Статья на тему Школьная газета – одно из направлений внедрения медиаобразования в учебно-воспитательный процесс


С.Ю. Томилина,
квалификационная категория «специалист высшей категории»,
учитель информатики,
Государственное Учреждение
«Луганская специализированная
школа I-III ступеней № 5»
Школьная газета – одно из направлений внедрения медиаобразования в учебно-воспитательный процесс
Аннотация. В статье освещается одно из направлений внедрения медиаобразования в учебно-воспитательный процесс, на примере работы государственного учреждения над созданием школьной газеты «Всегда на 5», Луганской специализированной школы I-III ступеней №5. Автор освещает основные аспекты работы педагогов и учащихся в школьной газете, а также ее значение для развития творческих способностей школьников, их критического мышления, формирование умения современной молодежи ориентироваться в медиа изданиях, определять идеологическую важность медиа и их влияние на сознание граждан, рост значимости визуальной коммуникации и информации во всех отраслях. Внимание уделено необходимости обучения школьников медиаграмотности с ориентацией на соответствие современным требованиям.
Ребенок имеет право на свободное высказывание, то есть "свободу, искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка" (Статья 13.1 Конвенции ООН о правах ребенка).
Современная школа – это поиск новых эффективных технологий, путей формирования зрелой, социально значимой личности. И потому так важно, чтобы выпускники обладали не только прочным запасом учебных знаний и умений, но и сформированными навыками саморазвития и самообразования, необходимыми компетенциями, позволяющими им легко адаптироваться в большом и сложном «взрослом» мире.
Школа – это модель «взрослого» мира, поэтому развитие творческих способностей детей, социализиция школьников, повышение их мотивации к созиданию – одно из приоритетных направлений её развития.
Вполне убеждена, что важнейшим условием мотивации ребенка к творчеству является увлеченность творческой идеей самого учителя. Если нет блеска в глазах, нет фонтанирующей энергии – ничего не получится. Вялость и апатичность порождают скуку и грусть, а творчество – это всегда поиск и невероятное чувство удовлетворения, когда что-то получилось, и снова поиск, если что-то не удалось.
Медиаобразование (англ. Media education, от лат. media - средства) - направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками массовой коммуникации. Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать её, осознавать последствия её воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств. [2, с.14]
Медиаобразование провозглашено ЮНЕСКО одним из приоритетных направлений в педагогике XXI века. Медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета, помогает ему лучше понять язык средств социальной коммуникации.
Именно медиаобразовательные технологии, которые сегодня выделились в отдельную часть педагогики – медиадидактику, разрабатывающую теорию медиаобразования и обучения, научно обосновывает содержание медиаобразования, изучает закономерности, принципы, методы и организационные формы обучения с привлечением медиапродуктов, – воплощают принципы гуманизации образования, способствуют повышению интеллектуального, культурного, духовного, нравственного уровня будущего специалиста. [3, с.18]
Главной целью Концепции внедрения медиаобразования является содействие развитию в ЛНР эффективной системы медиаобразования для обеспечения всесторонней подготовки детей и молодежи к безопасному и эффективному взаимодействию с современной системой медиа, формированию у них медиаграмотности и медиакомпетентности в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Выделяют следующие формы медиаобразования:
дошкольное (эстетическое и интеллектуальное развитие личности ребенка);
школьное (направлено преимущественно на формирование критического мышления, коммуникационной медиакомпетентности);
внешкольное (развитие способов творческого самовыражения личности);
в высшей школе (предусматривает подготовку как специалистов для масс-медиа, так и медиапедагогов и медиапсихологив);
медиаобразование родителей (обеспечивает эффективность медиаобразования семьи как ведущего фактора и социальной среды ранней социализации ребенка);
медиаобразование взрослых (обеспечивает выравнивание опыта поколений).
Одним из путей развития коммуникативной медиакомпетентности, формирования критического мышления учащихся является работа над созданием школьной газеты.
