Использование фонетической ритмики в системе личностно – ориентированного обучения дошкольников с нарушенным слухом


Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа – интернат I вида №1»
Использование фонетической ритмики в системе личностно – ориентированного обучения дошкольников с нарушенным
слухом
Автор статьи: Овчинникова Лариса Александровна
Учитель – дефектолог
КГБСКОУ СКШИ 1 вида 1
(дошкольное отделение)
Г. Хабаровск

Стимуляция речи движением – фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, основанная на физиологических особенностях воспроизведения звука. Дети с нарушением слуха имеют нормальные физические позиции для воспроизведения речи, но отсутствие внутренней связи в результате имеющегося дефекта делают невозможным слуховой контроль, отчего возникают дефекты произношения. Для восстановления внутренней связи необходимо стимулировать рефлекторные, физиологические, ритмические механизмы. Система специфических движений позволяет развивать и совершенствовать макромоторику тела, что ведет к совершенствованию макромоторики артикуляционных органов. Движения провоцируют звук и координируют его. Качество движения характеризует направление, стимулирует произнесение определенного звука. Тактильные ощущения в комплексе с использованием звукоусиливающей аппаратуры позволяют воспринимать звуки. Движения выполняются синхронно с преподавателем. По мере усвоения речевого материала они становятся более естественными. Конечная цель - речь без движения. Данный предмет ставит своей целью следующие задачи:
1.Формирование ритмико - интонационной стороны речи.
2.Вызывание, автоматизация и дифференциация звуков на материалеслогов, слов, фраз.
Формирование с помощью речевой ритмики навыка воспроизведения слов, наиболее часто употребляемых в речи детей, звуковой состав которых еще не доступен им в полном объеме.
Коррекция звукопроизношения.
Таким образом, на фронтальных занятиях по фонетической ритмике ведется целенаправленная работа по вызыванию у детей звуков, а также по дифференциации слов и фраз, звуковой состав которых им еще не доступен.
Задачей обучения произношению дошкольников с нарушенным слухом является формирование у них внятной, членораздельной, естественной речи. Работа над произношением в дошкольный период ведется с учетом аналитико-синтетического метода:' детей учат произносить не только целые слова и короткие фразы) но и отдельные элементы - звуки, слоги; при этом конечной целью всегда является слово, фраза. В обучении широко используются методические приемы, основанные на подражании речи педагога (сопряженное и отраженное проговаривание), а также самостоятельное называние предметов, картинок, рядовая речь (произнесение отдельных рифмованных строк, коротких простых стихов, считалок, чистоговорок), ответы на вопросы, самостоятельные высказывания, а по мере владения грамотой привлекаются и приемы, связанные с чтением.
В первые 1,5-2 года занятий работа над произношением ведется на слухо-зрительноЙ основе; с. 4-4,5 лет при необходимости применяются и разнообразные специальные приемы.
В дошкольный период особое место занимает использование фонетической ритмики как одного из эффективных приемов работы над произносительной стороной речи. Он основан на обучении детей подражанию крупным движениям тела, рук, ног, которые сопровождаются произнесением звуков, слогов, слов, фраз. Постепенно развивается двигательная сфера маленького ребенка, подражание движениям (не только крупным, но и мелким, в том числе и артикуляционным) становится более точным. И в этом случае именно движения способствуют формированию произношения.
сидя часто ударять кулаками о пол nanana, хлопать ладонями по бедрам, произнося в нормальном темпе па папа , хлопать ладонями по ногам, медленно воспроизводя па папа_;
шагать на месте в нормальном темпе, быстро и медленно, произнося слогосочетание татата в разном темпе;
хлопать в ладоши в медленном темпе, произнося па па_па_, в нормальном - папа па , в быстром - папапа (или хлоп-хлоп-хлоп и т.п.).
Сочетать быстрый темп движений с произнесением слога на каждое движение трудно, поэтому темп следует наращивать постепенно, с учетом возможностей детей.
