Урок-закрепление по темам: «Нумерация чисел первого десятка», «Сложение и вычитание в пределах 10», «Решение задач».

Конспект урока математики в 1 классе Место проведения: ГБОУ школа-интернат № 17 г. Самары
Разработала и провела: Смолина Наталья Владимировна
Тема: Урок-закрепление по темам: «Нумерация чисел первого десятка», «Сложение и вычитание в пределах 10», «Решение задач».
Цель: закрепить знания о числах 0 и 10, умение соотносить их с цифрами и количеством предметов, умение выполнять действия сложения и вычитания в пределах 10, умеие решать задачи.

Обучающие: 
1) закреплять навык прямого и обратного счета в пределах 10,
2)закреплять вычислительные навыки в пределах 10 без перехода через разряд,
3)продолжать вырабатывать умение решать задачи на уменьшение на несколько единиц, на сравнение.
4)вырабатывать умение называть и различать геометрические линии.
Коррекционно-развивающие:
1)коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении,
2)развитие и коррекция способности к соцальной адаптации в общественных местах,
3) коррекция и развитие воображения учащихся через задания с воображаемой ситуацией.
Воспитывающие:
1) воспитание интереса к предмету «Математика»,
2)воспитание активного интереса к изучению окружающей действительности.
Оборудование:
карточки с числовым рядом,
иллюстрации овощей, фруктов, продуктов,
иллюстрации к задачам,
плакат с изображением геометрических линий,
плакат со словом «геометрия»
плакат с высказываниями: «Математика точная наука», «Математика царица наук»
плакат с ребусами

Ход урока.
1. Психологический настрой.
У нас на уроке много гостей. Издавна русские люди говорили: «Гости в дом - радость в дом». Улыбкой друг другу создадим хорошее настроение и начнём работу. 2. Актуализация знаний. - Сегодня мы отправимся в путешествие. Как вы думаете, куда? Не на Луну, не в космос, ни на необитаемый остров. Мы прогуляемся по городу и зайдем в те места, где люди бывают ежедневно. А знаете, почему? Прежде чем человек может отправиться в столь далекие и опасные путешествия, он должен научиться хорошо ориентироваться в окружающем его пространстве. А что это окружающее нас пространство? Это наш класс, школа, улица, общественные места города.

3. Постановка проблемной ситуации.
- А какие занания должны быть у человека, который выходит из дома один? (выслушиваются ответы детей). Правильно. А еще даже, чтобы ответить на простейшие вопросы, сколько этажей в твоем доме, сколько людей тебе встретилось и т. п., что надо уметь делать ? Конечно, уметь считать, и не приблизительно, примерно уметь считать, а точно, потому что математика точная наука (показать детям плакат с этим высказываением).
- А в каких профессиях нужна математика? Да, ребята, практически во всех. Послушайте:
Чтоб врачом, моряком
или летчиком стать,
Надо прежде всего
математику знать.
И на свете нет профессии,
вы заметьте-ка,
Где бы вам не пригодилась математика.

4. Основная часть урока.
4.1.Числовой ряд натуральных чисел.
- Ну что ж, в путь. Итак, мы выходим из квартиры и заходим в лифт. Но вот проблема: многие из кнопок стерлись и их не видно. Надо восстановить числовой ряд. (Детям раздаются листочки с числовым рядом от 0 до 10, в котором пропущены числа.). Вставьте пропущенные числа.
- Пока мы спускаемся, давацте сосчитаем ступени (показываю рисунок лестницы со ступенями), а вот нам навстречу идут соседи. Сосчитайте. Какие числа нам помогли сосчитать? Правильно, натуральные. Что это за числа? (выслушать ответ). Правильно, посмотрите на плакат:

Натуральные числа это числа, которые используют для счета предметов
или для указания порядкового номера

