Рабочая программа по кружку Математический калейдоскоп 1 класс внеурочная деятельность


Муниципальная бюджетная образовательная организация
«Средняя общеобразовательная школа № 25 им. 70-летия нефти Татарстана»
города Альметьевска Республики Татарстан
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель Директор МБОО «СОШ № 25
______/ С.Н.Минебаева директора по УР им. 70-летия нефти Татарстана»
Протокол №1 от ________/Л.И.Пляшева __________/Р.К. Загрутдинова
« 27» августа 2015г. «28» августа 2015г. Приказ № от 1.09.2015г.

Рабочая программа
Мардановой Ильзары Салаватовныучителя начальных классов
по предметной области
«Математика и информатика» 
по кружку
 «Математический калейдоскоп»
1д класс


2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Это может быть кружок «Математический калейдоскоп», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Предлагаемый курс предназначен для развития математическихспособностей учащихся, для формирования элементов логической и
алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать
свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание кружка «Математический калейдоскоп» направлено навоспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Общая характеристика курса «Математический калейдоскоп»
Кружок «Математический калейдоскоп» входит во внеурочнуюдеятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.
Программа предусматривает включение задач и заданий трудность которыхопределяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и
необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,
замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Кружок «Математический калейдоскоп» учитывает возрастные
особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотренапоследовательная смена одним учеником «центров» деятельности2 в течение
одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математическихзаданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место кружка в учебном плане.
Программа рассчитана на 33 –занятия в первом классе с проведением занятий 1 раз внеделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной
деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся
дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает
реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
№ Название раздела Кол-во часов
1 Числа. Арифметические действия. Величины. 16
2 Мир занимательных задач 5
3 Геометрическая мозаика 12
Всего 33
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии
решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять
простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственноговоображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения
курса «Математический калейдоскоп».
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы вразделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек наверхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы вответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательноевыполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое
читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходомшахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения - математические игры:
«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры
«Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое
домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число»,
«Отгадай число и месяц рождения».
Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День
и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»
Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».
Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние
карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ.
Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание
в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».
Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий кпалитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.
Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске»,
«Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий,
Выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда;
Использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений дляработы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие,
Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации,
Учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи снедостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление
аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств длямоделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и
выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективныхспособов решения.
Универсальные учебные действия
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и
вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,
«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры,
имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром
конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по
площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление
(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, пособственному замыслу).__ Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)
Форма организации обучения – работа с конструкторами
Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.
Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный»
конструктор.
ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».
Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и
мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др.,
указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей.
Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей;
Составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданномусловии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока,пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать
построенную конструкцию с образцом.
Календарно-тематическое планирование
№ п\пТема занятия
Содержание занятияДата по плану
1 Математика – этоинтересноРешение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается покомандам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3
клетки). 2 Танграм: древняякитайскаяголоволомка.
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверкавыполненной работы. 3 Путешествиеточки.
Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной
последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Проверка работы.
Построение собственного рисунка и описание его «шагов». 4 Игры с кубиками. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждогодва кубика). Взаимный контроль. 5 Танграм: древняякитайскаяголоволомка.
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление
картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверкавыполненной работы. 6 ВолшебнаялинейкаШкала линейки. Сведения из истории математики: история
возникновения линейки. 7 Праздник числа 10 Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число».
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. 8 Конструирование
многоугольников
из деталей
танграмаСоставление многоугольников с заданным разбиением на части; счастично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.
Составление многоугольников, представленных в уменьшенноммасштабе. Проверка выполненной работы. 9 Игра-
соревнование«Веселый счёт»
Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20).
Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а
разбросаны по всей таблице. 10 Игры с кубиками. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждогодва кубика). Взаимный контроль. 11 ЛЕГО-
конструкторы.
Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и
алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки пособственному замыслу. 12 ЛЕГО-
конструкторы.
Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и
алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки пособственному замыслу. 13 Весёлая геометрияРешение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. 14 МатематическиеигрыПостроение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»;
«Вычитание в пределах 10». 15 «Спичечный»
конструкторПостроение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненнойработы. 16 «Спичечный»
конструкторПостроение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненнойработы. 17 Задачи-смекалки.
Задачи с некорректными данными.Задачи, допускающие несколько способов решения. 18 Прятки с
фигурамиПоиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»6 19 МатематическиеигрыПостроение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»;
«Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание впределах 20». 20 ЧисловыеголоволомкиРешение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнениечислового кроссворда (судоку). 21 Математическаякарусель.
Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические
головоломки», «Занимательные задачи». 22 Математическаякарусель.
Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические
головоломки», «Занимательные задачи». 23 УголкиСоставление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному
замыслу. 24 Игра в магазин.
Монеты. Сложение и вычитание в пределах 20. 25 Конструирование
фигур из деталей
танграмаСоставление фигур с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление
фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверкавыполненной работы. 26 Игры с кубиками. Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних
гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого
кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго – числа 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Взаимный контроль. 27 Математическоепутешествие.
Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах.
1-й ученик из числа вычитает 3; второй – прибавляет 2, третий –
вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5. Ответы к четырём раундам
записываются в таблицу.
1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11
2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т.д. 28 Математическиеигры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками» 29 Секреты задачРешение задач разными способами. Реш ение нестандартных задач. 30 МатематическаякарусельРабота в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математическиеголоволомки. Занимательные задачи. 31 ЧисловыеголоволомкиРешение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнениечислового кроссворда (судоку32 МатематическиеигрыПостроение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»;
«Вычитание в пределах 20». 33 МатематическаякарусельРабота в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математическиеголоволомки. Занимательные задачи.