В дальнейшем детей 4-6 лет следует учить постепенному убыстрению и замедлению темпа произнесения слогов
Например, стоя производить медленные махи руками внизу, произнося ля _
ляля, затем, продолжая движения перед грудью, произносить слоги В
нормальном темпе, над головой - в быстром - лялялялля. У груди - в
нормальном - ля_ля_ля_, внизу - в медленном - ляляля. Упражнение
может быть усложнено: внизу производятся махи в очень медленном темпе, сочетающиеся с таким же темпом произнесения слогов, постепенно руки поднимаются выше и выше, движения становятся более быстрыми, вплоть до очень быстрых над головой, а затем постепенно замедляются при опускании рук ниже и ниже; соответственно произносятся и слоги.
Аналогично проводятся упражнения при хлопании в ладоши, по бедрам, ходьбе на месте, ударах кулаком о кулак и т.п.
В это же время детей учат произвольно изменять темп и при произнесении словесного материала. Например, педагог, разместив в групповой комнате кукол (мишек, машины) на разном от детей расстоянии, спрашивает: «Где куклы? (мишки, машины) » - и вместе с детьми произносит: там, показывая на близко находящуюся куклу, «там» - на ту , которая подальше, «там»-на далеко находящуюся.
С этой целью следует учить дошкольников произносить очень простой речевой материал за разных «героев». Например, медведь, медведица и автоматический регулятор усиления, отрегулировать его таким образом, чтобы громкие звуки не были неприятны ребенку.
Работа над высотой голоса.
Этот раздел работы является одним из наиболее сложных. Упражнения, направленные на изменение высоты голоса, требуют пристального внимания со стороны педагога, так как неправильное их проведение будет способствовать закреплению дефектного голоса у детей. Следует помнить, что высота голоса индивидуальна: у одних детей основной тон их голоса выше, у- других - ниже. Ребенка учат изменять высоту голоса относительно основного тона его голоса, Т.е. в пределах его частотного диапазона. Важно следить затем, чтобы высокий голос не был фальцетным. При произнесении высоким голосом педагог может ощущать слабую вибрацию груди ребенка (так как включается грудной резонатор), а при фальцете она отсутствует (так как в голосообразовании принимает участие головной, а не грудной резонатор). Точно так же педагог должен проверить и высоту своего голоса при произнесении с его повышением гласных, слогов, слов и фраз. Образец для детей - высокий голос педагога, но ни в коем случае не фальцет. В ходе ежедневных целенаправленных упражнений каждый ребенок постепенно научится хотя бы немного изменять высоту своего голоса. Но это требует времени и целенаправленной работы. Хотя упражнения в изменении высоты голоса предлагаются с первого года обучения, первые результаты могут появиться значительно позже.
Начиная с ясельной группы, когда уже вызван голос нормальной высоты, детей учат говорить высоким и низким голосом. Работа проводится ежедневно. В первую очередь предлагаются упражнения, связанные с обыгрыванием различных игрушек. Именно при их проведении, как правило, впервые появляется произвольное повышение и понижение голоса. Можно рекомендовать следующие упражнения:
• изображать большого и маленького мишку (зайку, собаку): большой
медведь идет медленно - А-А-А (низкий голос), маленький бежит - а-
а-а (высокий голос);
При этом они могут ходить по кругу, шагать на месте, хлопать в ладоши и т п.
По мере того как дети овладевают этим умением, упражнения усложняются: им предлагается- сочетать произнесение повторяющихся ритмов с изменением силы голоса или темпа воспроизведения например:
отхлопывать ритм ПАпаПАпаПАпа в разном темпе: медленно, в нормальном темпе и быстро;
шагать на месте, произнося ритм ТАтатаТАтата тихим голосом и слегка поднимая ноги, голосом нормальной громкости и средним подниманием ног, громким с высоким поднятием колен.
Предлагаются также упражнения в воспроизведении ритма слов, фраз, простых стихов, например, татаТОтатаТО - молоко, молоко, тататаТЕТтататаТЕТ - велосипед, велосипед, таТУтататаТО - на улице тепло.
