры?
1. Общее руководство
2. Оперативное управление
3. Технико-экономическое планирование и прогнозирование
4. Организацию труда и заработной платы
5. Бухгалтерский учет
44. Какие организационные структуры следует отнести к структурам механического типа?
1. Линейные
2. Линейно-штабные
3. Линейно-функциональные
4. Дивизиональные5. Матричные
45. Какие типовые организационные структуры следует отнести к структурам органического типа?
1. Линейно-штабные
2. Линейно-функциональные
3. Дивизиональные4. Матричные
5. Проектные
46. Какие методы традиционно выделяют в менеджменте?
1. Экономические
2. Бюрократические
3. Административные
4. Социально-психологические
5. Демократические
47. Что можно отнести к инструментам экономических методов менеджмента?
1. Директивные показатели
2. Планы
3. ГОСТы4. Приказы
5. Экономические рычаги воздействия
48. Что можно отнести к инструментам организационно-распорядительных методов менеджмента?
1. Регламенты
2. Нормы и нормативы
3. Приказы и распоряжения
4. ГОСТы5. Системы материального стимулирования
6. Должностные инструкции
49. Что представляет собой норма управляемости?
1. Регламент
2. Приказ
3. Технологический норматив
4. Организационный норматив
5. Технический норматив
50. Что представляет собой «Положение об отделе»?
1. Регламентирующий документ
2. Приказ
3. Технологический норматив
4. Организационный норматив
51. Что характеризует стиль руководства?
1. Схему подчиненности и ответственности
2. Форму взаимоотношений руководителей и подчиненных
3. Связь кооперации и координации
52. Инструментом каких методов менеджмента является стиль руководства?
1. Экономических
2. Административных
3. Социально-психологических
4. Правовых
53. Что отражено в «управленческой решетке Блейка-Моутона»?
1. Матричная структура
2. Стиль руководства
3. Связь между звеньями структуры
54. Что характеризует стиль руководства в «управленческой решетке Блейка Моутона»?
1. Заботу руководителя о производстве
2. Личные интересы руководителя
3. Заботу руководителя о работниках организации
55. Какие психологические факторы влияют на работника организации?
1. Внутренние
2. Внешние
3. Производственные
4. Непроизводственные
56. Какие психологические методы может использовать руководитель для управления группой, отделом?
1. Методы формирования психологического климата в коллективе
2. Методы поощрения
3. Методы наказания
4. Методы профессионального отбора и обучения
57. Какой функцией менеджмента является делегирование полномочий?
1. Общей
2. Специфической
3. Социально-психологической
4. Связующей
58. Что представляет собой делегирование полномочий?
1. Передачу полномочий
2. Передачу ответственности
3. Передачу полномочий и ответственности
59. Что представляет собой цель?
1. Желаемый результат деятельности организации
2. Желаемое состояние организации
3. Количественный или качественный показатель деятельности
4. Желаемый результат деятельности работника организации
60. В каком виде могут быть представлены цели организации?
1. Словесной формулировкой
2. Формулами
3. Количественными показателями
4. Качественными показателями
5. «Деревом целей»
61. Как могут быть сформулированы цели в «дереве целей»?
1. По отдельным объектам
2. По отдельным исполнителям
3. По отдельным задачам
4. По функциональным областям деятельности организации
62. В какой из школ менеджмента были впервые выделены управленческие функции?
1. Школа научного управления
2. Административная или классическая школа управления
3. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук
4. Школа науки управления или математическая школа управления
63. В какой из школ менеджмента были впервые сформулированы принципы управления?
1. Школа научного управления
2. Административная или классическая школа управления
3. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук
4. Школа науки управления или математическая школа управления
64. В какой из школ менеджмента были впервые использованы приемы управления межличностными отношениями?
1. Школа научного управления
2. Административная или классическая школа управления
3. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук
4. Школа науки управления или математическая школа управления
65. Какие существуют подходы к менеджменту?
1. Процессный
2. Системный
3. Ситуационный
4. Динамический
66. Какие методы используются в самоменеджменте для планирования рабочего времени менеджера?
1. Метод «Дельфы»
2. Метод «Альпы»
3. Метод «дерева целей»
67. Является ли конкретный количественный или качественный результат деятельности организации критерием эффективности менеджмента?
1. Является
2. Не является

Ситуационные задачи.