4.2. Нумерация в пределах 10 (четные и нечетные числа)
Вот мы вышли из дома и идем вдоль домов по улице. Мы помним, что с одной стороны улицы идут четные номера домов, с другой нечетные. Назовите четные номера от 0 до 10. Теперь нечетные.
4.3. Сложение и вычитание в пределах 10.
Дошли до магазина. Нам нужно кое-что купить. Догадываетесь, какие знания мы будем опять использовать? Действительно, математические знания и умения нам нужны на каждом жизненном шагу. В магазине нас ждут примеры на сложение и вычитание в пределах 10.
Все задачи сопровождаются иллюстрациями.
1. Нам надо купить 3 кабачка и 2 баклажана. Сколько всего овощей купили?
2. Еще мы возьмем 6 яблок и 4 груши. Сколько всего фруктов возьмем?
3. Из кассеты яиц, в которой лежит 3 десятка яиц, возьмем только 2 десятка. Сколько десятков останется в кассете?
4. С полки, на которой стоят 9 бутылок молока, возьмем себе 2 бутылки. Сколько бутылок молока останется на полке?
5. 10 разных булочек разложили в 2 пакета. Как это можно сделать? Что надо вспомнить? Правильно, состав числа 10.
4.4. Решение задачи на уменьшение на несколько единиц.
Выходим из магазина, относим покупки домой. А теперь отдохнем? Поедем в цирк?
Нам нужно проехать 9 остановок на автобусе до цирка. Считаем до 9 по цепочке.
Ну, вот и цирк! Заходим, показываем билеты, раздеваемся в гардеробе и проходим на свои места. Чтобы найти свой ряд и место, знания какой науки нам пригодятся? Разумеется, математики.
В цирке нас ждут задачи. А что такое задача? (Это математический рассказ, в котором есть условие и вопрос). А что такое условие задачи? (это то, что нам известно). Что такое вопрос задачи ? (то, что надо узнать, найти).
Итак, выступление диких зверей. Кто изображен на иллюстрации? (тигры и львы). Послушайте задачу: На арене цирка выступали 6 львов, а тигров на 2 меньше. Сколько тигров выступало на арене цирка?
О ком задача? (о львах и тиграх)
Что нам известно о львах? (их было 6)
Известно, сколько было тигров? (нет, не известно)
Но что сказано про тигров? (их было на 2 меньше, чем львов)
Что значит «на 2 меньше»? (столько же, но без двух)
Что надо узнать в задаче, какой вопрос? (сколько тигров выступало)
Какие слова возьмем для краткой записи? (львы и тигры)
Что напишем напротив слова «львы»? (6)
Что напишем напротив слова «тигры»? (их количество нам неизвестно, значит, ставим занк вопроса, но сказано, что на 2 меньше, значит, после знака вопроса ставим запятую и пишем на 2 меньше)
Каким действием узнаем, сколько выступало тигров? (вычитанием). Почему? (тигров было меньше). Один ученик записывает решение на доске, остальные с помощью красно-зеленых светофоров показывают, согласны они с записанным решением или нет.
Какой будет ответ? (4 тигра выступало на арене цирка).

4.5. Физминутка.

4.6. Математические ребусы.
А вот и клоуны! Они нам принесли ребусы. Давайье попробуем их разгадать.
ПО2Л
ВИ3НА
О5

Р1НА

4.7. Решение задачи на сравнение.
Антракт! Идем в буфет. Смотрите, на одном подносе лежит 5 пирожных, а на другом -8 пирожков. Чего больше? Чего меньше? Как узнать, на сколько пирожков больше, чем пирожных? (чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее).
А чтобы проверить, действительно ли на 3 меньше, что надо сделать? (соединить пирожные и пирожки в пары с помощью линий). (Ребята окружают первую парту и соединяют в пары). Сколько пирожков осталось без пары? (3). Значит, чего больше? (пирожков). На сколько? (на 3).

4.8. Геометрический материал.
Повеселились? Поедем домой. Едем на остановке обратно 9 остановок. Считаем в обратном порядке от 9 до 1 по цепочке.
Проезжаем мимо стройки. А вы занете, какая наука помогает строить дома, чертить чертежи? (на доске плакат со словом «геометрия»). Это геометрия, что в переводе означает «гео» - земля, «метрио» - измеряю. Давайте, пока едем, повторим названия линий, которые мы изучили.
Перед вами пронумерованные линии. Назовите линию под номером 1 (отрезок). Что такое отрезок (прямая, у которой есть начало и конец). Под цифрой два? (луч). Что такое луч? (прямая, у которой есть начало и нет конца). Как назвается эта линия? (ломаная). Из чего состоит ломаная? (из отрезков). А эта фигура? (многоугольник). Как по-другому называется многоугольник? (замкнутая ломаная).

4.9. Задачи на логическое мышление.
Вот мы и дома! Нам надо приготовить себе ужин. Одно яйцо варится 4 минуты. Сколько минут будут варится два таких яйца? (4 минуты).
Пойдемте чистить зубы. Вот вам задача: пока мальчик чистил зубы, он оставил включенным кран с водой. За 1 минуту из крана вылилось 3 литра воды. Сколько литров выльется за 2 минуты? (6 литров).

Подведение итогов.
- Какие вы молодцы, ребята. Очень хорошо потрудились!
- Понравилась вам прогулка?
- Где мы побывали?
- Знания каких наук мы использовали? Да, знания математики, чтобы считать, русского языка, чтобы общаться и понимать друг друга, чтения, чтобы читать названия остановок, вывески, ценники и другую полезную нам информацию, окружающего мира, геометрии).
- Да, все ж без математики
Нам невозможно жить!
Любите математику
И вы поймете вдруг,
Что правда математика
Царица всех наук.
15