Дети отхлопывают эти ритмы, отстукивают, воспроизводят дирижированием; в них, как правило, сохраняется ударный гласный.
Детей учат не только воспроизводить ритм слов, но и подбирать их по ритму, предложенному педагогом. Например, узнавать, ритм какого из трех -пяти слов отхлопал взрослый: каша, весна, тапочки, собака, виноград.
Работа над интонационной стороной речи.
Произносительные навыки, которые формируются у дошкольников в ходе проведения описанных выше упражнений, создают основу, без которой невозможно овладение ребенком со значительным снижением слуха самой сложной для него составляющей фонетической системы языка - речевой интонацией.
Как известно, сенситивным периодом для становления речи является раннее детство. Слышащий ребенок усваивает многие элементы речевой интонации до того, как овладевает звуковой стороной речи. Произношение же детей со значительным снижением слуха (тяжелая тугоухость и глухота) индивидуальных занятиях также автоматизируется произнесение звуков, появившихся на основе подражания именно у данного ребенка и составляющих его индивидуальный звуковой багаж.
Занятия ритмикой всегда проводятся с использованием звукоусиливающей аппаратуры. С глухими детьми в течение всех лет обучения целесообразно применять стационарную аппаратуру. При этом дети должны иметь возможность свободно двигаться, т.е. не быть «привязанными» к столам. Слабослышащим детям стационарная аппаратура необходима на начальном этапе, в дальнейшем наряду с ней используются индивидуальные слуховые аппараты.
На занятиях речевой ритмикой дошкольники воспринимают материал на слухо-зрительной основе. По ходу занятия полезно часть материала предлагать детям только на слух. Следует учить отличать на слух один слог от ряда слогов, длительное его произнесение от краткого, слитное от не слитного, а также разные ритмы произнесения словосочетаний. Можно предлагать послушать, каким голосом по силе или высоте говорит педагог или ребенок, с какой интонацией произносится тот или иной речевой материал.
подход был предложен центром СУВАГ (Хорватия). В докладе описывается методика использования фонетической ритмики при работе над различными сторонами произношения.
В ней отражена система постепенно усложняющихся упражнений по отделению слога от ряда слогов, по изменению длительности, слитности, темпа произнесения речевого материала, силы и высоты голоса, по работе над ритмической и интонационной стороной речи. Мы специально не останавливаемся на вопросах вызывания звуков и их автоматизации, так как они подробно изложены в специальной литературе, в частности, в программе воспитания и обучения глухих дошкольников (1991), в работе Т.А.Власовой и А.Н.Пфафенродт «Фонетическая ритмика» (М.: Просвещение, 1989). Для облегчения усвоения приемов работы над различными сторонами произношения система упражнений по формированию каждого из них показана отдельно. Однако работа над ними ведется не последовательно (в том порядке, в котором она описывается), а параллельно, одновременно, с первых дней обучения. Только упражнения, направленные на изменение силы и высоты голоса, предлагаются несколько позже (обычно со П полугодия), после того как у детей уже вызван голос нормальной силы и высоты. Предлагаемые упражнения рассчитаны на глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста, начиная с двух лет. В основном они проводятся на фронтальных занятиях, при необходимости могут быть использованы и на индивидуальных.
Покажем на отдельных примерах работу над различными сторонами произношения с использованием ритмики.
Обучение отделению одного слога от ряда слогов.
Работа проводится в начальный период с детьми 2-3-х лет. Движения, сопровождающие произношение ряда слогов, должны отличаться от движений, сопутствующих произношению одного слога, например,
• сидя на полу, стучать кулаками по полу, произнося папапа, и по коленям - па;
медвежонок в разном темпе говорит: «Мед тут, мед там; мед, мед тут и там» (по возможности дети изменяют не только темп произнесения, но и высоту голоса).
Следует подбирать различные стихи, декламация которых требует изменения, темпа, например,
Еле-еле-еле-еле
Закрутились карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом,
Все быстрей, быстрей, бегом, Карусель кругом, кругом. Тише, тише, не спешите, Карусель остановите!
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра!