Тема. Деловое общение. Освоение технологии делового общения
Цель: освоить этапы делового общения.
Деловое общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Анализ структуры делового общения менеджера и его динамики позволяет выделить четыре основных этапа:
1.Познание и составление первичного психологического портрета взаимодействующего с менеджером человека;
2.Создание соответствующих условий и психологических предпосылок эффективных коммуникаций;
3.Непосредственный контакт менеджера с другими лицами;
4.Осознание менеджером результатов и последствий контактов.
Задание 1. По предложенным ситуациям выстроить схему делового общения менеджера. В предложенных ситуациях можно воспользоваться любыми вариантами подсказок либо предложить собственный.
Указать к какому типу собеседников относится предложенный в ситуации сотрудник (см. варианты ситуаций )Состав отчета:
1.Выполнение задания 1
2.Выводы.
Рекомендуемая литература:
Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов « Менеджмент «
В.Д. Сухов, С,В. Сухов, Ю.А. Москвичев « Основы менеджмента»
Курс лекций.

Ситуации.
Ситуация 1. Ваш непосредственный начальник, минуя вас, дает задание вашему подчиненному, который уже занят выполнением срочной работы. Вы и ваш начальник считает свои задания неотложными.
Выберите наиболее приемлемый вариант решения.
А. Строго придерживаться субординации, не оспаривая решение начальника предложить подчиненному отложить выполнение текущей работы.
Б. Все зависит от того, насколько авторитетен в ваших глазах начальник.
В. Выразить свое несогласие с решением начальника, предупредить о том, что впредь в таких случаях будете отменять его задания, порученные ваше подчиненному без вашего согласия.
Г. В интересах дела отменить задание начальника и приказать подчиненному продолжать начатую работу.
Ситуация 2. Сотрудник вашего отдела допустил халатность: не внес в информацию, направленную в вышестоящий орган уточненные данные.
Действия руководителя:
А. Посочувствовать работнику, пустив разрешение ситуации на самотек.
Б. Потребовать письменного объяснения, провести жесткий разговор, припомнив прежние ошибки подчиненного.
В. Вынести факт на обсуждение коллектива, предлагая принять коллективное решение.
Г. Приложить к объяснительной записке докладную на имя руководителя
Ситуация 3. При распределении премий некоторые сотрудники коллектива посчитали, что их несправедливо обошли, и обратились к вам с жалобой.
Что вы ответите:
А. Скажите, что премии распределяются и утверждаются в соответствием с приказом.
Б. Успокоите сотрудников, пообещав, что они получат премию в следующий раз, если заслужат.
В. Посоветуете недовольным обратиться в соответствующий юридический или профсоюзный орган.
Тема. Процесс принятия решений
Цель: Приобретение навыка классификации управленческих решений.
Управленческое решение – это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления.
Задание 1. По предлагаемому списку решений произвести классификацию каждого (общие или частное; воздействует на внешнюю или внутреннюю среду предприятия; незапрограммированное или запрограммированное ).
Задание 2. Представить описание 3-х примеров из своего жизненного опыта, когда вы наблюдали принятие руководителем или старшими коллегами решения.
Список решений
1.Наем заведующим специалиста в исследовательскую лабораторию компании, производящей сложную техническую продукцию.
2.Доведение мастером до рабочих дневного задания.
3.Определение финансовым директором размера дивидендов, которые должны быть выплачены акционерам на девятый год последовательной успешной финансовой деятельности компании.
4.Решение начальника допущении официального отсутствия подчиненного на рабочем месте в связи с посещением им врача.
5.Выбор членами правления места для очередного филиала банка, уже имеющего 50 отделений в крупом городе.
6.Дача руководителем согласия на принятие выпускника юридического факультета университета на работу в аппарат крупной фирмы.
7.Определение годичного задания для ассистента профессора.
8.Дача начальником согласия на предоставление подчиненному возможности посетить учебный семинар в области его специализации.
9.Выбор авторами печатного издания для размещения рекламы о новом вузовском учебнике.
10.Выбор правления компании места для строительства ресторана «Вкусно и быстро» в небольшом, но растущем городе, находящемся между двумя очень большими городами.
Состав отчета:
1.Выполнение задания 1
2.Выполнение задания 2
3Выводы.
Рекомендуемая литература:
Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов « Менеджмент»
В.Д. Сухов, С,В. Сухов, Ю.А. Москвичев « Основы менеджмента»