Конспект занятий в старшей логопедической группе по теме: «Звук «Д» и буква «Д»


Конспект занятий в старшей логопедической группе по теме:
«Звук «Д» и буква «Д»
Цель: Звук «Д» и буква «Д»
Задачи: Закрепить артикуляцию звука «д», Продолжать учить детей четко произносить звук «Д» в слогах, словах, предложениях, тексте. Дать понятие буква «Д». Развивать мышление в играх. Развивать мелкую моторику рук, фонематическое восприятие, слуховое внимание.
Оборудование: предметные картинки, картинки животных, карандаши, зеркала.
Ход:
Дети, скажите , животные могут говорить? (нет, они издают звуки).
Правильно! А люди, что же им помогает говорить?
- Верно! (Зубы, губы, язык)
Это наши помощники. Сначала посмотрите на меня. Ротик – домик приоткрыли, язычок ударяется о верхние зубы, произношу зв. «д».
- Возьмите зеркало в руки, улыбнитесь, приоткройте свой ротик – домик, постучите язычком о верхние зубы, произносите зв. «д-д». Говорить нужно коротко и отрывисто. Очень хорошо. Как звучит зв. «д» у Маши, Андрея.
Когда произносим зв. «д», то в нашем горле звенит голос, давайте проверим, приложите ладошку к гортани и произнесите еще раз д-д-д.
Почувствовали, как звенит звоночек внутри горлышка. Очень хорошо получается у Юли.
Дети, а какой звук слышно, когда дудят в дудочку: (Ду-ду-ду).
Сережа, повтори, как играет дудочка. Хорошо!
А сейчас поставьте зеркала на стол, и вам предлагаю отправиться в страну «АБВГДейку».
Готовы, туда попасть?
Нужно пройти по островам, называя его. Идти нужно по одному не пропуская ни одного числа.
Андрей пойдет первым – (первый остров, второй остров…)
(Дети по очереди идут, называя порядковые числительные).
Мы с вами попали к замку, тут нам предлагают поиграть в игру «Часовые».
У каждого Замка в воротах стоят часовые, и они пропускают жильцов замка. Кто хочет быть часовыми?
(2 детей)
А задание вам такое, пропускать нужно будет зв «д», а другие звуки не пропускают.
Приготовились? (т, г, д, ж, д, к, м, д,). Молодцы часовые. (Затем задание зв. «Д» в слогах, словах).- Ну что же вот нас и пропустили в страну «АБВГДейка». Проходите и садитесь на места.
(Слышится колокольчик). Как вы думаете, что это? (Входит гном, здоровается).
Меня зовут гном «Дон-Дон».
Логопед: Очень приятно! Ребята послушайте, какой первый звук слышится в имени гном?
«Дон-Дон».
Гном: Я узнал, что у вас дети такие умные, что им по плечу любые задания, вот я и решил проверить вас. В моем сундучке задания.
Вы ребята готовы с ними справиться?
Логопед: Что же интересного ты нам приготовил?
Гном: Вот вам картинки:
Дом, дым, душ, дождь. Произнесите слова так, чтобы был слышен звук «д». Что в этих словах общего? Назови, что нарисовано, выделяя первый звук. (ответы детей).
Повторить еще раз, четко выделяя звук «Д».
Гном: Совершенно верно. В этих картинках, словах, есть зв. «д».
Вы отгадали мое задание.
Логопед: Ребята, а как вы думаете про какой зв. Мы будем говорить?
Правильно, зв. «д».
- Сережа, как ты думаешь, какой зв. «д» (Согласный, звонкий, твердый)
Хорошо!
Гном: Вот вам следующее задание.
Логопед: Какая картинка лишняя? Назовите картинки, выделяя зв. «д» (дом, дерево, медведь, лавка)
Логопед: Почему эта картинка лишня? «Дон-Дон», правильно ответили дети?
Гном: Да, молодцы, а я и не думал, что они такие все умные. Ну, тогда, вам задание потруднее. Поиграйте в игру «Доскажи словечко».
1. У меня знакомых тьма,
не могу их счесть сама,
Потому что кто пройдет,
Тот и ручку мне пожмет.
Людям рада я, поверь,
Я – приветливая ……(дверь).
2.Поглядите, поглядите-
Потянулись с неба нити
Землю с небом хотят сшить?
Не ответишь, подождем
Отгадаешь под ……(дождем)
3.В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист
«Здорово, дрозд –приятель!
И ставит подпись ……… (дятел)
Гном: Ну и молодцы вы ребята я даже и не думал , что вы справитесь, ведь это так сложно.
Логопед: Да, ребята у нас смекалистые. Ну где же твое следующее задание.
Гном: Вот оно .А с этим вы уже точно не справитесь.
Логопед : А давай проверим .Ребята эта игра называется «звук заблудился». В этих маленьких стихотворениях нужно исправить слова , чтобы предложение было правильным .Внимательно слушайте .
1.Мама с бочками (дочками) пошла по дороге вдоль села.
-Как звучать будет правильно эти строчки , повтори Надя.
2. На поляне лесной , вырос зуб (дуб) молодой.(Какое дерево выросло , в названии которого есть зв. «д»)
3. Сели в ложку (лодку) и –айда!
По реке туда-сюда. Куда сели ? Повтори Саша ?Гном : Вот это да и с этим заданием справились отлично.
Но это еще не все, вот вам новое задание. Нужно правильно и точно ответить, где стоит звук «д» в словах : в начале, середине или в конце .Кто знает, поднимите руку. (спросить по одному ) (Дом , ведро , дверь , сад , дуб, лодка ) .Ответ дан.
Гном: Ну вы и умники ! Прямо всезнайки.
Логопед : Давайте все встанем из-за столов и немного отдохнем.

Физкультминутка
Логопед : Гном , «Дон-Дон» , а я знаю про тебя и твоих друзей стих и хочу его тебе и ребятам прочитать.
Дети вы слушайте внимательно и найдите в стихотворении похожие слова . начинающие со зв . «д».
Приготовились?
-Жил да был веселый гном
Он в лесу построил дом.
Рядом жил поменьше гномик
Под кустом он сделал домик.
Самый маленький гномишкаПод грибом сложил домишко.
Старый мудрый гном-гномище выстроил большой домище.
Какие слова встретились похожие ?Что выстроил гном (дом)
Что сделал гномик ? (домик )
Что сложил гномишка ?(домишко)
Что выстроил мудрый гномище ?(домище)
Как вы думаете , от какого слова произошли эти слова(отв.дет)
(Если затрудняются расшифровать лексическое значение слова)
Гном: Хорошее стихотворение , мне понравилось. А можно еще дать выполнить одно задание.
Ваши ребята читать умеют.
Логопед: Да. (Познакомить детей с буквой «Д») Гном :Тогда попробуйте покорить вершины и прочитать слова.
А в этих словах улетел шарик и нужно шарик с буквой , которая подойдет вставить в слово.
Молодцы! Мне очень понравилось в вашей стране АБВГДейке.
Логопед: Дон-Дон мы тебе хотим подарить на память карточки с твоим первым звуком в имени.
(Задание: заштриховать букву Д, соединить по точкам , продеть шнурок подарить Дон-Дону).
Итог:Логопед : Дети с каким звуком мы познакомились? Какую букву мы узнали?