Проводя описанные выше упражнения, следует помнить, что основной задачей работы является формирование нормального темпа речи, что крайне важно и для внятности речи, и для ее восприятия. Умение произвольно изменять темп произнесения речевого материала способствует решению этой задачи.
Работа над изменением силы голоса.
В ясельной и младших группах, после того как у детей уже вызван голос, их учат произносить слоги громко и тихо, громко, потише и тихо (как правило, со II полугодия первого года занятий). В ходе обучения изменению силы голоса предлагаются различные движения, при этом чем громче звук, тем больше и амплитуда движения. Могут быть использованы следующие упражнения:
•изображать кошку, большую собаку, птичку; педагог (или ребенок) предлагает угадать, кого он изображает (Кто я?): идет «кошка», произнося голосом нормальной высоты ляляля, лает «большая собака» - АВ-АВ-АВ (низкий голос), летает «птичка» - пипипипи (высокий голос).
Также детям предлагается произносить высоким, низким И нормальным голосом различные гласные и слоги. При этом низкие звуки произносятся при расслабленных движениях, направленных вниз, -. высокие - с очень напряженными движениями, направленными вверх, например: стоя
разводить опушенные руки в стороны - 0(низкий голос), у груди - О
(нормальный), вверху - 0(высокий); так же проводятся упражнения и с
сочетаниями (та-, то-, ту_).
Следует помнить, что, если кто-то из детей срывается на фальцет, ему предлагается произносить гласные и слоги только низким и нормальным по высоте голосом; упражнения по повышению голоса проводятся индивидуально и начинаются, лишь после того, как удается устранить фальцет.
Когда дети научатся произвольно произносить слоги низким, нормальным и высоким голосом, их учат постепенному повышению и понижению голоса (как правило, начиная со старшей группы). Предлагаются упражнения такого типа:
«самолет» едет, а затем взлетает: а_ (низкий голос) А_ (высокий; «самолет» летит высоко и садится: А_ (высокий голос) а (низкий); «самолет» едет, поднимается, летит и садится а_А_а;
стоя медленно поднимать руки вверх, а затем опускать, произнося, а_ (па) вначале низким голосом, который постепенно повышается, а затем снижается; такие упражнения про водятся и с другими гласными;
стоя развести руки нешироко в стороны внизу - у _ (низкий голос), у груди - 0_ (средний), вверху - А_ (высокий); при этом движения игласные звуки воспроизводятся плавно, слитно; аналогично можно проводить упражнения и со слогами лалолу и др.
Чем раньше и целенаправленнее будет вестись работа над интонационным строем речи, тем лучших результатов в его усвоении можно достигнуть.
В дошкольный период детей учат передавать ту или иную интонацию на основе подражания, используя как естественные ситуации, так и специально создаваемые. При этом детей побуждают имитировать различные чувства, передавая их не только голосом, но и выразительной мимикой лица, телодвижениями. Предлагаются различные упражнения, которые проводятся ежедневно. Для примера приведем следующие. С первого года обучения и до последнего в ходе специальных игровых упражнений детей учат подражать педагогу, который изображает эмоциональные различные состояния, при этом постепенно усложняется и речевой материал. Подражая педагогу, дети учатся изображать:
боль - а-а-а, бобо, болит, у меня болит живот и т.п.;
радость - А_, Ура!, не болит, у меня не болит живот, мама пришла!;
вопрос - а:, Где?, Что там?, Мама?. Где папа?, Папа дома?, Почему:;
просьбу - а , а-а, дай, помоги, иди ко мне; тетя Оля, помоги;
осуждение - а, а-а-а, ай-яй-яй, фу!, плохо, неверно;
усталость - 0_, ох, устал (а), я устал(а) и т. д.