Школьная газета – это не просто печатные издания, отражающие школьную реальность, прежде всего это особый детский социум, сообщество близких по духу людей, объединенных общей идеей и готовых реализовать свой творческий потенциал.
Издание должно быть интересным! Причем, и тем, кто его создает, и тем, кто его читает. Итак, должна быть четкая концепция печатного издания, ориентированного на своего читателя. Создать концепцию не так просто. Еще труднее выбрать форму для реализации творческой идеи.
Важно учить детей четко формулировать и выражать мысли и чувства, а также они должны знать, что это их неотъемлемое право и иметь внутреннюю потребность высказываться. Задача также состоит в том, чтобы научить детей свободно выражать свои взгляды, сформировать механизм реализации этого права, и осуществлять мониторинг, то есть постоянное отслеживание его на практике.
Эффективным средством обучения и обеспечения механизма реализации могут стать школьные СМИ. Это позволяет создать демократическую атмосферу, привлечь учащихся к обсуждению важных для них проблем и к принятию решений.
Какие они, школьные газеты? Совершенно разные. Но главное, что они о жизни в школе. Чем больше интересных новостей о заведении, тем интереснее газета. Ведь основное задача – сообщать новости. Поэтому школа, которая выпускает свое издание, привыкла жить общественной жизнью. Это значит, что юнкоры пишут обо всем, что происходит. Ведь, если газета пишет о том, что интересно, ее ждут с нетерпением.
Одним из направлений внедрения медиаобразования в учебно-воспитательный процесс в Луганской специализированной школе № 5 является работа над созданием и печатью школьной газеты «Всегда на 5».
Сначала, с декабря 2013 года, газета издавалась раз в четверть на четырех листах формата А4 и называлась «Школьный вестник». В 2016 году состоялась реорганизация издания, газета получила название «Всегда на 5» и стала издаваться раз в месяц и состоит сейчас из 6 страниц. Электронный вариант газеты размещается на школьном сайте http://lugschool5.ucoz.ua/.
В современном формате газета имеет ряд постоянных рубрик и устоявшихся традиций. В каждом выпуске - одна, максимум две ведущие темы, а есть и полностью тематические номера. В целом, ежемесячное издание - как будто летопись заведения. Среди постоянных и самых популярных рубрик такие, как «Проба пера», «Школьные новости», «Спортивная страница», «Ученическое самоуправление», «Поздравляем», юбилейные публикации, посвященные выдающимся людям и др (рис. 1.).

Рис. 1. – школьная газета «Всегда на 5», выпуск № 3
Основными принципами работы членов объединения нашей газеты являются:
актуальность опубликованных материалов;
отображение всех моментов школьной жизни;
корректность публикаций;
изучение и учет интересов читателей, реагирование на их критику.
В редакцию газеты «Всегда на 5» входят не только педагоги, но и ученики заведения, а редакция – это то место, где работают журналисты, корреспонденты! Каждый из них занимается своим непосредственной работой: кто является руководителем, кто-то – исполнителем, и таким, который четко знает и выполняет свои обязанности. Более подробно остановимся на том, кто же все-таки работает в редакции нашей газеты и какие обязанности выполняет:
главный редактор – следит за соблюдением тематики и работой редколлегии, его функции выполняет директор школы Андрух И.И.;
выпускающий редактор (заместитель главного редактора) – определяет тему своего номера, вместе с главным редактором анализирует редакционный портфель и формирует редакционное задачи, проверяет сроки выполнения работы членами редколлегии (написание статей, дизайн, верстку, корректуру, размножение, реализацию), на эту должность назначен завуч по воспитательной работе Зубкова О.Ю.;
дизайнер – отвечает за изготовление иллюстраций, верстку и оформление газеты, этим делом занимается учитель информатики Томилина С.Ю.;
фотокорреспондент – отвечает за фоторепортажи с мест, где происходят события, освещены в номере, эти обязанности выполняют в основном ученики средних и старших классов школы;
корреспонденты – находят и подают материалы, получив от выпускающего редактора задачи, это учителя и ученики школы;
репортеры – собирают информацию о текущих событиях, в основном это ученики средних и старших классов школы.
