Из опыта работы «Внедрение здоровье сберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс»


Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно- воспитательный процесс
Хабибуллин Равкат Якубович, преподаватель физической культуры высшей квалификационной категории
МБОУ «Русско- татарская общеобразовательная школа № 129»
г. Казани Республики Татарстан

Учитель физической культуры – профессия особенная. Потому что, избрав эту профессию, учитель становится в ответе за здоровье детей, их физическое, психическое, нравственное и социальное развитие.
От учителя зависит, появится ли у детей уважение к предмету, разовьется ли в детском сознании ответственность за свое здоровье и потребность заботиться о нем, научатся ли ребята активно противостоять вредным привычкам, станет ли для них физическая культура частью их личности.
При всей значимости урока как основы процесса физического воспитания в школе главенствующую роль в приобщении к ежедневным занятиям физическими упражнениями учащихся, безусловно, принадлежит внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе. За ней будущее,так как даже индивидуально-дифференцированный подход не даст такого положительного результата, который достигается правильно спланированной спортивно – массовой работой, главной целью которой является внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь и быт школьника.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится наиболее важной в настоящее время при основопологающей задаче государственной политики федеральной целевой программы “Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы”.
Система физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.
Сложившаяся система включает в себя:
работу спортивных секций (баскетбол, футбол, хоккей, таэквондо);
индивидуальные занятия с перспективными учащимися и подготовка их к соревнованиям;
проведение соревнований по баскетболу, волейболу, футболу, хоккею, легкой атлетике,
участие в соревнованиях районного, городского, республиканского уровня;
организацию спортивно-массовых мероприятий;
участие в праздниках и оказание помощи в организации;
оказание помощи младшим школьникам в подготовке к соревнованиям;
агитационно- пропагандисткую работу;
работу с родителями.
Внеклассная спортивно-массовая работа в школе не может стать полноценной, если не будет сопровождаться системой организации занятий спортивных секций. Спортивные секции создаются для учащихся, желающих регулярно заниматься тем или иным видом спорта. В школе созданы и успешно работают секции баскетбола, футбола, хоккея, таэквондо.. Я являюсь тренером-преподавателем секции баскетбола. Трудно переоценить роль спортивных игр, которые занимают ведущее место в системе физического воспитания. С помощью спортивных игр, выполняющих роль важнейшего средства и метода учебного процесса, реализуются воспитательно-образовательные, оздоровительно-гигиенические, агитационно-пропагандистские задачи. Особенно важно, что в результате систематических занятий интересными и доступными видами спорта воспитывается и формируется ЗОЖ.
Организуя учебно- воспитательный процесс, я ставлю следующие задачи:
- создание здоровой школьной среды;
- укрепление здоровья детей посредством интенсивных занятий двигательными упражнения (преимущественно спортивными играми);
- овладение основами знаний в области физкультуры и спортивных игр, освоение правил техники и тактики в спортивной игре;
- развитие психических процессов личности;
- подготовка волевых, смелых, дисциплинированных молодых людей, обладающих высоким уровнем командной игровой подготовки и бойцовскими качествами;
- привитие стойкого интереса к занятиям спортивными играми и приобретение соревновательного опыта;
- формирование здорового образа жизни;
-оказание помощи в профессиональном самоопределении.
Для повышения качества учебно- воспитательного процесса использую инновационные педагогические технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии, развивающее обучение ,проблемное обучение, разноуровневое обучение,игровые технологии,обучение в сотрудничестве, культуровоспитывающие технологии ,технологию предпрофильной подготовки.
Первостепенным своим долгом считаю создание в коллективе учащихся благоприятного психологического климата, который складывается из атмосферы товарищества, взаимопомощи, толерантности, доверия. Во внеурочное время стараюсь определить свою роль не как преподавателя, а как наставника, друга, помощника ребят.
Стараюсь работать во взаимосвязи с родителями. В беседе с родителями мы затрагиваем волнующие нас вопросы обучения и воспитания. Родители высказывают свои просьбы, просят совета. Особую озабоченность высказывают по проблемам курения, алкоголизма, наркомании, которые приобретают характер национального бедствия. Я отвечаю на их вопросы. С этой целью на занятиях я обязательно уделяю время беседам на темы здоровья. Например, «Значение физкультуры и спорта в ЗОЖ»,« Гиподинамия - что это такое?» «Питание и здоровье», «Пагубное влияние вредных привычек на здоровье человека», «Наркотические вещества. Действие на организм. Последствия зависимости», «Как суметь отказаться» и т.д.
Профилактика курения, алкоголизма, наркомании – это воспитание полноценной личности, умеющей жить интересной, созидательной жизнью. Отсюда вытекает моя цель – научить детей самостоятельно добывать здоровую радость через занятия спортом.
Спортсмены принимают активное участие в общественной жизни школы: участвуют в мероприятиях, направленных на формирование негативного отношения к курению, алкоголю, наркотикам; участвуют в агитационно-пропагандистской работе по формированию ЗОЖ, в спортивных соревнованиях, в массовых праздниках, участвуют в работе пришкольных оздоровительных лагерей, помогают младшим школьникам в подготовке к соревнованиям «Веселые старты
Внеклассная спортивно-массовая работа в школе не может стать полноценной, если не будет сопровождаться системой школьных спортивных соревнований . Их любят учащиеся, они стимулируют учащихся к систематическим, регулярным занятиям спортом и являются эффективной формой пропаганды физической культуры и спорта .
Внутришкольные соревнования проводятся по разным видам спорта на протяжении всего учебного года в зависимости от климатических условий и прохождения учебного материала программы по физическому воспитанию. Главное в том– что правильно организованные соревнования способствуют укреплению здоровья учащихся, их физическому развитию и физической подготовленности.
В программе дней здоровья и спорта предусматриваются: подвижные спортивные игры, массовые соревнования '' Веселые старты '''', '' Папа, мама, я- спортивная семья! '', '' Кожаный мяч '' , соревнования по мини- футболу, баскетболу, волейболу.
Система физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в школе привела к достижению убедительных результатов.
- Удалось значительно укрепить здоровье учащихся посредством интенсивных занятий физическими упражнениями (преимущественно спортивными играми).
- Учащиеся успешно овладевают основами знаний в области физкультуры и спортивных игр, правилами техники и тактики игры.
- У учащихся возрос стойкий интерес к занятиям физической культуры и спортивными играми.
Но самым главным успехом в своей работе я считаю то, что дети любят уроки физкультуры, приходят с желанием в спортзал и на площадки во внеурочное время, они осознают место и значение физической культуры в жизни человека. У учащихся вырабатывается негативное отношение к вредным привычкам, желание самостоятельно заниматься физкультурой, что, несомненно, влечет за собой стремление к здоровому образу жизни.