Постоянно разыгрываются разнообразные сценки: кто-то потерялся (хочет есть), что-то сломалось, кто-то ушибся (скучает, зовет маму) и т.п. Вот одна из них. К детям приходит новая красивая кукла. Малыши восхищаются ею. Кукла гладит детей по голове - "хороший" и начинает плясать, радостно напевая ляляля, дети поют вместе с ней. Затем она падает, «разбивает до крови») ногу (руку, лоб). Дети вместе с педагогом изображают боль куклы, произносят, как могут: «Бах, ой-ой-ой! Бобо! Болит, бобо! Ой-ой-ой, жалко!» Кукла (и дети вместе с нею) плачет: «0-0-0, бобо, болит». Педагог и дети жалеют куклу, «лечат» ее, целуют. Она «выздоравливает». «0»_ - радостно про- I износят дети и вместе с куклой танцу-) ют, подпевая ЛЯЛЯЛЯ, затем они изображают усталость: «0 , 0 , устали, ох-ох».
Обыгрываются повадки различных животных, характерные черты людей. Например, дети изображают кокетливую маму-кошку, шаловливого котенка,
Во время последующего периода обучения в упражнения включаютсявсе новые и новые звуки, например, круговые движения ладонями, поднятыми вверх от себя, сопровождаются длительным произнесением звукаШ-а резкое движение ими вниз - кратким ш.
Работа над слитностью звучаний.
Упражнения также проводятся в начальный период обучения с детьми 2-3-х лет. Рассмотрим некоторые примеры:
•стоя или сидя резко опускать руки со сжатыми кулаками вниз, произнося лапапа (слитно), стучать кулаком о кулак - па папа (не слитно);
•стоя покачиваться из стороны в сторону (например, изображаямишку), произнося то - то - то; топать одной ногой - то тото; изображать большой и маленький мячи: большой мяч -подпрыгивать по попо (или onon оп и т.п.), маленький - слегка приседать - попопо;
стоя плавно вытягивать вперед руки, согнутые в локтях перед грудью -ма -ма—ма; резко вытягивать в стороны то одну руку, то другую мамама ;
стоя выполнять вращательные движения ладонями над головой -ляляля; руки на пояс, наклоняться в стороны - ля ляля .
Подобные упражнения помогают формировать слитную речь.
Работа над темпом произнесения.
Упражнения проводятся в течение всего дошкольного возраста. Детей 2-3-х лет учат воспроизводить разнообразные движения в разном темпе, сопровождая их произнесения слогов, например,
•Сидя на полу, ноги в стороны, производить редкие удары мячом о пол, произнося па папа и частые папапа;
«Ляля спит» - дети тихо подходят к спящей в кроватке кукле, произнося тихим голосом папапа; педагог предлагает разбудить куклу, малыши громко топают, произнося громким голосом ПАПАЛА, кукла просыпается и пляшет;
сидя стучать пальцем о палец у колен, произнося татата (тихо), у груди - ТАТАТА (громче), над головой -ТАТАТА (громко); при этом увеличивается и амплитуда движений;
стоя разводить опущенные руки в стороны, а (тихо), разводить руки в стороны от груди - А_ (громче), над головой - А (громко); чем громче звук, тем выше поднимаются руки и с тем большим напряжением произносится звук (такие упражнения проводятся и с другими гласными);
стоя развести опущенные руки внизу - пу(тихо), у груди - ПО (громче), над головой ПА (громко) или наоборот: произносить слоги с соответствующими движениями сначала громко, затем тише и тихо;
шагать на месте (ходить по кругу) под звучание бубна или барабана: громкие удары - шагать, высоко поднимая ноги и громко произнося ПАПАПА (ТАТАТА, ТОП-ТОП-ТОП), удары потише - шагать обычно, произнося ЛАЛАЛА голосом разговорной громкости, тихие удары - слегка поднимать ноги и произносить слоги тихо.
В средней - подготовительной группах упражнения по мере Обучения усложняются: детей учат не только произносить слоги с разной силой голоса (от громкого до шепота), но и постепенному его усилению и ослаблению. Например, проводятся такие упражнения:
•стоя медленно через стороны поднимать руки вверх, произнося гласный а: с постепенным усилением голоса а - А , его ослаблением А а-, с усилением и ослаблением -а Аа .,
•стоя отводить руки со сжатыми кулаками попеременно в стороны, произнося татата; при этом движения выполняются вначале внизу с малой амплитудой и соответствуют тихому произнесению слогов, постепенно руки поднимаются, голос усиливается, а затем опускаются с уменьшением его интенсивности: упражнение усложняется.