Безусловно, и корреспонденты, и репортеры по окончании сбора информации приступают к написание материалов будущих статей.
Работа над каждым новым номером длится от двух до трех недель и начинается очередным заседанием редколлегии, на котором решается, какой будет тематика статей следующего номера, распределяются задачи для репортеров, корреспондентов и фотокорреспондентов. Последним этапом создания номера есть работа дизайнера, который создает макет, осуществляет верстку и заканчивает оформление газеты.
При слаженной работе команды наша газета получила признание и своего читателя, что и является основной целью редакции. Творческие, упорные, креативные и дружные – именно такие наши «газетчики».
В марте 2016 года наши ребята показали свои знания в журналистики и рекламном творчестве на Республиканском медиаконкурсе, который проходил на кафедре социальных коммуникаций Луганского государственного университета имени Тараса Шевченко. По результатам конкурса ученики 10-А класса, Анастасия Бондаренко и Никита Тертыченко, заняли третье место. Организаторы вручили ребятам сертификаты и грамоты.
Творческая активность – это самореализация ребенка, и чем больше у ребенка возможностей заявить о себе миру, тем лучше. Конечно, и от педагога зависит многое, прежде всего определение степени готовности художественного материала, ведь восприятие так важно для автора - дебютанта.
Предлагаю вспомнить времена, когда компьютеры были далеко не у всех, а о компьютерных технологиях мы еще мечтали. Годы компьютерной безграмотности, одним словом. И разве мы при подготовке, например праздника Дня Учителя не готовили стенгазету, посвященную учителям? Кто-то рисовал, кто-то сочинял стихи и эпиграммы, кто проводил социологический опрос, интервьюировал учеников и учителей. Поразительно, что вместе, сообща работали и талантливые авторы, и тихие троечники, которые, кстати, прекрасно рисовали. И отчаянные хулиганистые мальчишки, которые составляли кроссворды об учителях.
Каждый находил себе дело, каждый реализовал свой творческий потенциал. А сколько радости и ликования было, когда вокруг газеты собиралась целая толпа читателей! Именно эта рукописная газета может положить начало творческому союзу таких разных детей и объединить их в единую творческую команду.
Школьная газета для учеников – это огромный стимул для саморазвития и самоорганизации. Здесь решаются такие вопросы, как профессиональная ориентация – и это не обязательно журналистика, здесь развивается и культура речи, и творческое воображение, развитие чувства времени и ответственности, производится владения новыми технологиями, опыт работы с различными источниками информации. Таким образом, газета помогает становлению личности ребенка - свободной, мыслящей, толерантной. Это такой вид работы, в котором невозможно руководителям работать в полсилы.
Сегодня школьные газеты – это, прежде всего, зарождение демократии в учебном заведении. Для учителей – это технология воспитания мыслящих и творческих учеников, для учеников – первые уроки правды, для молодого государства – путь к открытому гражданскому обществу.
Желаю тем, кто творит свою школьную газету и принялся за работу журналиста, почувствовать наслаждение от общения со своими читателями.
Литература
1. Концепция внедрения медиаобразования. Одобрено постановлением Президиума Национальной академии педагогических наук Украины 20 мая 2010 года, протокол № 1-7 / 6-150.
2. Медиакультура личности; социально-психологический подход: учебно-методический сборник / А. Т. Баришполец, Л. А. Найденова, Г. В. Мироненко, А. Е. Голубева, В. В. Резун и др ..; Под ред. Л. А. Найдёновой, А. Т. Баришпольця. - М .: Миллениум, 2009. - 440 с.
3. Онкович Г.В. Медиаобразование (Общий курс): программа учебного курса для студентов высших учебных заведений. - М .: ИВО АПН Украины, 2010. - 24 с.
4. Статья "Медиаобразование, как процесс развития и саморазвития личности современного школьника"
http://osvita.ua/school/lessons_summary/edu_technology/43755/