В старшей и подготовительной группах наряду со слогами в упражнения включаются слова и фразы. Так, например, детей учат изображать куклу (малыша), женщину, дедушку, сопровождая это самыми простыми высказываниями типа: я иду - топ-топ-топ, которые соответственно произносятся высоким, средним и низким голосом. Разыгрываются маленькие сценки, например, кукла упала, плачет, «говорит» высоким голосом: «Я упала, болит нога»; пришел медведь и просит меда: «Я большой мишка. Я хочу меда» (низким голосом) и Т.П. Полезно подбирать стихотворный материал, связанный с изменением высоты голоса, типа: Колокольчик зазвенел: дин (высокий голос), дан (голос нормальной высоты), дон (низкий голос) или Колокольчик зазвенел: дин-дин-дин (высокий голос), дан-дан-дан (голос нормальной высоты), дон-дан-дон (низкий голос).
Рано-рано поутру
Пастушок - руруруру (высокий голос).
А коровы вслед ему
Замычали - му_ (низкий голос).
На занятиях важно предлагать каждому ребенку произносить материал и низким, и нормальным, и высоким голосом. Ошибочно, когда один ребенок постоянно повторяет материал низким голосом, а другой - высоким. Дошкольник с более низким голосом не будет овладевать его повышением (или наоборот), если все время будет произносить речевой материал только низким голосом.
Работа над ритмами.
В ясельной и младшей группах детей учат отделять один слог от ряда слогов, а на специальных- фронтальных занятиях - определять на слух злую большую собаку, ласкового маленького щенка, бравого солдата, дедушку, удивленную маму и т.п.
Инсценируются доступные детям сказки: «Теремок», «Варежка», Колобок", «Курочка Ряба» и т.п.
Вместе с педагогом дети рассматривают картинки, эмоционально оценивают изображенную ситуацию: «Молодец! Хорошо!», «Ай-яй-яй, плохо, нельзя», говорят за персонажей.
Во всех случаях подбирается речевой материал, который соответствует уровню речевого развития детей. При этом они учатся выражать то или иное состояние прежде всего движениями всего тела, мимикой лица, которые сопровождаются произнесением вначале лишь отдельных гласных и простых слогов (а_, о, папапа, татата), постепенно включаются лепетные и самые простые полные слова, а позже и фразы. Например, разыгрывая сценку, в которой щенок потерялся, маленькие дети жалобно лают «а-а-Ф» или «ав-ав-ав». зовут маму: «А-а-а, мама», плачут, радуются появлению собаки-мамы: «А_ (радостно), ура! Мама!» Дети постарше могут пользоваться другими речевыми средствами: «Я потерялся. Где моя мама? Мама, иди! Мама, я тут. Вот моя мама! Мама нашла меня. Я рад!» Начиная со средней группы, для упражнений специально подбирается речевой материал, насыщенный речевыми интонациями, типа:
-Вот наш дом. Мы дома. -Кто дома? -Мы дома. -Где вы? -Мы дома. -Где? -Дома.
Детей также учат выразительному чтению стихов, считалок и т д. К праздникам можно подготавливать маленькие инсценировки, насыщенные интонационно окрашенным материалом.
Как видим, материалом для занятий речевой ритмикой - являются звуки, слоги, слова, словосочетания, фразы, тексты (стихи, чистоговорки,
сидя на полу, стучать мячом о пол - папапа, вытянуть руки с мячом вперед па;
стоя хлопнуть в ладоши перед грудью - па, хлопать руками по ногам или по бедрам папапа;
шагать на месте - татата, подпрыгнуть - та;
стоя отводить руки поочередно в стороны нанана, вытянул, две руки вперед-на;
стоя вращать кисти рук над головой - ляляляля, спрятать руки за спину - ля
Работа над долготой звучаний.
Упражнения проводятся с детьми 2-Зх лет. Обучая малышей долгому и краткому произнесению звуков и слогов, педагог предлагает им проделать разнообразные движения, при этом долгому звуку соответствует плавное, длительное движение, а краткому - резкое, короткое. Приведем примеры упражнений:
•укачивать куклу: кукла спит - а - а (протяжно); кукла проснулась
и прыгает - па папа (кратко);
•сидя на полу, вращать мяч рукой, произнося 0__, отбрасывать мяч
вперед - о или па;
•сидя на полу, за столом, «вести» поезд (машину) «далеко» - уИ
поворачивать - у;
плавно соединять руки округло перед собой (над головой) - О резко опустить соединенные руки вниз - о;
плавно развести руки в стороны, затем прямые руки соединить перед грудью - у _ резко развести руки в стороны - а, соединить перед грудью -у;
•стоя развести руки в стороны, покачивая ими ("самолет летит"), произнести в----, резко опустить руки вниз, присесть - в ("самолет сел").
произнесения предлагаются более сложные словосочетания, например, татоту.
Когда дети уже могут воспроизводить слоги голосом разной интенсивности, их учат произносить голосом разной силы не только слоги, но и слова и фразы.
Используются различные ситуации, в которых нужно позвать ребенка (маму, игрушку), произнося его имя тихо, погромче, громко.
Целесообразно разыгрывать небольшие сценки, в которых разные персонажи говорят голосом разной силы, подбирать специальный стихотворный материал, например,
Ногами ТОП, ногами ТОП, громко топнем ТОП-ТОП-ТОП; Ногами топ, ногами топ, тихо топнем - топ-топ-топ.
Руками ХЛОП, руками ХЛОП, громко хлопнем - ХЛОП - ХЛОП - ХЛОП; Руками хлоп, руками хлоп, тихо хлопнем хлоп - хлоп - хлоп.
Следует помнить, что сила голоса индивидуальна и развивается постепенно. Обучая детей произносить гласные, слоги, слова и фразы голосом повышенной громкости, нужно следить, чтобы они не напрягались, чтобы не было излишнего форсирования звука. Это может привести к срыву голоса и к фальцету. Важно проводить работу не торопясь, ежедневно. Развитию голоса способствует длительное произнесение гласных, согласных м и в, воспроизведение ряда слогов. Каждый ребенок учится говорить громче и тише по отношению к индивидуальной силе его голоса. Постепенно голос окрепнет, и разница между нормальной его силой и тихим или громким голосом увеличится. Следует также следить за тем, чтобы усиливая голос, дети его не повышал, так как это может привести к фальцету.
Работая над силой голоса детей, важно постоянно следить за тем, чтобы громкие звуки не вызывали ни у кого из них неприятных ощущений. В случае их появления, во-первых, необходимо внести корректировку в режим работы индивидуального слухового аппарата: включать зрительной и слуховой основе количество звучаний в пределах трех. По мере того как дети овладевают этими умениями, педагог приступает к целенаправленной работе над воспроизведением ритма звучаний.
В младшей и средней группах детей учат воспроизводить вначале двусложные ритмы (типа ТАта и таТА), а затем и трехсложные (типа ТАтата, таТАта, татаТА). С этой целью проводятся разнообразные упражнения, в ходе которых дети отхлопывают, отстукивают ритмы, изображают их дирижированием. Важно, чтобы движение на ударный слог отличалось от движения на безударный. Вначале воспроизведение слога, находящегося под ударением, сопровождается движением не только более длительным, широким, но и качественно другим, например,
сидя ударять ладошками по коленям, произнося безударный слог ПА, и кулачками по полу - ударный - ПА (при воспроизведении двусложных ритмов паЛА или ПАпа);
сидя или стоя хлопать в ладоши на безударный слог - та и по ногам -на ударный - ТА (при воспроизведении трехсложных ритмов ТАтата, таТАта, татаТА);
сидя ударять мячом о пол, произнося безударный слог - та, вытягивать руки с мячом вперед-на ударный слог - ТА (воспроизводя двух-, трехсложные ритмы);
стоя, держа руки, сжатые в кулаки, у груди, на безударный слог руки резко опустить вниз па, на ударный отвести в стороны-вниз - ПА (при воспроизведении двух-трехсложных ритмов).
В случаях, когда тот или иной ребенок затрудняется в воспроизведении ритма, педагог выполняет упражнение вместе с ним, его руками.
Постепенно движения при произнесении ударного и безударных слогов начинают отличаться только по амплитуде и длительности, например, при отхлопывании ритмов, их отстукивании (рукой или ногой), дирижировании и т п.
В старшей и подготовительной группах детей учат воспроизведению повторяющихся ритмов типа ТАтаТАтаТАта или папаПАпапаПАпапаПА.
считалки, сказки), которые произносятся с разнообразными движениями. Слоговой материал, как правило, одинаков и для глухих, и для слабослышащих детей. Слова, словосочетания, фразы, тексты подбираются педагогом с учетом состояния слуха, уровня развития речи и степени сформированных произносительных навыков. Важно, чтобы речевой материал не только отвечал произносительным задачам, но и был доступен, понятен детям, нужен им в общении.
На занятиях речевой ритмикой материал дети произносят хором вместе с педагогом, затем его повторяют 2-3 ребенка. В первую очередь по одному говорят те дети, которые могут произнести слоги, слова, фразы неправильно. В случае ошибки педагог дает правильный образец, т.е. повторяет материал сам, затем они произносят его вместе, и наконец - звук, слог, слово, фразу вновь повторяет ребенок сам.
Произносительные возможности детей группы различны, и это следует учитывать. Одним детям предлагается для самостоятельного произнесения более сложный материал, другим - более легкий.
На каждом занятии ведется работа над различными сторонами произношения - над долготой, слитностью, темпом, ритмом, силой и высотой голоса, звуками, интонацией.
Фронтальные занятия по фонетической ритмике в течение всех лет обучения желательно проводить ежедневно, продолжительность их может быть такой же, как и других фронтальных занятий.
Если организовать работу таким образом не удается, то для речевой ритмики целесообразно выделить половину времени специальных фронтальных занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению, а также проводить различные упражнения ежедневно в течение 3-5 минут (т.е. в то время, которое учебным планом ~ программой отведено для этой работы).
Как известно, в детском саду для глухих и слабослышащих детей работа над произношением ведется не только на фронтальных, но и на индивидуальных занятиях. Речевая ритмика на индивидуальных занятиях используется- главным образом для вызывания и автоматизации звуков в Слогах, словах, фразах. При этом педагог пытается вызвать и закрепить у ребенка те звуки, над которыми он работает на фронтальных занятиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Боркович Любомир. Нейропсихолингвистика – основа слушания, мышления и речи. – Загреб. Поликлиника СУВАГ, 2004.
Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей. – Москва, 2002.
Королева И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами. – СПб., 2005.
Королева И.В. Диагностика и коррекция слуховой функции. – СПб., 2005.
Леве А. Развитие слуха у неслышащих детей. - Москва, 2003.
Марушин Т. Из тишины к звуку. Загреб. - 2003.
Нейрефизиологические исследования в клинике. Коллективная монография НИИ им. акад. Н.Н. Бурденко. - Москва, 2001.
Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. - Москва, 2001.
Основы специальной психологии. - Москва, 2002.
От рождения до школы. Примерная осонвная общеобразовательная программа дошкольного образования. – Москва, 2011.
Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. - Москва, 2003.
Пашквалин Мария и др. Искусственная улитка. Верботональный метод - Загреб. 2003.
Петрова Н.П. Если ребенок плохо говорит. - Москва, 2005.
Руленкова Л.И. Как научить глухого ребенка слушать и говорить. - Москва, 2010.
Руленкова Л. И. , Смирнова О.И. Аудиология и слухопротезирование. - Москва, 2003.
Специальная педагогика. – Москва, 2000.
Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка. Сурдопедагогика как наука. - Москва, 2003.